This paper presents a new kind of educational consulting – remote consulting. In education system remote consulting is a way tonot only get quality services, but also gain skills of using means of information and communication technologies. Introducing innovations into education forces a specialist to develop new competencies, implementing the concept of "education through life";this leads to the need to find new learning technologies and ways of learning. The author proposes to study forms of synchronous (webinar, e-conference, Skype, etc.) and asynchronous (e-mail, e-conference, etc.) remote consulting. The researchrevealed that the use of remote consulting by means of internet technology significantlyextends user’s capability to acquire knowledge.
consulting, remote consulting, consultant, synchronous system of remote consulting, asynchronous system of remote consulting.
Исследование поддерживается Российским гуманитарным научным фондом (грант № 13-06-00685).
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Человечество вступило в новый — информационный — этап своего развития. Информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Так, важным условием использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования является доступность информационных ресурсов, которые позволяют субъектам образовательного процесса получать необходимую информацию независимо от времени и пространства. Использование интернет-технологий открыло новые возможности выбора источников для передачи и получения информации, необходимой в образовательном консалтинге.
Р.К. Юксвярав, М.Я. Хабакук, Я.А. Лейман считают, что консалтинг — это деятельность и профессия, содержанием которых является помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта [11].
Дистанционный консалтинг в системе образования, основанный на использовании средств современных информационно-коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые, обучающие консалтинговые услуги, доступные специалистам разного уровня (руководители и специалисты региональных (муниципальных) органов управления образованием, руководители и специалисты образовательных организаций и т.д.). Особое значение дистанционный консалтинг может иметь для развития образовательных организаций в сельской местности. Однако широкое распространение данный вид образовательного консалтинга получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникационные каналы.
Считаем, что развитие дистанционного консалтинга в системе образования будет совершенствоваться по мере развития его видов и интернет-технологий.
1. Vasilenko, N.V. Konsalting v obrazovanii: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu 050400 «Sots.-ekon. obrazovanie» [Consulting Education: Textbook. manual for students enrolled in the direction 050400 “Social-Econ. Education”]. St. Petersburg, Kul’tInformPress Publ., 2011, p. 274.
2. Konsaltingovye uslugi v Rossii i za rubezhom [Consulting services in Russia and abroad]. Available at: http://www.coolreferat.com
3. Onlayn-seminar. Vikipediya, svobodnaya entsiklopediya [Live seminar. Wikipedia, the free encyclopedia]. Available at: http://ru.wikipedia.org/?oldid=64778593
4. Slastenin V.A., Kolesnikova I.A. Pedagogicheskoe konsul’tirovanie [Pedagogical counseling]. Moscow, Akademiya Publ., 2006, p. 320.
5. Petrova T.M. Metodicheskaya sistema podgotovki budushchego uchitelya k realizatsii distantsionnogo obucheniya informatike. Doct. Diss. [Methodical system of training of the future teachers to implement distance learning computer science. Doct. Diss.]. Volgograd, 2006, p. 446.
6. Posadskiy A.P., Khaynish, S.V. Konsul’tatsionnye uslugi v Rossii: prakticheskoe posobie dlya menedzherov i predprinimateley [Consulting services in Russia: a practical guide for managers and entrepreneurs]. Moscow, Finstatinform Publ., 1995, p. 176.
7. Potemkina T.V., Pudenko T.I., Chechel’ I.D. Konsaltingovye uslugi v sfere obrazovaniya: problemy formirovaniya kadrovogo resursa vedushchikh konsul’tantov po voprosam razvitiya obrazovaniya [Consulting services in the field of education: problems of formation of human resources for the leading consultants on the development of education]. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika [Education Management: Theory and Practice]. 2011, I. 4, p. 115.
8. Sosnina, T.V. Istoriya vozniknoveniya i razvitiya konsaltinga [History and development consulting]. Upravlenie obrazovaniem teoriya i praktika [Education Management: Theory and Practice]. 2013, I. 2, pp. 129-144.
9. Sosnina, T.V. Rol’ konsul’tanta v obrazovatel’nom protsesse [Advisory role in the educational process]. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika [Education Management: Theory and Practice]. 2013, I. 3, pp. 183-193.
10. Chechel’, I.D. Rol’ konsaltinga v modernizatsii obshchego obrazovaniya [Consulting role in the modernization of general education]. Innovatsii v obrazovanii [Innovation in Education]. 2012, I. 6, pp. 80-94.
11. Yuksvyarav, R.K., Khabakuk, M.Ya., Leymani, Ya.M. Upravlencheskoe konsul’tirovanie: teoriya i praktika [Management Consulting: Theory and Practice]. Moscow, Ekonomika Publ., 1988, p. 240.
12. Skype. Vikipediya, svobodnaya entsiklopediya [Skype. Wikipedia, the free encyclopedia]. Available at: http://ru.wikipedia.org/?oldid=65065123