В данной статье представлен новый вид образовательного консалтинга – дистанционный. Дистанционный консалтинг в системе образования – это один из способов получить не только качественные услуги, но и получить навыки использования средств информационно-коммуникационных технологий. При внедрении инноваций в систему образования специалисту необходимо осваивать новые компетенции, реализуя концепцию «образование через всю жизнь», что приводит к необходимости поиска новых способов получения знаний и технологий обучения. Автор предлагает к рассмотрению формы синхронного (вебинар, электронная конференция, Skype и т.д.) и асинхронного (электронная почта, электронная конференция и т.д.) дистанционного консалтинга. Исследование показало, что использование дистанционного консалтинга при помощи интернет-технологий значительно расширяет возможности субъектов образовательного процесса для получения новых знаний.
консалтинг, дистанционный консалтинг, консультант, синхронная система дистанционного консалтинга, асинхронная система дистанционного консалтинга.
Исследование поддерживается Российским гуманитарным научным фондом (грант № 13-06-00685).
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Человечество вступило в новый — информационный — этап своего развития. Информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Так, важным условием использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования является доступность информационных ресурсов, которые позволяют субъектам образовательного процесса получать необходимую информацию независимо от времени и пространства. Использование интернет-технологий открыло новые возможности выбора источников для передачи и получения информации, необходимой в образовательном консалтинге.
Р.К. Юксвярав, М.Я. Хабакук, Я.А. Лейман считают, что консалтинг — это деятельность и профессия, содержанием которых является помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта [11].
Дистанционный консалтинг в системе образования, основанный на использовании средств современных информационно-коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые, обучающие консалтинговые услуги, доступные специалистам разного уровня (руководители и специалисты региональных (муниципальных) органов управления образованием, руководители и специалисты образовательных организаций и т.д.). Особое значение дистанционный консалтинг может иметь для развития образовательных организаций в сельской местности. Однако широкое распространение данный вид образовательного консалтинга получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникационные каналы.
Считаем, что развитие дистанционного консалтинга в системе образования будет совершенствоваться по мере развития его видов и интернет-технологий.
1. Василенко Н.В. Консалтинг в образовании: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050400 «Соц.-экон. образование» / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: КультИнформПресс, 2011. С. 274.
2. Консалтинговые услуги в России и за рубежом. http://www.coolreferat.com
3. Онлайн-семинар. Википедия, свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/?oldid=64778593
4. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. С. 320.
5. Петрова Т.М. Методическая система подготовки будущего учителя к реализации дистанционного обучения информатике: дис....д-ра пед. наук : 13.00.02. Волгоград, 2006. С. 446.
6. Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России: практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. М.: Финстатинформ, 1995. С. 176.
7. Потемкина Т.В., Пуденко Т.И., Чечель И.Д. Консалтинговые услуги в сфере образования: проблемы формирования кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования // Управление образованием: теория и практика. 2011. № 4. С. 115.
8. Соснина Т.В. История возникновения и развития консалтинга // Управление образованием теория и практика. 2013. № 2. С. 129-144.
9. Соснина Т.В. Роль консультанта в образовательном процессе // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 3. С. 183-193.
10. Чечель И.Д. Роль консалтинга в модернизации общего образования // Инновации в образовании. 2012. № 6. С. 80-94.
11. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Леймани Я.М. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988. С. 240.
12. Skype. Википедия, свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/?oldid=65065123