Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes problem of gender communication, certain socio-cultural changes and their consequences. It shows that main methodological philosophical approaches of this problem explain features of the communication between men and women. Attention is focused on the philosophical aspect of subject-object dichotomy in gender theory. Object of our investigation is gender communication in modern society. The subject of research is the methodological basis and technology for the gender communication implementation as a culturological socio-forming factor. The author analyses the effects of the individuals interaction in different contexts of gender relations. The basis for the discourse is Michael Foucault’s concept of power, which has had a most powerful effect on gender theory since the late 20th century. The aim of the article is to confirm the possibility of a new order and communication priorities.

Keywords:
gender, gender communication, discourse, power, gender philosophy, genderlect.
Text

Социокультурные изменения, происходящие во всем мире, имеют многообразные последствия для общества, личности, социальных групп. В статье дается современная оценка гендерованого общества как системы организации социума, сохраняющей и усиливающей свои позиции, а также радикально, а порой драматично, развивающейся.

Гендерная коммуникация интересует профессионалов в области истории, социологии, философии, экономики, коммуникативистики, политологии, компаративистики и пр. Как правило, под этим понятием подразумевают обмен информацией и знаниями с целью формирования стереотипов, закрепленных в общественном мнении относительно коммуникации между гендерами. С позиции гендерной коммуникации становится возможным формировать представления как о системе общественных отношений в целом, так и о системе идентичностей, формирующих их.

Гендерная коммуникация нуждается в исследовании, уточнении значений, понимания ее сущности, причин, доминант формирования.

Объектом нашего исследования выбрана гендерная коммуникация в современном обществе.

Предметом исследования выступают методологические основы и технологии реализации гендерной коммуникации как культурологического социообразующего фактора. В данном исследовании нас интересует, каковы эффекты взаимодействия личностей в разных контекстах гендерных отношений. Основанием рассуждений здесь станет концепция власти, которая, начиная с конца ХХ столетия, наиболее мощно повлияла на гендерную теорию. Эта концепция принадлежит Мишелю Фуко. Он пишет, что, начиная с раннего модерна, в обществе господствуют иные, нежели прежде, формы власти. Они действуют не сверху вниз, не принадлежат определенному лицу. Они рассеяны в обществе, горизонтальны, незаметны. Их нелегко распознать как власти, но они легко контролируют большие массы людей и руководят ими. Фуко назвал эти формы властью дискурса, или дискурсивными властями [7]. Дискурсивная власть, по М. Фуко, — это власть-знание, власть общепризнанных знаний, правил, представлений, устоявшихся норм, с которыми все соглашаются и которых придерживаются. Эту власть-знание, которое организует наше общество не менее эффективно, чем вертикаль власти, Фуко назвал дискурсивной. Именно она разграничивает в обществе отдельные группы людей по определенному признаку и устанавливает между ними отношения неравенства (таким признаком может стать что угодно). Как следствие этих действий дискурса власти, появляются разные иерархизованные неравные группы: гендерные, расовые, возрастные. Так дискурс-власть конструирует группы людей и неравенства. С точки зрения М. Фуко, ответ на вопрос: «Где же источник власти?» находится в том, что источника власти нет. Власть — повсюду. Она не принадлежит субъектам, но создает их и проявляется через них.

References

1. Vestnik VGU, seriya «Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikatsiya» [Bulletin of VSU, series «Linguistics and Intercultural Communication»]. 2005, i. 2, p. 132.

2. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. 2012, i. 7, p. 39. 3. Zhenshchina, gender, kul’tura [Women, gender, and culture]. Moscow, 1998, pp. 84.

3.

4. Sidorskaya I. «Zhenskaya» i «muzhskaya» strategii analiza problem kommunikatsii» [«Women» and «male» strategy analysis of communication problems»]. Materialy 2y mezhdunarodnoy mezhdistsiplinarnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii «Zhenshchina. Obrazovanie. Demokratiya» 1999 g. [Proceedings of the 2nd international interdisciplinary scientific and practical conference «Woman. Education. Democracy», 1999]. Available at: http://envila.iatp.by/

5. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Research]. 1996, i. 11, pp. 21-22.

6. Fuko M. Istoriya seksual’nosti: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual’nosti. Raboty raznykh let [The History of Sexuality: Beyond the knowledge, power and sexuality. Work over the years]. Moscow, Kastal’, 1996, pp. 194, 230-241, 273.

7. Wharton Amy S. The Sociology of Gender. An introduction to the Theory and research. John Wiley&Sons, 2012.

Login or Create
* Forgot password?