CONTENT CHARACTERISTICS OF MEDIA CULTURE LEVELS OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of a theoretical and empirical study of the content characteristics of media culture levels in students of secondary vocational education. The purpose of the article is to justify the need to create a media-cultural educational environment in the educational space as a condition for the development of media culture among students. The author substantiates the content of this concept, its functions and structural representation on the basis of an interdisciplinary analysis of sources.

Keywords:
media culture, educational space, secondary vocational education, media and cultural environment
Text
Text (PDF): Read Download

Исторический период современного общества связан со стремительным развитием и внедрением во все сферы человеческой жизнедеятельности информационных технологий, с широкими потоками разнообразной информации, с уникальными техническими средствами ее хранения, переработки, использования и распространения. Тенденция глобализации мирового информационного пространства обусловливает превращение информации в глобальный ресурс человечества, а самого общества – в информационное общество. Развитие всеохватывающего информационного пространства обусловило явление информационной глобализации, стирающей временные, пространственные, в том числе государственные границы. Кроме того, по мнению ученых, медиа является главным проводником самой глобализации [5].

Особое место в системе подготовки профессиональных кадров занимает система среднего профессионального образования: практически каждый третий работающий сегодня гражданин России получил профессиональную подготовку в системе СПО. Вместе с тем, система среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения в ходе модернизации Российского образования. Тенденции изменения системы среднего профессионального образования обусловлены государственными и общественными претензиями, в числе которых, в частности − неспособность мобильно реагировать на требования меняющегося мира и несоответствие вызовам современного мира, одной из сущностных характеристик которого является новый тип культуры – медиакультура.

Медиакультура − часть общей культуры, проявляющаяся в определенном способе взаимодействия с применением медиасредств и медиатехнологий и обеспечивающая формирование опыта адекватного существования современного человека в информационном обществе и информационном пространстве.

По мнению автора, «… медиакультуру следует понимать в двух смыслах: в широком – как новую доминирующую культуру информационного общества и в узком – как культуру субъекта, способного работать с новой медиаформой коллективной информации, критически оценивать медиатексты, проявлять творческие умения в работе с медиатекстами и с медиасредствами. Именно данное понимание медиакультуры обращает внимание исследователей, применяющих педагогические подходы» [1].

Основные направления изменений системы среднего профессионального образования заключаются в создании новой структуры (ликвидация начального профессионального образования как самостоятельного уровня; перевод учебных заведений среднего профессионального образования на региональный уровень; возрастание роли и места социального партнерства в деятельности профессиональных образовательных организаций; создание условий для повышения уровня профессиональной мобильности выпускников). Медиакультура, развивающаяся в расширяющемся медиапространстве, сегодня выступает не только важнейшим средством информации, средством коммуникации, но и все более активно влияет на общественное сознание, интегрирует социальную модернизацию различных сфер жизнедеятельности, включая образовательное и профессиональное пространство. Именно информационно-коммуникативный тип социальной деятельности, обусловленный развитием медиакультуры, определил рост научного интереса к данному феномену современности.

Таким образом, медиакультура для современного специалиста является своего рода абсолютным требованием к уровню его профессиональной подготовки. Развитие медиакультуры обучающихся требует приобретения студентами ценностных ориентиров в медиапространстве, формирования умений работать и взаимодействовать в условиях виртуальной среды, широких, неконтролируемых потоках информации, развития критического мышления и становится одним из приоритетных образовательных направлений. Безусловная роль образования в развитии медиакультуры современного человека, понимание медиакультуры в широком смысле как доминирующей культуры современной цивилизации и в узком смысле − как личностного качества, обеспечивающего успешное социальное взаимодействие, требует обращения к концепции диалога культур В.С. Библера, выдвинувшего на первый план диалогическую концепцию образования, где идея «образованного человека» сменяется идеей «человека культуры», для которого важны не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования, знания о путях изменения знаний, «умение изменять и обновлять умение».

В педагогике к проблемам влияния медиакультуры обращались
И.В. Жилавская, A.A. Новикова, С.Н. Пензин, A.B. Федоров, Н. Хилько,
И.В. Челышева, A.B. Шариков; в психологии − Е.Е. Пронина; в культурологии − Н.Б. Кириллова; в искусствознании − К.Э. Разлогов. Особое место изучение медиакультуры занимает в философии и социологии, в которых оно представляет собой явление, детерминирующее реальность, социальное бытие и сознание
(B.В. Савчук, М.А. Корецкая, В.А. Возчиков, О.В. Костина, Г.Р. Хайдарова,
И.П. Смирнов, И.А. Кребель, Д.Ю. Сивков, Л.В. Нургалеева), что определило самостоятельное направление в философии – медиафилософию.

Актуальность педагогического направления в изучении медиакультуры подтверждается тем фактом, что в настоящее время активно развивается самостоятельная область исследования – медиаобразование. Педагогическая проблематика исследований разных аспектов медиакультуры связана с такими отечественными учеными как О.А. Баранов, А.В. Спичкин, А.В. Федоров,
В.Н. Романенко, Е.И. Худолеева и др., активно развивающих самостоятельное направление педагогики – медиапедагогику, предметом которой является медиаобразование. Медиаобразование – новая область педагогической науки, призванная дать теоретические, методологические, практические и методические ориентиры для подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности в новых условиях информационного общества. Актуальность данного направления очевидна. В современных условиях неконтролируемых и все возрастающих по скорости и объему потоков информации, педагогическое управление информационным воздействием становится одной из профессиональных педагогических задач. Дальнейшая коммерциализация и «либерализация» масс-медиа (средств массовой коммуникации) рассматривается как угрожающий фактор воспитания, социализации, социальной идентификации подрастающего поколения. Представляемая массам картина мира не всегда отвечает действительности и, по мнению О.Л. Шора, «аморфна, расплывчата, вторична. Если в минувшую эпоху передачи информации структурировались в соответствии с различными критериями – возрастными, социальными, по интересам, то на данный момент эта четкая структурированность утрачивается и исчезает» [3]. Рассуждая далее о влиянии медиакультуры, О.Л. Шор подчеркивает, что под воздействием медиа пошатнулись привычные ранее традиции, идеалы, нормы морали и этики, сама их стереотипность ставится под сомнение. Такая ситуация ставит перед педагогической наукой новые задачи духовного, нравственного, морального, этического, эстетического, патриотического воспитания в условиях влияния масс-медиа. С новой актуальностью звучат требования к компетенциям подрастающего поколения, в том числе в Федеральных государственных образовательных стандартах. Актуальность вопросов медиаобразования характерна и для мирового педагогического сообщества. Так, Л. Мастерман, один из теоретиков медиа, приводит семь причин необходимости и актуальности медиаобразования в современном мире, а именно:

1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современного общества средствами массовой информации.

2. Значительная идеологическая сущность медиа, их влияния на сознание человечества.

3. Непрекращающийся рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею, распространения её.

4. Высокая интенсивность проникновения медиа в основные социальные процессы.

5. Рост влияния и значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях человеческой жизнедеятельности.

6. Необходимость обучения подрастающего поколения соответствующим компетенциям.

7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [3].

Рассматривая логику организации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании, следует обратиться и к психологии профессионального образования. Так, согласно теории системогенеза
В.Д. Шадрикова, «психологическая система для каждого вида деятельности, которую осваивает человек, появляется не одномоментно, а формируется в соответствии с закономерностями системогенеза. Знания этих закономерностей раскрывает сущность научения в процессе освоения профессии» [3]. Ученый выделяет в качестве основных компонентов психологической системы деятельности следующие функциональные блоки: мотивы деятельности, цели деятельности, программы деятельности, принятие решений, подсистемы деятельностно-важных качеств. Таким образом, обучающийся по мере профессионального обучения «продвигается» в профессиональном и личностном развитии, детерминируя один процесс другим. По мнению А.В. Федорова, медиакультура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатексты, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа [2]. Следовательно, в освоении человеком медиакультуры также можно выделить уровни. Иными словами, субъект, осваивающий медиакультуру, продвигается от уровня пользователя к уровню критически, а затем и творчески, оценочно взаимодействующего с медиа (табл.).

Таблица

Содержательная характеристика уровней медиакультуры обучающихся

Уровень

личностной

медиакультуры

Содержательная характеристика

1

2

Репродуктивный

Освоение обучающимися медиакультуры естественным образом начинается с уровня пользователя средствами и продуктами медиа: просмотр фильмов, общение в социальных сетях, пользование электронной почтой, виртуальные игры, новости и т.п. Данный уровень можно назвать репродуктивным, стихийным, так как он основан на ситуативном, потребительском интересе пользователя, поддерживается развлекательной стороной медиа. Субъект осваивает новую программу или форму медийного взаимодействия по мере возникновения задачи. Так, покупка нового смартфона требует освоения новых функций, а, следовательно, и применения новых знаний и развития новых умений.

Данный уровень характеризуется фрагментарными, поверхностными медиазнаниями, новая информация воспринимается медленно, обусловливая практическую деятельность, так как у субъекта отсутствует общее видение проблемы, целеполагание. Обучающиеся показывают низкий уровень познавательной активности, не анализируют новые технологии и возможности ИКТ и ИКС, если в этом нет практической ценности, применяют только хорошо освоенные технологии и программы. Поиск информации не основан на критическом восприятии, не оценивается с позиции достоверности и актуальности, информационная деятельность осуществляется в основном «по образцу», следуя известному алгоритму

Поисково-продуктивный

Осуществляя образовательную деятельность, обучающиеся, используя поисковые системы, начинают работать с документами, медиатекстами. Данный уровень, названный поисково-продуктивным, не всегда предполагает наличие критического осмысления медиатекстов, аналитических умений. Нередко обучающиеся копируют первый же материл по первой же ссылке в поисковой системе. Целенаправленное обращение обучающихся к источникам медиа в процессе обучения, вместе с тем, способствует развитию критического понимания, предполагает формирование у обучающихся навыков работы и критического оценивания медиатекстов, медиапродукции.

Обучающиеся обладают более системными, взаимосвязанными медиазнаниями, но их перенос в профессиональную сферу все еще ситуативен и обусловлен учебной задачей и внешними условиями.

Обучающиеся открыты новому субъектному опыту: демонстрируют познавательную активность, интересуются новыми ИКТ, ИКС, пробуют различные возможности в информационной деятельности, умеют анализировать медиатексты, проявляют интерес к профессиональной деятельности. При этом, интерпретация медиатекстов осуществляется на основе имеющегося опыта, с применением наиболее привычных средств обработки и получения информации. Информационно-творческая деятельность осуществляется в зависимости от учебной задачи и интереса субъекта образования

Творческий

Третий уровень – творческий − предполагает не только понимание медиатекстов, профессиональных медиатекстов, критическое их оценивание, формирование навыков работы в профессиональных программах, умений найти, обработать, интерпретировать, анализировать и оценивать профессиональные медиатексты. Данный уровень предполагает умение обучающихся самостоятельно создавать медиапродукты, владеть основными программами, применять медиазнания в образовательной деятельности. Совершенствование данного уровня способствует дальнейшему развитию субъекта к профессиональному и личностно-профессиональному уровню медиакультуры.

Обучающиеся демонстрируют высокий уровень познавательной активности, критическое мышление, обладают прочными и системными медиазнаниями, быстро адаптируются в новых программах и средствах, используют широкий спектр информационных ресурсов, проявляют сформированность ценностных ориентиров, направленных на профессиональное развитие, активно интересуются новыми разработками и средствами в области медиа.

     

 

Для определения уровня сформированности медиакультуры у обучающихся в СПО как на констатирующем, так и на формирующем этапах педагогического эксперимента в результате реализации педагогических условий необходимо разработать систему оценки, включающую критерии с показателями и диагностические процедуры.

Таким образом, теоретическое осмысление феномена медиакультуры, выявление компонентов медиакультуры, анализ реальной практики профессиональной подготовки в организациях среднего профессионального образования, разработка критериев оценки возможной динамики развития медиакультуры у обучающихся позволяет выделить педагогические условия, реализация которых в образовательном пространстве СПО позволит ожидать повышения уровня развития медиакультуры обучающихся.  

References

1. Skobeleva I.E. Mediakul'tura kak sredstvo i uslovie samorazvitiya studentov // Problema processa samorazvitiya i samoorganizacii v psihologii i pedagogike sbornik statey po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 2018. - S. 220−224.

2. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika. − Rostov: CVVR, 2001. - 708 c.

3. Chernyh A. Mir sovremennyh media. - Moskva: Territoriya buduschego, 2007. - 312 s.

4. Shadrikov V.D. Psihologicheskiy analiz deyatel'nosti: sistemogeneticheskiy podhod. − Yaroslavl': Izd-vo YarGU, 1979. − 94 s.

5. Potter W. J. Medіa Lіteracy. Thousand Oaks - London: Sage Publіcatіon, 2001. - 423 p.

Login or Create
* Forgot password?