ASSESSMENT OF THE IMPACT OF FOREIGN TRADE ON THE LEVEL OF FOREIGN ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The assessment of the main indicators of foreign economic security of the country related to foreign trade is given. The analysis of indicators of trade balance of the country, and also structural indicators of foreign trade is carried out. Tendencies of dynamics of the main factors determining the level of foreign economic security are revealed.

Keywords:
economic security, foreign economic security, foreign trade turnover, export, import, indicators of foreign economic security
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Современный этап развития мирового хозяйства определяется процессами становления нового мирового порядка, для которых свойственно обострение конкуренции между странами за ограниченные ресурсы, рынки сбыта [1, 2]. Стратегия национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 отмечает, что «возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений» [3, п. 24].

В условиях глобализации становится невозможным развитие экономики страны без учета внешних факторов и внешнего окружения, поэтому одним из ключевых факторов обеспечения национальной и экономической безопасности на современном этапе развития мирового хозяйства становится внешнеэкономическая безопасность. Одним из инструментов реализации внешнеэкономической безопасности страны является внешняя торговля. Для своевременного выявления угроз внешнеэкономической безопасности и оперативного реагирования на них целесообразно осуществлять мониторинг и оценку динамики основных внешнеторговых факторов, определяющих уровень внешнеэкономической безопасности.

 

Цель исследования

Целью данной работы является оценка основных индикаторов внешнеэкономической безопасности страны, связанных с внешней торговлей, а также исследование тенденций динамики внешнеторговых факторов, оказывающих влияние на уровень внешнеэкономической безопасности страны, с целью выявления негативных тенденций в их динамике, что позволит своевременно принять соответствующие меры, направленные на укрепление внешнеэкономической безопасности страны.

 

Методологическая база исследования

Исследование базируется на утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. №208 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на   период до 2030 г. [4]. Методологическую основу исследования составили труды по вопросам внешнеэкономической безопасности Абалкина Л.И., Абрамова В.В., Андрианова В.Д., Афонцева С.А, Богомолова О.Т, Ващекина Н.П., Глазьева С.Ю., Гринберга Р.С., Делягина М.Г., Дынкина А.А., Ливенцева Н.Н., Некипелова А.Д., Оболенского В.П., Орешкина В.А., Сенчагова В.К., Хасбулатова Р.И., Шишкова Ю.В. а также авторские исследования по вопросам экономической безопасности [5–11]. Эмпирической базой исследования явились данные государственной и таможенной статистики за период 2015–2018 гг.

 

Основные результаты исследования

Внешнеэкономическая безопасность призвана обеспечить независимость национальной экономики от внешних факторов, защиту от возникающих угроз и на этой основе ее устойчивое развитие. Одним из инструментов реализации внешнеэкономической безопасности является внешняя торговля [12]. В соответствии с целью данной работы, прежде всего, рассмотрим динамику внешнеторгового оборота страны и показателей внешнеторгового баланса.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2018 г. составил 688 млрд долл. США и увеличился по сравнению с 2017 г. на 18%, в том числе экспорт – 450 млрд долл. США (рост на 26%), импорт – 238 млрд долл. США  (рост на 5%).

                                                                                                                                Таблица 1

Показатели внешнеторгового баланса России за 2014–2018 гг.

 

2014

2015

2016

2017

2018

млрд долл.

темп роста %

млрд долл.

темп роста %

млрд долл.

темп роста %

млрд долл.

темп роста %

млрд долл.

темп роста %

Внешне-торговый оборот (ВТО)

 

784

 

-

 

527

 

67,2

 

468

 

88,8

 

586

 

125,2

 

688

 

117,4

Экспорт

 

497

 

-

 

344

 

69,2

 

286

 

83,1

 

358

 

125,2

 

450

 

125,7

 

Импорт

 

287

 

-

 

183

 

63,8

 

182

 

99,4

 

228

 

125,3

 

238

 

104,4

 

Сальдо

 

210

 

-

 

161

 

76,7

 

103

 

64,0

 

130

 

126,2

 

212

 

163,0

Коэф. покрытия импорта экспортом

 

173

 

-

 

188

 

-

 

157

 

-

 

157

 

-

 

189

 

-

 

     Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1, в начале периода  2014–2018 гг. в результате снижения цен на энергоносители и введения санкций наблюдалась негативная тенденция к снижению внешнеторгового оборота, которая сохранялась до 2016 г. В рассматриваемый период наблюдалось снижение коэффициента покрытия импорта товаров экспортом. Минимальное значение этого показателя (157%) наблюдалось в 2015 и 2016 г. Сальдо внешнеторгового оборота при этом оставалось положительным.

     Принятие соглашения по ограничению добычи нефти странами Опек+ способствовало стабилизации цен на энергоносители. Одновременно начал осуществляться налоговый маневр, заключающийся в постепенном снижении экспортных налоговых пошлин при одновременном увеличении НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Все это позволило преодолеть наметившиеся негативные тенденции динамики показателей внешнеторгового баланса. В результате, начиная с 2017 г., возобновился рост внешнеторгового оборота и сальдо внешнеторгового баланса, а коэффициент покрытия импорта экспортом превысил значения, достигнутые в 2014–2015 гг.          

Таблица 2

Индикаторы внешнеэкономической безопасности  (внешнеторговый аспект)[1]

Показатель

2017

2018

прирост

 

темп роста

(%)

Отношение золотовалютных резервов РФ к объему импорта товаров и услуг (%)

 

177,7

 

189,3

 

11,9%

 

-

Объем внешнеторгового оборота (млрд долл. США)

585

688

103

118

Объем внешнеторгового оборота на душу населения (долл. США)

3985

4683

698

118

Объем экспорта на душу населения (долл. США)

2439

3063

624

126

Объем импорта на душу населения (долл. США)

1553

1620

67

104

Отношение объема ВТО к ВВП (%)

37,1

41,5

4,4

-

Экспортная квота (%)

22,6

27,2

4,6

-

Импортная квота (%)

14,4

14,4

-

-

Внешнеторговая квота(%)

18,6

20,8

2,2

-

Коэффициент международной конкурентоспособности (%)

22,2

30,8

8,6

-

    

     Для того чтобы оценить уровень внешнеэкономической безопасности, оценим значения основных ее индикаторов, определяемых внешнеторговыми факторами. К ним относятся:

– отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг;

–  индекс физического объема экспорта;

–  индекс физического объема импорта;

–  сальдо торгового баланса;

–  доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта;

–  доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта;

–  доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;

– доля импорта в объеме товарных  ресурсов продовольственных товаров [13].

     Анализ показывает, что в период 2017–2018 гг. наблюдались позитивные тенденции в динамике основных показателей внешнеэкономической безопасности, связанных с внешней торговлей. В частности, на 11,9% возрос коэффициент отношения золотовалютных резервов РФ к объему импорта товаров и услуг. С его повышением возрастает способность экономики страны в случае острой необходимости увеличить импорт необходимых товаров и услуг. Наблюдался рост объема внешнеторгового оборота на душу населения, прежде всего, за счет увеличения объема экспорта, который рос опережающими темпами по сравнению с объемом импорта на душу населения.

     Следует считать положительным и рост отношения  объема внешнеторгового оборота  к  ВВП страны на 4,4% (с 37,1% в 2017 г. до 41,5% в 2018 г.). Этот показатель превысил пороговое значение 25%, начиная с которого внешнеторговый оборот оказывает влияние на национальную экономику.

     Внешнеторговая квота за рассматриваемый период возросла на 2,2% (с 18,6% в 2017 г. до 20,8% в 2018 г.). Учитывая, что внешнеторговая квота показывает, насколько внешнеэкономические связи страны стимулируют ее общий экономический рост, следует считать этот факт положительным.  Рост этого показателя  в основном был достигнут за счет  возрастания экспортной квоты на 4,6% (с 22,6% в 2017 г. до 27,2% в 2018 г.). Импортная квота в соответствии с принятой стратегией на импортозамещение не увеличилась и осталась на уровне 14,4%.

     Коэффициент международной конкурентоспособности за рассматриваемый период вырос с 22,2%  в 2017 г. до 30,8% в 2018 г., т.е. на 8,6%, что бесспорно является положительным.

     Таким образом, в период 2017–2018 гг. в целом наблюдалась позитивная динамика показателей внешнеэкономической безопасности. Однако оставались и нерешенные проблемы. Для того чтобы их выявить необходимо проанализировать товарную  структуру экспорта.

Анализ структуры внешней торговли Российской Федерации по группам стран в 2018 г. выявил проблему значительного отставания в развитии внешнеторговых отношений с государствами – членами ЕАЭС, СНГ и БРИКС – нашими наиболее надежными партнерами, по сравнению с внешней торговлей со странами дальнего зарубежья.

               Обсуждение и выводы

1. В начале периода 2014–2018 гг. в результате снижения цен на энергоносители и введения санкций наблюдалась негативная тенденция к снижению внешнеторгового оборота, которая сохранялась до 2016 г. В рассматриваемый период отмечалось снижение коэффициента покрытия импорта товаров экспортом. При этом сальдо внешнеторгового оборота оставалось положительным.

   Принятые меры (соглашение по ограничению добычи нефти странами Опек+, налоговый маневр, заключающийся в постепенном снижении экспортных налоговых пошлин при одновременном увеличении НДПИ) позволили преодолеть наметившиеся негативные тенденции динамики показателей внешнеторгового баланса.  В результате, начиная с 2017 г., возобновился рост внешнеторгового оборота и сальдо внешнеторгового баланса, а коэффициент покрытия импорта экспортом возрос и  превысил значения, достигнутые в 2014–2015 гг. 

 2. В период 2017–2018 гг. наблюдались позитивные тенденции в динамике основных показателей внешнеэкономической безопасности, связанных с внешней торговлей. В частности, увеличился коэффициент отношения золотовалютных резервов РФ к объему импорта товаров и услуг, а, следовательно, возросла способность экономики страны в случае острой необходимости увеличить импорт необходимых товаров и услуг.       Наблюдался рост объема внешнеторгового оборота на душу населения.

   Возросло отношение  объема внешнеторгового оборота  к  ВВП страны.  Этот показатель превысил пороговое значение 25%, начиная с которого внешнеторговый оборот  оказывает влияние на национальную экономику.

   Увеличилась внешнеторговая квота. Следовательно, увеличилось стимулирование внешнеэкономическими связями страны ее общего экономического роста. Рост этого показателя  в основном был достигнут за счет  возрастания экспортной квоты. Импортная квота в соответствии с принятой стратегией на импортозамещение оставалась неизменной. Коэффициент международной конкурентоспособности за рассматриваемый период возрос, что бесспорно является положительным. Таким образом, в период 2017–2018 гг. в целом наблюдалась позитивная динамика показателей внешнеэкономической безопасности.

3. Анализ товарной структуры внешнеторгового оборота позволил сделать вывод, что в рассматриваемый период российская экономика по-прежнему развивалась в соответствии с экспортно-сырьевой моделью. При этом доля топливно-энергетических товаров в общей структуре экспорта продолжала увеличиваться, а доля экспорта машиностроения в товарной структуре экспорта снижалась.

    Отметим, что Стратегия национальной безопасности относит сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры к числу стратегических угроз национальной безопасности [3, п. 56]. Стратегия экономической безопасности в качестве основных вызовов и угроз экономической безопасности выделяет «исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития» и «ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта [4, п. 12]». В связи с этим насущной является необходимость увеличения производства и экспорта высокотехнологических конкурентоспособных товаров, что позволит улучшить структуру экспорта, и снизить зависимость от конъюнктуры сырьевого рынка.

4. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что «возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений [3, п. 24]». При этом «государства в качестве реакции на рост международной нестабильности все чаще берут на себя ответственность за дела в своих регионах. Региональные и субрегиональные торговые и иные экономические соглашения становятся одним из важнейших средств защиты от кризисных явлений [3, п. 25]». В этих условиях, характеризующихся обострением конкуренции между странами и их региональными объединениями, за ограниченные ресурсы и рынки сбыта, санкционным противостоянием,  целесообразно отдавать приоритет развитию взаимовыгодных внешнеторговых отношений с наиболее надежными торговыми партнерами, такими, как ЕАЭС, СНГ и БРИКС. Однако анализ структуры внешней торговли Российской Федерации по группам стран показал, что основными торговыми партнерами России в настоящее время являются торговые партнеры из стран дальнего зарубежья.

   Для преодоления выявленных негативных тенденций целесообразно в дальнейшем последовательно проводить курс на совершенствование структуры внешнеторгового экспорта за счет увеличения доли высокотехнологической продукции, обрабатывающих отраслей и агропромышленного комплекса. При этом следует поддерживать сложившиеся позитивные тенденции динамики внешнеторгового баланса и основных индикаторов внешнеэкономической безопасности, а также уделять больше внимания развитию взаимовыгодных внешнеторговых отношений с государствами – членами СНГ и ЕАЭС.

 


[1] Рассчитано по данным с сайтов www.gks.ru  и www.customs.ru.

 

 

References

1. Anisimov E.G., Anisimov V.G., Saurenko T.N., Chvarkov S.V. Ekonomicheskaya politika v sisteme nacional'noy bezopasnosti rossiyskoy federacii // Nacional'nye prioritety Rossii. - 2016. - № 3 (21). - S. 22-32.

2. Anisimov E.G., Saurenko T.N. Metodologiya formalizacii vzaimodeystviya i ocenki ustoychivosti tamozhennyh soyuzov // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. -2013. - № 3. - S. 091-096.

3. Strategiya nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii (utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 31.12.2015 N 683) [Elektronnyy resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

4. Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda (utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 13 maya 2017 g. №208) [Elektronnyy resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Blau S.L. Upravlenie resursnym potencialom regiona s pozicii prodovol'stvennoy bezopasnosti: monografiya / Informacionno-vnedrencheskiy centr "Marketing". - M., 2004.

6. Blau S.L. Metodicheskie podhody k ocenke nacional'noy potrebnosti v prodovol'stvii pri tamozhennom regulirovanii vneshney torgovli. Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke. - 2010. - № 2 (51). - S. 17-25.

7. Ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii: opyt i posledstviya. Kollektivnaya monografiya / Pod nauchnoy redakciey Romanovoy Yu.A. Moskva, 2017.

8. Blau S.L., Tochenyy G.M. K voprosu izmereniya urovnya prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal. - 2018. - № 3. - S. 8.

9. Blau S.L. Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii i rol' tamozhennyh organov v ee realizacii/ Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2018. - № 1. - S. 30-39.

10. Blau S.L. Cifrovye tehnologii, kak faktor povysheniya kachestva tamozhennyh uslug i razvitiya vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti / Vzglyad molodyh uchenyh na problemy ustoychivogo razvitiya: Sbornik nauchnyh statey po rezul'tatam IV Mezhdunarodnogo kongressa molodyh uchenyh po problemam ustoychivogo razvitiya. Rol' menedzhmenta v stimulirovanii ekonomicheskogo rosta. - M.: RUSAYNS, 2019.

11. Blau S.L., Kornilova L.M. Innovacionnye podhody k upravleniyu prodovol'stvennoy bezopasnost'yu strany v sovremennyh usloviyah /V knige: Perspektivy razvitiya agrarnyh nauk Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2019. - S. 124.

12. Saurenko T.N., Anisimov V.G., Anisimov E.G., Rodionova E.S. Modeli torgovogo i platezhnogo balansa v mirohozyaystvennyh svyazyah/ Uchebnoe posobie. - Sankt-Peterburg, 2019. - 231 s.

13. Rossiya i strany mira: Stat. sb./ Rosstat. - M. 2018.

Login or Create
* Forgot password?