Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the language of the modern English-speaking youth and noun incorporation as a trend in its development. Nominalizations with incorporated objects are on the whole neologisms to the English language. There are metaphorical or colloquial compounds among them. The author of this article pays special attention to the kind of nominalizations which are characterized by both features. The study of the material involves several example incorporated nouns included in the article for illustration purposes. The author makes conclusions concerning possible future changes in meaning of these lexical units and their further frequency of use. As the author generalizes, informal discourse enriches the language with new diverse forms of nomination and stimulates its further development.

Keywords:
nominalizations with incorporated object; cognitive metaphor; the discourse of the young; neologisms; compounds; nominal compounds; cultural phenomenon; language development.
Text

Речь молодежи — достоверный и яркий показатель современного состояния общества и его языка.

В.В. Химик

Коммуникация носителей языка, происходящая каждый день, является мощным стимулом к изменению и обновлению языка. Наряду с языком СМИ, язык молодежи — вторая по влиянию на состояние современной живой речи сфера массового общения [1]. Поворот лингвистики к изучению личностных аспектов языка, антропоцентрический подход к рассмотрению культурных и языковых феноменов предопределили понимание языка молодежи как «…специфического феномена культуры, как особой идеологической системы, характеризующейся эстетической спецификой и располагающей средствами ее вербального оформления, что, в свою очередь, расширило традиционную проблематику исследования молодежного жаргона» [6].

Молодежный дискурс как культурный феномен заслуживает исследования как часть разговорного языка с целью выявления перспектив развития языка в целом. Как писал В.В. Химик, «…изучение языка молодежи очень важно, ибо дает представление не только об особенностях и условиях становления средней языковой личности, но и о глобальных перспективах развития национального языка: тенденции в речи молодых могут стать языковыми реалиями будущего» [5, c. 10].

Одной из форм концептуализации служит когнитивная метафора, представляющая собой когнитивный процесс, направленный на формирование новых концептов на базе сходства с ранее сформированными. «При наиболее общем подходе метафора рассматривается как видение одного объекта через другой и в этом смысле является одним из способов репрезентации знания в языковой форме». Метафора обычно относится не к отдельным изолированным объектам, а к сложным мыслительным пространствам (областям чувственного или социального опыта). В процессах познания эти сложные непосредственно ненаблюдаемые мыслительные пространства соотносятся через метафору с более простыми или с конкретно наблюдаемыми мыслительными пространствами (например, человеческие эмоции сравниваются с огнем, сферы экономики и политики — с играми, спортивными соревнованиями и т.д.)» [2].

References

1. Ataeva E.V. O nekotorykh napravleniyakh issledovaniya yazyka molodezhi: k postanovke problemy // Vestnik gumanitarnogo fakul'teta IGKhTU. - 2009. - № 4. - S. 204-209. URL: http://www.isuct.ru/e-publ/vgf/sites/ru.epubl.vgf/files/2009/vgf-2009-04-204.pdf

2. Kubryakova E.S., Dem'yankov V.Z., Pankrats Yu.G., Luzina L.G. Kognitivnaya metafora: kratkiy slovar' kognitivnykh terminov. - M.: Filol. f-t MGU im. M.V. Lomonosova, 1997.

3. Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem. - M.: URSS Editorial, 2004.

4. Smol'nikova E.L. Kognitivnyy mekhanizm metaforizatsii slenga (na materiale russkogo i angliyskogo yazykov),spetsial'nost' 10.02.19 - teoriya yazyka avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - Irkutsk, 2011. URL: http://cheloveknauka.com/kognitivnyy-mehanizm-metaforizatsiislenga

5. Khimik V.V. Yazyk sovremennoy molodezhi // Sovremennaya russkaya rech': sostoyanie i funktsionirovanie: sbornik analiticheskikh materialov. - SPb.: Filologicheskiy fakul'tet SPbGU, 2004. - S. 7-66.

6. Chabanenko M.G. Molodezhnyy diskurs kak realizatsiya tipovoy i individual'noy yazykovoy lichnosti: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk 10.02.01 - russkiy yazyk. - Kemerovo, 2007. URL: www.kemsu.ru/about/dissov/1/chabanenko.doc

Login or Create
* Forgot password?