МЕТАФОРА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НОМИНАЛИЗАЦИЙ С ИНКОРПОРИРОВАННЫМ ОБЪЕКТОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются речь современной англоязычной молодежи и одна из тенденций ее развития — появление инкорпорированных существительных. Номинализации с инкорпорированным объектом являются в английском языке по большей части неологизмами. Среди них выделяются такие пласты, как метафоричные композиты, разговорные композиты. В данной статье особое внимание уделено подтипу сложных слов, совмещающему в себе обе характеристики. Исследование материала произведено с приведением некоторых ярких примеров слов, подходящих под данную категорию. Делается вывод о возможности изменения семантики данных лексических единиц и частотности их использования в дальнейшем. По общему заключению автора разговорный дискурс пополняет запас единиц языка, диверсифицируя его формы выражения и стимулируя его дальнейшее развитие.

Ключевые слова:
номинализации с инкорпорированным объектом; когнитивная метафора; молодежный дискурс; неологизмы; сложные слова; композиты; культурный феномен; развитие языка.
Текст

Речь молодежи — достоверный и яркий показатель современного состояния общества и его языка.

В.В. Химик

Коммуникация носителей языка, происходящая каждый день, является мощным стимулом к изменению и обновлению языка. Наряду с языком СМИ, язык молодежи — вторая по влиянию на состояние современной живой речи сфера массового общения [1]. Поворот лингвистики к изучению личностных аспектов языка, антропоцентрический подход к рассмотрению культурных и языковых феноменов предопределили понимание языка молодежи как «…специфического феномена культуры, как особой идеологической системы, характеризующейся эстетической спецификой и располагающей средствами ее вербального оформления, что, в свою очередь, расширило традиционную проблематику исследования молодежного жаргона» [6].

Молодежный дискурс как культурный феномен заслуживает исследования как часть разговорного языка с целью выявления перспектив развития языка в целом. Как писал В.В. Химик, «…изучение языка молодежи очень важно, ибо дает представление не только об особенностях и условиях становления средней языковой личности, но и о глобальных перспективах развития национального языка: тенденции в речи молодых могут стать языковыми реалиями будущего» [5, c. 10].

Одной из форм концептуализации служит когнитивная метафора, представляющая собой когнитивный процесс, направленный на формирование новых концептов на базе сходства с ранее сформированными. «При наиболее общем подходе метафора рассматривается как видение одного объекта через другой и в этом смысле является одним из способов репрезентации знания в языковой форме». Метафора обычно относится не к отдельным изолированным объектам, а к сложным мыслительным пространствам (областям чувственного или социального опыта). В процессах познания эти сложные непосредственно ненаблюдаемые мыслительные пространства соотносятся через метафору с более простыми или с конкретно наблюдаемыми мыслительными пространствами (например, человеческие эмоции сравниваются с огнем, сферы экономики и политики — с играми, спортивными соревнованиями и т.д.)» [2].

Список литературы

1. Атаева Е.В. О некоторых направлениях исследования языка молодежи: к постановке проблемы // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. - 2009. - № 4. - С. 204-209. URL: http://www.isuct.ru/e-publ/vgf/sites/ru.epubl.vgf/files/2009/vgf-2009-04-204.pdf

2. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Когнитивная метафора: краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.

3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М.: УРСС Эдиториал, 2004.

4. Смольникова Е.Л. Когнитивный механизм метафоризации сленга (на материале русского и английского языков),специальность 10.02.19 - теория языка автореф. дис. … канд. филол. наук. - Иркутск, 2011. URL: http://cheloveknauka.com/kognitivnyy-mehanizm-metaforizatsiislenga

5. Химик В.В. Язык современной молодежи // Современная русская речь: состояние и функционирование: сборник аналитических материалов. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - С. 7-66.

6. Чабаненко М.Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности: автореф. дис. ... канд. филол. наук 10.02.01 - русский язык. - Кемерово, 2007. URL: www.kemsu.ru/about/dissov/1/chabanenko.doc

Войти или Создать
* Забыли пароль?