POLITICAL AND ECONOMIC FACTORS OF KYRGYZSTAN'S DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Object: The problem of political and economic backwardness of Kyrgyz Republic has not been solved throughout the period after independence. The reason for this is not so much the presence of corruption and a weak political system, but the lack of a strategy for economic development. On the basis of a systematic approach, the authors identified political and economic factors that have a significant impact on the development of modern Kyrgyzstan. Purposes – comprehensive study of the dynamics of political and socio-economic processes under the influence of internal and external factors to determine the limitations and opportunities for the development of Kyrgyz Republic. Methods: The study used systemic and institutional approaches, as well as content analysis and statistical analysis. Results: Based on the historical and socio-cultural features of the development of the Kyrgyz state, significant differences in the nature of the political regime are highlighted and the reasons for the high political competition of internal elites and centers of influence are identified. On the basis of a set of international indices, the state of the economy and politics of the state is shown. Factor analysis of the development of Kyrgyzstan revealed the main political and socio-economic risks and threats, as well as opportunities for its development. Summary: Maintaining political stability in Kyrgyz Republic depends on overcoming the weakness of the economy. The influence of such factors as the economic slowdown in the main trading partners, the fed rate hike, volatility of commodity prices, including fuel, climate changes, unstable flow of remittances of labor migrants, etc. At all existing constraints of political and economic development of the country can be secured through deep reforms especially in the field of public administration.

Keywords:
Kyrgyz Republic, politics, economy, external and internal factors of development, results, limitations and opportunities of development
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современное политическое и социально-экономическое положение Кыргызстана определяется историей его адаптации к рыночной экономике после распада СССР, сопровождающейся социально-политическими потрясениями. Только в 2017 г. смена власти произошла не революционным, а мирным путем, когда пост президента занял С. Жээнбеков, после референдума 2016 г. по внесению изменений в Конституцию республики, закрепивших переход к парламентско-президентской форме правления.

По мнению Б.М. Торогельдиевой, «идея парламентской республики, которая постепенно сформировалась у демократической части политической элиты Кыргызстана, возникла на основе опыта двух циклов становления, разложения и падения однотипных президентских авторитарных режимов. Президентская республика два раза очень легко и быстро вырождалась в авторитарно-клановую систему, которая дважды свергалась народом, что означало несоответствие формы правления культурно-цивилизационным особенностям кыргызского этноса, составляющего большинство населения страны» [6, с. 200].

В культурном аспекте Кыргызстан формировался как кочевое общество с самобытным и уникальным образом жизни. Вместе с тем исторически на его культурное развитие значительное влияние оказали соседние Россия, Персия и Турция. Связь культуры киргизов с окружающей природой прослеживается во многих проявлениях традиционного жилья, одежды, обрядов и даже народного искусства и национальных видов спорта. Сегодня Кыргызстан, будучи современным государством, внимательно и бережно сохраняет и развивает свои культурные многовековые традиции, которые являются для многих граждан предметом неподдельной гордости.

Из бывших центрально-азиатских советских республик именно Кыргызская Республика отличается высокой конкурентностью и открытостью политической системы, что оказало существенное влияние на развитие государственного и муниципального управления в этой стране.

По Конституции Кыргызстана[i], президент является главой государства и олицетворяет единство народа и государственной власти. Он избирается на 6 лет гражданами страны, одно и то же лицо не может быть избрано президентом дважды. В настоящее время противостояние политических сил, борющихся за власть, не прекращается, что отражается в нарастании напряженности между сторонниками бывшего и действующего президента Кыргызстана.

Парламент Кыргызстана – Жогорку Кенеш – является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий, которые были расширены, наряду с усилением ответственности, после смены государственной власти в апреле 2010 г., изменившей общественно-политическую ситуацию в стране.

«Исполнительную власть в Кыргызстане осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации. Правительство в своей деятельности подотчетно Жогорку Кенешу и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных Конституцией страны» [3, c. 116]. В современных реалиях парламент Кыргызстана критикует деятельность правительства за нерешаемость стратегических задач, выражая ему недоверие из-за сложной экономической ситуации, поскольку именно исполнительная власть должна обеспечивать социально-экономическое развитие страны, остающейся одной из самых бедных на постсоветском пространстве, и наиболее экономически зависимой от Российской Федерации.

Долгое время Кыргызстан развивался как аграрно-индустриальная страна с преобладающим горным ландшафтом без значительных сырьевых, в том числе наиболее ликвидных углеводородных ресурсов.

Однако сегодня доля сельского хозяйства в ВВП становится все меньше [5]: в 2010 г. – 18,8%, 2015 г. – 14,7%, 2018 г. – 11,6%. Но в абсолютном выражении сельскохозяйственное производство относительно стабильно. После снижения объемов производства на 2,8% в 2010 г., оно ежегодно прирастает на 2–5%. В структуре сельскохозяйственного производства доля животноводства увеличилась до 48,3% (2010 г. – 44%) в совокупности производства мяса крупнорогатого скота, птицы, яиц и молока, а растениеводства сократилась до 49,2% (2010 г. – 53%) в основном производстве кукурузы, плодов и ягод, зернобобовых, овощных культур, табака. Существенное влияние на динамику развития отрасли оказывают неблагоприятные погодные условия (заморозки при малоснежной зиме, дождливая весна, засушливое лето) и стоимость горюче-смазочных материалов, поставляемых из Российской Федерации.

На протяжении более чем 10 лет в Кыргызстане происходит стабильное развитие сферы услуг, вклад которой в структуру ВВП составляет порядка 47%, а также сохранение доли промышленности при неустойчивой динамике (2010 г. – 19,4%, 2015 г. – 15,3%, 2018 г. – 18,6%), зависящей от изменения объемов добычи полезных ископаемых и производства основных металлов, в том числе ЗАО «Кумтор Голд Компани». Примечательно, что доля обрабатывающей промышленности в структуре промышленного производства составляет более 75%, но постепенно снижается. Традиционно она представлена производством пищевых продуктов, табака на основе собственного сельскохозяйственного сырья, текстильного производства (одежда, обувь, кожа и кожаные изделия), 80% которого экспортируются в Российскую Федерацию и Казахстан, производства нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий. Ряд секторов характеризуется отрицательной динамикой, не выдерживая конкуренции по химическому производству, производству машин и оборудования, транспортных средств.

Отрасли услуг ввиду постепенного насыщения внутреннего потребительского рынка демонстрируют замедление с 2011 г. Более 35% всего объема услуг обеспечивает оптово-розничная торговля, что связано с ростом денежных переводов трудовых мигрантов из-за рубежа, влияющем на частное потребление товаров и услуг. По оценке национального статистического комитета Кыргызстана, объем скрытой экономики составляет более 23% ВВП, 16% из которых приходится на торговлю.

Помимо оптово-розничной торговли в сфере услуг представлены такие секторы, как транспортная деятельность, информация и связь, гостиницы и рестораны, туризм.

Экономика Кыргызстана довольно быстро развивалась в 2000-х годах, в том числе в связи с расширением возможностей трудоустройства в России. Кризис 2008–2009 гг. страна перенесла относительно легко, но в дальнейшем темпы экономического роста снизились.

В целом ВВП Республики растет на 4–4,5% в год, что соответствует средней динамике в Беларуси и Казахстане, и выше показателей Российской Федерации (1,5–2%). Но это не решает проблемы экономической отсталости Кыргызстана, среднедушевой ВВП которой один из самых низких на постсоветском пространстве, и превышает только показатель Таджикистана.

При этом экономика страны зависит от внешних факторов, наиболее серьезное влияние среди которых имеют социально-политическая стабильность в странах – торговых партнерах (Российской Федерации, Республиках Казахстан и Беларусь, Китае), экономический рост в этих странах, стоимость доллара США.

Упрощенная миграционная политика внутри СНГ и ЕАЭС способствует не только переезду граждан Кыргызстана на постоянное место жительства в более богатые страны, но и значительной маятниковой трудовой миграции.

С 2012 г. эмиграция резко сократилась после всплесков 2005–2007 и 2010–2011 гг. из-за государственных переворотов в Кыргызстане, но потоки трудовых мигрантов стабильно нарастают. Только в Россию ежегодно на работу приезжают более 600 тыс. жителей Кыргызстана (около 10%), которые, по данным Банка России, переводят на родину более 2 млрд долл. (около 30% ВВП страны) и столько же вывозят с собой в виде наличных [2].

Кроме дотирования кыргызской экономики через трудовых мигрантов, серьезную экономическую помощь Россия оказывает через Российско-Кыргызский фонд развития, предоставляющий прямые кредиты и кредиты через финансово-кредитные учреждения с целью поддержки интеграции Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Кредитный период составляет до 15 лет с минимально возможными процентными ставками 4% в год. К 2019 г. фонд утвердил инвестиционных проектов на 300 млн долл., в том числе в виде прямого финансирования в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, текстильная промышленность, строительство, энергетика, связь и телекоммуникации, горнодобывающая промышленность, металлургия, транспорт, логистика, торговля и общественное здравоохранение.

Сдерживающим фактором развития кыргызской экономики является низкая конкурентоспособность производимых товаров и инвестиционная привлекательность территории. Основными инвесторами в стране являются государственные структуры, получающие кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств, которые преимущественно предоставляются под гарантии Правительства Кыргызской Республики, бюджетные кредиты Министерства финансов, выделяемые через Государственное агентство по управлению бюджетными кредитами, гранты от международных и двусторонних доноров. Имеются также средства финансово-кредитных учреждений, однако кредитование предприятий осуществляется через коммерческие банки по довольно высоким процентным ставкам (около 16%), что ограничивает развитие бизнеса, несмотря на деятельность некоммерческих финансовых учреждений, различных государственных фондов и агентств. Такая система финансирования социально-экономического развития создает дополнительные риски, поскольку в случае нарастания политической нестабильности возможно прекращение донорской поддержки, что повысит расходы правительства на займы, усилит потребности в финансировании из-за бюджетного дефицита в сочетании со значительным ухудшением структуры долга и экономической дестабилизацией, социальной напряженности[ii].

Уже сегодня дефицит бюджета Кыргызстана составляет более 3% ВВП, а государственный долг – порядка 56% ВВП, на обслуживание которого уходит 20% всех доходов бюджета. Основным кредитором Республики является Китай, финансовое влияние которого усиливается и выражается уже в 44% всех займов, большая часть которых идет на инфраструктурные проекты, реализуемые китайскими компаниями, использующими труд своих мигрантов, а не местных рабочих [4], что приводит к обострению социальной обстановки и протестным настроениям населения.

Состояние экономики во многом определяет социальное развитие страны, особенно сельских территорий, ориентированное на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях, оцениваемое, согласно Программе развития Организации Объединённых Наций, по совокупному показателю уровня развития человека – Индексу человеческого развития (ИЧР) / Human Development Index (HDI). Кыргызстан, имея значение ИЧР 0,672, сегодня занимает 122 позицию и входит в группу стран со средним уровнем[iii] развития с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, попадая в одну группу с такими соседними государствами, как Туркменистан (0,706; 109 позиция), Узбекистан (0,710; 105 позиция) и Таджикистан (0,650; 127 позиция). По ИЧР Кыргызстан значительно уступает России (0,816; 49 позиция), Беларуси (0,808; 53 позиция) и Казахстану (0,800; 58 позиция), которые находятся во главе стран – бывших республик СССР с высоким значением индекса человеческого развития.

В силу экономической отсталости около половины жителей страны находятся за чертой бедности. Образование, которое является всеобщим и универсальным, может стать основным инструментом борьбы с нищетой при условии повышения его качества. Оно также может стать основой для дальнейшего улучшения уровня здравоохранения и благосостояния, а образовательные учреждения могут быть компетентными движущими силами в процессе перехода к экономике знаний, если произойдут соответствующие реформы.

Несмотря на то, что больше половины расходов государственного бюджета выделяется на социальный сектор (социальная защита и социальное страхование, образование, здравоохранение), абсолютный уровень социальных расходов остается низким по международным стандартам, что отражается на интегральных значениях показателей развития государства. Так, по уровню развития человеческого капитала / Human Capital Index (оценка Всемирного банка [9]) Кыргызстан занимает позиции, близкие к значению Индекса человеческого развития.

Не мене значимым экономическим фактором развития современного Кыргызстана является уровень развития бизнеса, который по экспертным оценкам Всемирного банка [8], составляющего рейтинг стран по Индексу «Легкость ведения бизнеса»[iv], в 2018 г. в Республике был выше (см. табл. 1), чем у Узбекистана (76) и Таджикистана (126), но значительно уступал России (31) и Казахстану (28), а в 2019 г. Кыргызстан опустился в рейтинге, пропустив вперед еще и Узбекистан. По данным Всемирного отчета по конкурентоспособности 2017–2018 гг., уровень корпоративных налогов в Кыргызстане составляет только 29% от прибыли, а начать новый бизнес достаточно просто, поскольку необходимо пройти всего четыре процедуры в течение десяти дней. Но по мере увеличения бизнеса, растет количество административных процедур и их стоимость, что сдерживает развитие хозяйственной деятельности.

Таблица 1

Международные индексы Республики Кыргызстан

 

 

Место /всего стран

Rating/total countries

Динамика показателей*

Dynamics of indicators

Год

year

Организация, проводившая исследование

Organization that conducted the study

Corruption Perceptions Index (Индекс восприятия коррупции)

135/176

132/180

 29

= 29

2017

2018

Transparency International

ICT Development Index (Индекс развития информационных и коммуникационных технологий)

109/176

4,37

2017

International Telecommunication Union

Doing Bisiness (Ведение бизнеса)

70/190

80/190

68,33

67,8

2018

2019

The World Bank

Worldwide Press Freedom Index (Всемирный индекс свободы прессы)

98/180

83/180

31

▲15

 

2018

2019

Reporters Without Borders

Military Strength Ranking (Рейтинг военной мощи)

91/136

1,8163

2018

Global Firepower

Freedom on the Net (Свобода Интернета в мире)

38 баллов

61 балл

▼1

2018

2019

Freedom House

The Global Enabling Trade Index (Индекс вовлеченности стран мира в международную торговлю)

113/136

3,76

2016

World Economic Forum

*по сравнению с предшествующей публикацией

Следует отметить высокий уровень коррупции, а также политической и управленческой нестабильности. По обвинению в коррупции регулярно возбуждаются уголовные дела против высокопоставленных чиновников и чиновников рангом ниже. Проблемы системы институтов включают низкий уровень защиты прав на частную собственность, отсутствие независимости судов, слишком высокое бремя государственного регулирования, в том числе в области регулирования налогов, труда и социальной безопасности, а также в процессах по выдаче разрешений и лицензий. При этом Индекс восприятия коррупции [10] показывает улучшения, так как страна переместилась со 150 места из 177 стран в 2013 г. на 132 место из 180 стран в 2018 г., из стран Центральной Азии, уступив только Казахстану (124 место), обойдя Россию (138 место).

Одним из эффективных способов противодействия коррупции в Кыргызстане, как и в других странах, можно считать электронное правительство. Внедрение электронной системы государственных закупок Министерства финансов Кыргызской Республики, например, привело к стандартизации процесса проведения тендеров, снизило бюрократическое вмешательство, гарантировало объективность принятых решений и сделало прозрачным процесс проведения закупок. Несмотря на отдельные успехи внедрения технологий электронного правительства, в рейтинге стран мира по уровню его развития, Кыргызстан в 2018 г. занимал 91 место из 193 стран (индекс составил 0,5835), а в рейтинге электронного участия граждан – 75 место.

Основным сдерживающим фактором предоставления цифровых услуг остается развитие инфокоммуникационной инфраструктуры. В рейтинге стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий, по версии Международного союза электросвязи, Кыргызстан в 2017 г. занимал 109 место из 176 стран мира, и последнее место среди стран Содружества Независимых Государств.

И, наконец, остановимся на некоторых политически чувствительных вопросах, прежде всего, свободы слова. По оценкам международных экспертов, ситуация по свободе прессы в стране изменяется медленно и жестко привязана к актуальным социально-политическим реалиям, характеру политической культуры элит и широкой общественности. Так, Индекс свободы прессы [11] указывает на то, что «у президента есть особая защита в суде» и право на иски против СМИ с неподъемными цифрами по компенсации «ущерба». В указанном рейтинге Кыргызстан выше всех своих ближайших соседей с постсоветского пространства, но все же находится в зоне стран с несвободными СМИ (от 61 до 100 баллов): Кыргызстан – 67, Беларусь – 83, Россия – 83, Казахстан – 85, Таджикистан – 87, Узбекистан – 95.

Также в Кыргызстане отмечается присутствие основных видов контроля Интернета, таких как: блокировка политического, социального и религиозного контента, манипулирование онлайн-дискуссиями проправительственных комментаторов и др. Кыргызстан по данному показателю входит в число стран с «частично свободным» Интернетом [7]. Однако Республика ухудшила показатели, набрав 38 баллов в 2018 г. (37 баллов в 2017 г.). При этом Казахстан (62 балла), Беларусь (64  балла), Россия (67 баллов) и Узбекистан (75 баллов) вошли в число стран с «несвободным интернетом». Это же положение сохранилось и в 2019 г., несмотря на изменение методологии оценки (61 балл в 2019 г.), Беларусь (35 баллов), Россия (31 балл), Казахстан (32 балла), Узбекистан (26 баллов).

И все же, несмотря на то, что Кыргызстан по отдельным показателям, характеризующим политическую ситуацию, имеет неплохие позиции, по основным экономическим индикаторам значительно уступает своим соседям и партнерам.

Таким образом, сегодняшний Кыргызстан необходимо рассматривать как современное государство с уникальной историей и совокупной культурой народов, проживающих на ее территории, имеющее экономическую модель с преимущественным развитием сферы услуг на внутреннем рынке, массовым экспортом рабочей силы, реэкспортом товаров на рынки соседних государств, а также экспортом золота, большую часть которого осуществляет одно единственное предприятие [1].

В силу названных причин политическое и социально-экономическое развитие Киргизии неустойчиво и пока не позволяет ей с уверенностью смотреть в свое независимое будущее, поскольку основные возможности развития ограничиваются такими факторами:

– в промышленности – зависимостью от мировых цен на золото в силу значимости для страны разработки месторождения «Кумтор», а также прочие сырьевые ресурсы, снижением конкурентоспособности секторов экономики с высокой долей импортируемых материалов, прежде всего, производство одежды, являющейся основой экспорта, низким качеством продукции с высокой степенью обработки;

– в сельском хозяйстве – стоимостью горюче-смазочных материалов, климатическими изменениями, зависимостью от импорта продовольствия;

 – в сфере услуг – зависимостью объемов потребления от доходов трудовых мигрантов, высокой долей теневого сектора;

– в финансовом секторе – зависимостью от международных доноров и кредиторов;

– в политической сфере – частой сменяемостью власти без должной преемственности политики и стратегии развития.

Несмотря на значительные риски, развитие Кыргызстана может быть обеспечено при условии определения четких приоритетов социально-экономического развития, через реализацию крупных инфраструктурных проектов, сокращение теневого сектора путем внедрения современных цифровых технологий и улучшения налогового администрирования, к чему имеются необходимые предпосылки. При этом принципиально важно решить задачу, актуальную для всего постсоветского пространства, включая Россию, которая состоит в развитии высокотехнологичного обрабатывающего сектора, обеспечивающего конкурентоспособность товаров на мировом рынке с учетом тенденций развития технологий.

 


[i] Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс] - URL: http://www.stat.kg/media/files/1bfbed49-805c-4460-8988-dad9b7341f70.pdf (дата обращения: 12.09.2019).

[ii] Развитие в регионах, региональная интеграция и экономическое развитие. Стратегические элементы промышленного развития в Кыргызстане: отчет Организации Промышленного Развития ООН (ЮНИДО) [электронный ресурс]. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/files/2018-12/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%BA_%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0.pdf (дата обращения: 22.09.2019).

[iii] Индекс развития человеческого потенциала. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. Центр гуманитарных технологий, 2006–2019 (последняя редакция: 14.03.2019). URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info (дата обращения: 15.10.2019).

[iv] Оценка стран по благоприятности условий ведения бизнеса осуществляется по шкале от 1 до 190. Высокий рейтинг легкости ведения бизнеса означает, что нормативно-правовые условия более благоприятны для создания и функционирования местной фирмы. Рейтинг составляется путем измерения совокупных показателей по 10 темам, каждая из которых состоит из нескольких индикаторов, и оказывает равнозначный эффект на общий рейтинг страны.

References

1. Akeneev A., Dzhakypov K., Ibraimov T. Kyrgyzstan. Desyatiletiya ekonomicheskogo otstavaniya: chto nuzhno dlya proryva? [Decades of economic lag: what does it take to break through?]. Available at: http://center.kg/article/256 (Accessed: 03.11.2019).

2. V fokuse: Kirgiziya - razvitie v slozhnykh usloviyakh [Focus: Kyrgyzstan-development in difficult conditions]. Bjulleten' o tekushhih tendencijah mirovoj jekonomiki. [Bulletin of current trends in the global economy]. 2017. I. 22. Available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13856.pdf (Accessed: 15.09.2019).

3. Zharbekov A.M., Butova T.V. Osobennosti gosudarstvennogo upravleniya v respublike Kyrgyzstan [Features of public administration in the Republic of Kyrgyzstan]. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija: sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Upravlencheskie nauki v sovremennom mire» Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii (1-2 dekabrja 2015 g., g. Moskva) [Actual problems and prospects for the development of state and municipal government: a collection of scientific articles of the international scientific-practical conference "Management Sciences in the Modern World" of the Financial University under the Government of the Russian Federation (December 1-2, 2015, Moscow)]. M., Izd-vo Juridicheskij dom «Justicija» Publ., 2016, p. 116-119.

4. Ionova E. Ekonomicheskie i politicheskie problemy Kirgizii [Economic and political problems of Kyrgyzstan]. Available at: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2019_01/Ionova%20.pdf (Accessed: 25.09.2019).

5. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie KR. Informatsiya ob itogakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kyrgyzskoy Respubliki [Social and economic development of the Kyrgyz Republic. Information on the results of socio-economic development of the Kyrgyz Republic]. Available at: http://mineconom.gov.kg/ru/direct/3/37 (Accessed: 12.09.2019).

6. Torogel'dieva B.M. Parlamentskaya kul'tura v politicheskom protsesse Kyrgyzstana: tendentsii, perspektivy [Parliamentary culture in the political process of Kyrgyzstan: trends, prospects]. Vestnik Akademii gosudarstvennogo upravlenija pri Prezidente Kyrgyzskoj Respubliki [Vestnik Akademii gosudarstvennogo upravleniya pri Prezidente Kyrgyzskoy Respubliki]. 2014. I. 19, pp. 200-212.

7. About Freedom on the Net [Electronic resource]. Available at: https://freedomhouse.org/report-types/freedom-net (Accessed: 30.10.2019).

8. Doing Business. Available at: https://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/kyrgyz-republic (Accessed: 25.10.2019).

9. Explore the Human Capital Index with this interactive map. Kyrgyz Republic. Available at: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital (Accessed: 05.10.2019).

10. Transparency International: Kyrgyzstan. Available at: https://www.transparency.kg/ (Accessed: 29.10.2019).

11. World Press Freedom Index: Kyrgyzstan. Available at: https://rsf.org/en/kyrgyzstan (Accessed: 30.10.2019)

Login or Create
* Forgot password?