ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет: проблема экономической отсталости Кыргызстана не решается на протяжении всего периода после обретения страной независимости, причиной чего является не столько наличие коррупции и «неправильной» политической системы, сколько отсутствие стратегии социально-экономического развития с перспективой формирования «точек роста». На основе системного подхода авторами выделены политические и социально-экономические факторы, которые оказывают существенное влияние на развитие современного Кыргызстана. Цель – комплексное исследование динамики политических и социально-экономических процессов под воздействием внутренних и внешних факторов для определения ограничений и возможностей развития Кыргызстана. Методология: при проведении исследования были использованы системный, институциональный подходы, контент-анализ, статистический анализ. Результаты: исходя из исторических и социокультурных особенностей развития киргизской государственности, выделены значимые различия в характере политического режима и обозначены причины высокой политической конкуренции (на некоторых этапах развития современного Кыргызстана в формате жесткой политической конфронтации) внутренних элит и центров влияния. На основе совокупности международных индексов показано состояние экономики и политики государства. Проведенный факторный анализ развития Кыргызстана позволяет выявить основные политические и социально-экономические риски и угрозы, а также возможности его развития. Выводы: сохранение в Кыргызстане политической стабильности зависит от преодоления слабости экономики, связанной, в том числе, с доминирующим влиянием на нее таких факторов, как замедление экономического роста в странах – основных торговых партнеров, повышение ставки ФРС, изменчивость цен на сырьевые товары, включая ГСМ, климатические изменения, неустойчивый поток денежных переводов трудовых мигрантов и др. При всех имеющихся ограничениях политическое и экономическое развитие может быть обеспечено через стратегическую приоритизацию, устранение инфраструктурных разрывов, легализацию экономической деятельности и развитие промышленности.

Ключевые слова:
Республика Кыргызстан, политика, экономика, внешние и внутренние факторы развития, результаты, ограничения и возможности развития
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современное политическое и социально-экономическое положение Кыргызстана определяется историей его адаптации к рыночной экономике после распада СССР, сопровождающейся социально-политическими потрясениями. Только в 2017 г. смена власти произошла не революционным, а мирным путем, когда пост президента занял С. Жээнбеков, после референдума 2016 г. по внесению изменений в Конституцию республики, закрепивших переход к парламентско-президентской форме правления.

По мнению Б.М. Торогельдиевой, «идея парламентской республики, которая постепенно сформировалась у демократической части политической элиты Кыргызстана, возникла на основе опыта двух циклов становления, разложения и падения однотипных президентских авторитарных режимов. Президентская республика два раза очень легко и быстро вырождалась в авторитарно-клановую систему, которая дважды свергалась народом, что означало несоответствие формы правления культурно-цивилизационным особенностям кыргызского этноса, составляющего большинство населения страны» [6, с. 200].

В культурном аспекте Кыргызстан формировался как кочевое общество с самобытным и уникальным образом жизни. Вместе с тем исторически на его культурное развитие значительное влияние оказали соседние Россия, Персия и Турция. Связь культуры киргизов с окружающей природой прослеживается во многих проявлениях традиционного жилья, одежды, обрядов и даже народного искусства и национальных видов спорта. Сегодня Кыргызстан, будучи современным государством, внимательно и бережно сохраняет и развивает свои культурные многовековые традиции, которые являются для многих граждан предметом неподдельной гордости.

Из бывших центрально-азиатских советских республик именно Кыргызская Республика отличается высокой конкурентностью и открытостью политической системы, что оказало существенное влияние на развитие государственного и муниципального управления в этой стране.

По Конституции Кыргызстана[i], президент является главой государства и олицетворяет единство народа и государственной власти. Он избирается на 6 лет гражданами страны, одно и то же лицо не может быть избрано президентом дважды. В настоящее время противостояние политических сил, борющихся за власть, не прекращается, что отражается в нарастании напряженности между сторонниками бывшего и действующего президента Кыргызстана.

Парламент Кыргызстана – Жогорку Кенеш – является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий, которые были расширены, наряду с усилением ответственности, после смены государственной власти в апреле 2010 г., изменившей общественно-политическую ситуацию в стране.

«Исполнительную власть в Кыргызстане осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации. Правительство в своей деятельности подотчетно Жогорку Кенешу и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных Конституцией страны» [3, c. 116]. В современных реалиях парламент Кыргызстана критикует деятельность правительства за нерешаемость стратегических задач, выражая ему недоверие из-за сложной экономической ситуации, поскольку именно исполнительная власть должна обеспечивать социально-экономическое развитие страны, остающейся одной из самых бедных на постсоветском пространстве, и наиболее экономически зависимой от Российской Федерации.

Долгое время Кыргызстан развивался как аграрно-индустриальная страна с преобладающим горным ландшафтом без значительных сырьевых, в том числе наиболее ликвидных углеводородных ресурсов.

Однако сегодня доля сельского хозяйства в ВВП становится все меньше [5]: в 2010 г. – 18,8%, 2015 г. – 14,7%, 2018 г. – 11,6%. Но в абсолютном выражении сельскохозяйственное производство относительно стабильно. После снижения объемов производства на 2,8% в 2010 г., оно ежегодно прирастает на 2–5%. В структуре сельскохозяйственного производства доля животноводства увеличилась до 48,3% (2010 г. – 44%) в совокупности производства мяса крупнорогатого скота, птицы, яиц и молока, а растениеводства сократилась до 49,2% (2010 г. – 53%) в основном производстве кукурузы, плодов и ягод, зернобобовых, овощных культур, табака. Существенное влияние на динамику развития отрасли оказывают неблагоприятные погодные условия (заморозки при малоснежной зиме, дождливая весна, засушливое лето) и стоимость горюче-смазочных материалов, поставляемых из Российской Федерации.

На протяжении более чем 10 лет в Кыргызстане происходит стабильное развитие сферы услуг, вклад которой в структуру ВВП составляет порядка 47%, а также сохранение доли промышленности при неустойчивой динамике (2010 г. – 19,4%, 2015 г. – 15,3%, 2018 г. – 18,6%), зависящей от изменения объемов добычи полезных ископаемых и производства основных металлов, в том числе ЗАО «Кумтор Голд Компани». Примечательно, что доля обрабатывающей промышленности в структуре промышленного производства составляет более 75%, но постепенно снижается. Традиционно она представлена производством пищевых продуктов, табака на основе собственного сельскохозяйственного сырья, текстильного производства (одежда, обувь, кожа и кожаные изделия), 80% которого экспортируются в Российскую Федерацию и Казахстан, производства нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий. Ряд секторов характеризуется отрицательной динамикой, не выдерживая конкуренции по химическому производству, производству машин и оборудования, транспортных средств.

Отрасли услуг ввиду постепенного насыщения внутреннего потребительского рынка демонстрируют замедление с 2011 г. Более 35% всего объема услуг обеспечивает оптово-розничная торговля, что связано с ростом денежных переводов трудовых мигрантов из-за рубежа, влияющем на частное потребление товаров и услуг. По оценке национального статистического комитета Кыргызстана, объем скрытой экономики составляет более 23% ВВП, 16% из которых приходится на торговлю.

Помимо оптово-розничной торговли в сфере услуг представлены такие секторы, как транспортная деятельность, информация и связь, гостиницы и рестораны, туризм.

Экономика Кыргызстана довольно быстро развивалась в 2000-х годах, в том числе в связи с расширением возможностей трудоустройства в России. Кризис 2008–2009 гг. страна перенесла относительно легко, но в дальнейшем темпы экономического роста снизились.

В целом ВВП Республики растет на 4–4,5% в год, что соответствует средней динамике в Беларуси и Казахстане, и выше показателей Российской Федерации (1,5–2%). Но это не решает проблемы экономической отсталости Кыргызстана, среднедушевой ВВП которой один из самых низких на постсоветском пространстве, и превышает только показатель Таджикистана.

При этом экономика страны зависит от внешних факторов, наиболее серьезное влияние среди которых имеют социально-политическая стабильность в странах – торговых партнерах (Российской Федерации, Республиках Казахстан и Беларусь, Китае), экономический рост в этих странах, стоимость доллара США.

Упрощенная миграционная политика внутри СНГ и ЕАЭС способствует не только переезду граждан Кыргызстана на постоянное место жительства в более богатые страны, но и значительной маятниковой трудовой миграции.

С 2012 г. эмиграция резко сократилась после всплесков 2005–2007 и 2010–2011 гг. из-за государственных переворотов в Кыргызстане, но потоки трудовых мигрантов стабильно нарастают. Только в Россию ежегодно на работу приезжают более 600 тыс. жителей Кыргызстана (около 10%), которые, по данным Банка России, переводят на родину более 2 млрд долл. (около 30% ВВП страны) и столько же вывозят с собой в виде наличных [2].

Кроме дотирования кыргызской экономики через трудовых мигрантов, серьезную экономическую помощь Россия оказывает через Российско-Кыргызский фонд развития, предоставляющий прямые кредиты и кредиты через финансово-кредитные учреждения с целью поддержки интеграции Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Кредитный период составляет до 15 лет с минимально возможными процентными ставками 4% в год. К 2019 г. фонд утвердил инвестиционных проектов на 300 млн долл., в том числе в виде прямого финансирования в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, текстильная промышленность, строительство, энергетика, связь и телекоммуникации, горнодобывающая промышленность, металлургия, транспорт, логистика, торговля и общественное здравоохранение.

Сдерживающим фактором развития кыргызской экономики является низкая конкурентоспособность производимых товаров и инвестиционная привлекательность территории. Основными инвесторами в стране являются государственные структуры, получающие кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств, которые преимущественно предоставляются под гарантии Правительства Кыргызской Республики, бюджетные кредиты Министерства финансов, выделяемые через Государственное агентство по управлению бюджетными кредитами, гранты от международных и двусторонних доноров. Имеются также средства финансово-кредитных учреждений, однако кредитование предприятий осуществляется через коммерческие банки по довольно высоким процентным ставкам (около 16%), что ограничивает развитие бизнеса, несмотря на деятельность некоммерческих финансовых учреждений, различных государственных фондов и агентств. Такая система финансирования социально-экономического развития создает дополнительные риски, поскольку в случае нарастания политической нестабильности возможно прекращение донорской поддержки, что повысит расходы правительства на займы, усилит потребности в финансировании из-за бюджетного дефицита в сочетании со значительным ухудшением структуры долга и экономической дестабилизацией, социальной напряженности[ii].

Уже сегодня дефицит бюджета Кыргызстана составляет более 3% ВВП, а государственный долг – порядка 56% ВВП, на обслуживание которого уходит 20% всех доходов бюджета. Основным кредитором Республики является Китай, финансовое влияние которого усиливается и выражается уже в 44% всех займов, большая часть которых идет на инфраструктурные проекты, реализуемые китайскими компаниями, использующими труд своих мигрантов, а не местных рабочих [4], что приводит к обострению социальной обстановки и протестным настроениям населения.

Состояние экономики во многом определяет социальное развитие страны, особенно сельских территорий, ориентированное на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях, оцениваемое, согласно Программе развития Организации Объединённых Наций, по совокупному показателю уровня развития человека – Индексу человеческого развития (ИЧР) / Human Development Index (HDI). Кыргызстан, имея значение ИЧР 0,672, сегодня занимает 122 позицию и входит в группу стран со средним уровнем[iii] развития с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, попадая в одну группу с такими соседними государствами, как Туркменистан (0,706; 109 позиция), Узбекистан (0,710; 105 позиция) и Таджикистан (0,650; 127 позиция). По ИЧР Кыргызстан значительно уступает России (0,816; 49 позиция), Беларуси (0,808; 53 позиция) и Казахстану (0,800; 58 позиция), которые находятся во главе стран – бывших республик СССР с высоким значением индекса человеческого развития.

В силу экономической отсталости около половины жителей страны находятся за чертой бедности. Образование, которое является всеобщим и универсальным, может стать основным инструментом борьбы с нищетой при условии повышения его качества. Оно также может стать основой для дальнейшего улучшения уровня здравоохранения и благосостояния, а образовательные учреждения могут быть компетентными движущими силами в процессе перехода к экономике знаний, если произойдут соответствующие реформы.

Несмотря на то, что больше половины расходов государственного бюджета выделяется на социальный сектор (социальная защита и социальное страхование, образование, здравоохранение), абсолютный уровень социальных расходов остается низким по международным стандартам, что отражается на интегральных значениях показателей развития государства. Так, по уровню развития человеческого капитала / Human Capital Index (оценка Всемирного банка [9]) Кыргызстан занимает позиции, близкие к значению Индекса человеческого развития.

Не мене значимым экономическим фактором развития современного Кыргызстана является уровень развития бизнеса, который по экспертным оценкам Всемирного банка [8], составляющего рейтинг стран по Индексу «Легкость ведения бизнеса»[iv], в 2018 г. в Республике был выше (см. табл. 1), чем у Узбекистана (76) и Таджикистана (126), но значительно уступал России (31) и Казахстану (28), а в 2019 г. Кыргызстан опустился в рейтинге, пропустив вперед еще и Узбекистан. По данным Всемирного отчета по конкурентоспособности 2017–2018 гг., уровень корпоративных налогов в Кыргызстане составляет только 29% от прибыли, а начать новый бизнес достаточно просто, поскольку необходимо пройти всего четыре процедуры в течение десяти дней. Но по мере увеличения бизнеса, растет количество административных процедур и их стоимость, что сдерживает развитие хозяйственной деятельности.

Таблица 1

Международные индексы Республики Кыргызстан

 

 

Место /всего стран

Rating/total countries

Динамика показателей*

Dynamics of indicators

Год

year

Организация, проводившая исследование

Organization that conducted the study

Corruption Perceptions Index (Индекс восприятия коррупции)

135/176

132/180

 29

= 29

2017

2018

Transparency International

ICT Development Index (Индекс развития информационных и коммуникационных технологий)

109/176

4,37

2017

International Telecommunication Union

Doing Bisiness (Ведение бизнеса)

70/190

80/190

68,33

67,8

2018

2019

The World Bank

Worldwide Press Freedom Index (Всемирный индекс свободы прессы)

98/180

83/180

31

▲15

 

2018

2019

Reporters Without Borders

Military Strength Ranking (Рейтинг военной мощи)

91/136

1,8163

2018

Global Firepower

Freedom on the Net (Свобода Интернета в мире)

38 баллов

61 балл

▼1

2018

2019

Freedom House

The Global Enabling Trade Index (Индекс вовлеченности стран мира в международную торговлю)

113/136

3,76

2016

World Economic Forum

*по сравнению с предшествующей публикацией

Следует отметить высокий уровень коррупции, а также политической и управленческой нестабильности. По обвинению в коррупции регулярно возбуждаются уголовные дела против высокопоставленных чиновников и чиновников рангом ниже. Проблемы системы институтов включают низкий уровень защиты прав на частную собственность, отсутствие независимости судов, слишком высокое бремя государственного регулирования, в том числе в области регулирования налогов, труда и социальной безопасности, а также в процессах по выдаче разрешений и лицензий. При этом Индекс восприятия коррупции [10] показывает улучшения, так как страна переместилась со 150 места из 177 стран в 2013 г. на 132 место из 180 стран в 2018 г., из стран Центральной Азии, уступив только Казахстану (124 место), обойдя Россию (138 место).

Одним из эффективных способов противодействия коррупции в Кыргызстане, как и в других странах, можно считать электронное правительство. Внедрение электронной системы государственных закупок Министерства финансов Кыргызской Республики, например, привело к стандартизации процесса проведения тендеров, снизило бюрократическое вмешательство, гарантировало объективность принятых решений и сделало прозрачным процесс проведения закупок. Несмотря на отдельные успехи внедрения технологий электронного правительства, в рейтинге стран мира по уровню его развития, Кыргызстан в 2018 г. занимал 91 место из 193 стран (индекс составил 0,5835), а в рейтинге электронного участия граждан – 75 место.

Основным сдерживающим фактором предоставления цифровых услуг остается развитие инфокоммуникационной инфраструктуры. В рейтинге стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий, по версии Международного союза электросвязи, Кыргызстан в 2017 г. занимал 109 место из 176 стран мира, и последнее место среди стран Содружества Независимых Государств.

И, наконец, остановимся на некоторых политически чувствительных вопросах, прежде всего, свободы слова. По оценкам международных экспертов, ситуация по свободе прессы в стране изменяется медленно и жестко привязана к актуальным социально-политическим реалиям, характеру политической культуры элит и широкой общественности. Так, Индекс свободы прессы [11] указывает на то, что «у президента есть особая защита в суде» и право на иски против СМИ с неподъемными цифрами по компенсации «ущерба». В указанном рейтинге Кыргызстан выше всех своих ближайших соседей с постсоветского пространства, но все же находится в зоне стран с несвободными СМИ (от 61 до 100 баллов): Кыргызстан – 67, Беларусь – 83, Россия – 83, Казахстан – 85, Таджикистан – 87, Узбекистан – 95.

Также в Кыргызстане отмечается присутствие основных видов контроля Интернета, таких как: блокировка политического, социального и религиозного контента, манипулирование онлайн-дискуссиями проправительственных комментаторов и др. Кыргызстан по данному показателю входит в число стран с «частично свободным» Интернетом [7]. Однако Республика ухудшила показатели, набрав 38 баллов в 2018 г. (37 баллов в 2017 г.). При этом Казахстан (62 балла), Беларусь (64  балла), Россия (67 баллов) и Узбекистан (75 баллов) вошли в число стран с «несвободным интернетом». Это же положение сохранилось и в 2019 г., несмотря на изменение методологии оценки (61 балл в 2019 г.), Беларусь (35 баллов), Россия (31 балл), Казахстан (32 балла), Узбекистан (26 баллов).

И все же, несмотря на то, что Кыргызстан по отдельным показателям, характеризующим политическую ситуацию, имеет неплохие позиции, по основным экономическим индикаторам значительно уступает своим соседям и партнерам.

Таким образом, сегодняшний Кыргызстан необходимо рассматривать как современное государство с уникальной историей и совокупной культурой народов, проживающих на ее территории, имеющее экономическую модель с преимущественным развитием сферы услуг на внутреннем рынке, массовым экспортом рабочей силы, реэкспортом товаров на рынки соседних государств, а также экспортом золота, большую часть которого осуществляет одно единственное предприятие [1].

В силу названных причин политическое и социально-экономическое развитие Киргизии неустойчиво и пока не позволяет ей с уверенностью смотреть в свое независимое будущее, поскольку основные возможности развития ограничиваются такими факторами:

– в промышленности – зависимостью от мировых цен на золото в силу значимости для страны разработки месторождения «Кумтор», а также прочие сырьевые ресурсы, снижением конкурентоспособности секторов экономики с высокой долей импортируемых материалов, прежде всего, производство одежды, являющейся основой экспорта, низким качеством продукции с высокой степенью обработки;

– в сельском хозяйстве – стоимостью горюче-смазочных материалов, климатическими изменениями, зависимостью от импорта продовольствия;

 – в сфере услуг – зависимостью объемов потребления от доходов трудовых мигрантов, высокой долей теневого сектора;

– в финансовом секторе – зависимостью от международных доноров и кредиторов;

– в политической сфере – частой сменяемостью власти без должной преемственности политики и стратегии развития.

Несмотря на значительные риски, развитие Кыргызстана может быть обеспечено при условии определения четких приоритетов социально-экономического развития, через реализацию крупных инфраструктурных проектов, сокращение теневого сектора путем внедрения современных цифровых технологий и улучшения налогового администрирования, к чему имеются необходимые предпосылки. При этом принципиально важно решить задачу, актуальную для всего постсоветского пространства, включая Россию, которая состоит в развитии высокотехнологичного обрабатывающего сектора, обеспечивающего конкурентоспособность товаров на мировом рынке с учетом тенденций развития технологий.

 


[i] Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс] - URL: http://www.stat.kg/media/files/1bfbed49-805c-4460-8988-dad9b7341f70.pdf (дата обращения: 12.09.2019).

[ii] Развитие в регионах, региональная интеграция и экономическое развитие. Стратегические элементы промышленного развития в Кыргызстане: отчет Организации Промышленного Развития ООН (ЮНИДО) [электронный ресурс]. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/files/2018-12/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%BA_%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0.pdf (дата обращения: 22.09.2019).

[iii] Индекс развития человеческого потенциала. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. Центр гуманитарных технологий, 2006–2019 (последняя редакция: 14.03.2019). URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info (дата обращения: 15.10.2019).

[iv] Оценка стран по благоприятности условий ведения бизнеса осуществляется по шкале от 1 до 190. Высокий рейтинг легкости ведения бизнеса означает, что нормативно-правовые условия более благоприятны для создания и функционирования местной фирмы. Рейтинг составляется путем измерения совокупных показателей по 10 темам, каждая из которых состоит из нескольких индикаторов, и оказывает равнозначный эффект на общий рейтинг страны.

Список литературы

1. Акенеев А., Джакыпов К., Ибраимов Т. Кыргызстан. Десятилетия экономического отставания: что нужно для прорыва? [Электронный ресурс] - URL: http://center.kg/article/256 (дата обращения: 03.11.2019).

2. В фокусе: Киргизия - развитие в сложных условиях. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. 2017. №22 (июль) [Электронный ресурс]. - URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13856.pdf (дата обращения: 15.09.2019).

3. Жарбеков А.М., Бутова Т.В. Особенности государственного управления в республике Кыргызстан //Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления: сборник научных статей международной научно-практической конференции «Управленческие науки в современном мире» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (1-2 декабря 2015 г., г. Москва). - М.: Изд-во Юридический дом «Юстиция». - 2016. - С. 116-119.

4. Ионова Е. Экономические и политические проблемы Киргизии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2019_01/Ionova%20.pdf (дата обращения: 25.09.2019).

5. Социально-экономическое развитие КР. Информация об итогах социально-экономического развития Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://mineconom.gov.kg/ru/direct/3/37 (дата обращения: 12.09.2019).

6. Торогельдиева Б.М. Парламентская культура в политическом процессе Кыргызстана: тенденции, перспективы //Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. - 2014. - №19. - С. 200-212.

7. About Freedom on the Net [Электронный ресурс] - URL: https://freedomhouse.org/report-types/freedom-net (дата обращения: 30.10.2019).

8. Doing Business [Электронный ресурс]. - URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/kyrgyz-republic (дата обращения: 25.10.2019).

9. Explore the Human Capital Index with this interactive map. Kyrgyz Republic [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital (дата обращения: 05.10.2019).

10. Transparency International: Kyrgyzstan [Электронный ресурс]. - URL: https://www.transparency.kg/ (дата обращения: 29.10.2019).

11. World Press Freedom Index: Kyrgyzstan [Электронный ресурс] - URL: https://rsf.org/en/kyrgyzstan (дата обращения: 30.10.2019).

Войти или Создать
* Забыли пароль?