THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF ANALYSIS OF COMPETITIVENESS OF INSURANCE COMPANY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the theoretical and practical aspects of the analysis of the competitiveness of the insurance company CJSC «Insurance Group Uralsib» as an example were revieled. The competitiveness of the insurance companies is based on the general principles and provisions of the theory of competition and competitiveness. It was detailed the concept of competition in the insurance market, revealed its specificity and the possible non-price competition on it. The competitiveness of the insurance company is considered as a multi-faceted category, its determining factors were reflected. The competitiveness of Penza branch based on the analysis of financial ratios was evaluated and conducted the SWOT-analysis. The recommendations were given.

Keywords:
insurance company, the insurance market, competition, competitive advantage, the competitiveness of the insurance company, SWOT-analysis, resistance to competition, branch specificity.
Text

Конкуренция — неотъемлемое свойство рынка, который предполагает поиск путей повышения конкурентоспособности его субъектов. Страховые компании являются субъектами национальной экономики наряду с промышленными предприятиями, поэтому методики анализа и оценки конкурентоспособности страховых компаний и иных субъектов экономики, например промышленных предприятий, весьма схожи. Рассматривая конкурентоспособность страховых компаний, необходимо базироваться на общих принципах и положениях теории конкуренции и конкурентоспособности. Безусловно, конкуренция на страховом рынке и конкурентоспособность страховых компаний имеют специфические черты, но, как правило, они не противоречат общим принципам, а лишь детализируют их.

Конкурентоспособность субъекта проявляется только в условиях конкуренции, поэтому сначала целесообразно рассмотреть страховой рынок, особенности условий конкуренции на нем и факторы, оказывающие на него влияние.

Страховой рынок есть совокупность страховых компаний, осуществляющих процесс страхования; сложная интегрированная система, включающая различные элементы, связи, механизмы на основе спроса и предложения [8].

Главным элементом рынка страховых услуг и важнейшим фактором его развития является конкуренция. Причем на различных отраслевых рынках действуют одни и те же принципы. Так, страховой рынок является разновидностью отраслевого рынка, на котором осуществляется взаимодействие экономических субъектов (страховщика и страхователя) по поводу купли-продажи страхового продукта (услуги). Как и любой другой рынок, он подвержен циклическим колебаниям под воздействием множества факторов, таких как привлечение избыточного капитала в данную отрасль, снижение цен на страховые услуги в периоды подъема, наступление катастрофических убытков, которые ведут к удорожанию стоимости страховой и перестраховочной защиты, государственная экономическая политика и др. [3].

В данном контексте конкуренция трактуется нами как соперничество страховых компаний за ограниченный спрос и долю рынка страховых продуктов (услуг). Благодаря конкуренции страхователь имеет возможность свободного выбора наиболее привлекательной страховой компании с приемлемыми для него параметрами страхового продукта (услуги), что является одним из условий успешного функционирования страхового рынка в Российской Федерации.

References

1. Azoev G.L., Chelenkov A.P. Konkurentnye preimushchestva firmy. - M.: OAO «Tipografiya «NOVOSTI», 2000.

2. Andreev I. Kriterii konkurentosposobnosti odnorodnykh bankovskikh uslug. Marketing. - 1998. - № 1. - S. 35-40.

3. Kuropatkina O.S. Osobennosti opredeleniya konkurentsii i konkurentosposobnosti strakhovykh organizatsiy. Sovremennaya konkurentsiya. - 2012. - № 3. - S. 71-79.

4. Medushevskaya I.E. Rezervy uvelicheniya pribyli predpriyatiya derevoobrabotki kak faktor ego konkurentoustoychivosti. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo. Seriya «Obshchestvennye nauki». - Penza, 2012. - № 28. - S. 426-429.

5. Medushevskaya I.E., Skvortsova V.A., Yagafarova E.F. Konkurentsiya i konkurentnye preimushchestva. Teoriya i rossiyskaya praktika. - Lap Lambert Academic Publishing Gmbh & Co. Saarbrϋcken, Germany, 2012.

6. Medushevskaya I.E. Konkurentosposobnost' torgovogo predpriyatiya: sushchnost' i otrazhenie ego spetsifiki (na primerakh predpriyatiy Penzenskogo regiona). Teoriya i praktika razvitiya ekonomiki regiona: sbornik nauchnykh statey po materialam VII Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Kaluga: ID «Eydos», 2008. - C. 70-75.

7. Medushevskaya I.E., Mashtakova Yu.V. Otsenki konkurentosposobnosti organizatsii na osnove rascheta integral'nogo pokazatelya. Uchetno-analiticheskie instrumenty razvitiya innovatsionnoy ekonomiki: materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. T. 2. - Knyaginino: NGIEI, 2011. - S. 140-147.

8. Ulybina L.K. Transformatsiya strakhovogo rynka: problemy, tendentsii, perspektivy. Ekonomicheskie nauki. - 2012. - № 1(86). - S. 227-235.

Login or Create
* Forgot password?