ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрыты теоретические и практические аспекты анализа конкурентоспособности страховой компании на примере ЗАО «Страховая группа УралСиб». Конкурентоспособность страховых компаний базируется на общих принципах и положениях теории конкуренции и конкурентоспособности. Детализировано понятие конкуренции на страховом рынке, выявлена его специфика, возможные неценовые методы конкурентной борьбы на нем. Конкурентоспособность страховой компании рассмотрена как многоаспектная категория, отражены факторы, ее определяющие. Оценена конкурентоспособность Пензенского филиала на основе анализа финансовых коэффициентов и SWOT-анализа. Разработаны рекомендации.

Ключевые слова:
страховая компания, страховой рынок, конкуренция, конкурентное преимущество, конкурентоспособность страховой компании, SWOT-анализ, конкурентоустойчивость, отраслевая специфика.
Текст

Конкуренция — неотъемлемое свойство рынка, который предполагает поиск путей повышения конкурентоспособности его субъектов. Страховые компании являются субъектами национальной экономики наряду с промышленными предприятиями, поэтому методики анализа и оценки конкурентоспособности страховых компаний и иных субъектов экономики, например промышленных предприятий, весьма схожи. Рассматривая конкурентоспособность страховых компаний, необходимо базироваться на общих принципах и положениях теории конкуренции и конкурентоспособности. Безусловно, конкуренция на страховом рынке и конкурентоспособность страховых компаний имеют специфические черты, но, как правило, они не противоречат общим принципам, а лишь детализируют их.

Конкурентоспособность субъекта проявляется только в условиях конкуренции, поэтому сначала целесообразно рассмотреть страховой рынок, особенности условий конкуренции на нем и факторы, оказывающие на него влияние.

Страховой рынок есть совокупность страховых компаний, осуществляющих процесс страхования; сложная интегрированная система, включающая различные элементы, связи, механизмы на основе спроса и предложения [8].

Главным элементом рынка страховых услуг и важнейшим фактором его развития является конкуренция. Причем на различных отраслевых рынках действуют одни и те же принципы. Так, страховой рынок является разновидностью отраслевого рынка, на котором осуществляется взаимодействие экономических субъектов (страховщика и страхователя) по поводу купли-продажи страхового продукта (услуги). Как и любой другой рынок, он подвержен циклическим колебаниям под воздействием множества факторов, таких как привлечение избыточного капитала в данную отрасль, снижение цен на страховые услуги в периоды подъема, наступление катастрофических убытков, которые ведут к удорожанию стоимости страховой и перестраховочной защиты, государственная экономическая политика и др. [3].

В данном контексте конкуренция трактуется нами как соперничество страховых компаний за ограниченный спрос и долю рынка страховых продуктов (услуг). Благодаря конкуренции страхователь имеет возможность свободного выбора наиболее привлекательной страховой компании с приемлемыми для него параметрами страхового продукта (услуги), что является одним из условий успешного функционирования страхового рынка в Российской Федерации.

Список литературы

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000.

2. Андреев И. Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг // Маркетинг. - 1998. - № 1. - С. 35-40.

3. Куропаткина О.С. Особенности определения конкуренции и конкурентоспособности страховых организаций // Современная конкуренция. - 2012. - № 3. - С. 71-79.

4. Медушевская И.Е. Резервы увеличения прибыли предприятия деревообработки как фактор его конкурентоустойчивости // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Серия «Общественные науки». - Пенза, 2012. - № 28. - С. 426-429.

5. Медушевская И.Е., Скворцова В.А., Ягафарова Е.Ф. Конкуренция и конкурентные преимущества. Теория и российская практика. - Lap Lambert Academic Publishing Gmbh & Co. Saarbrϋcken, Germany, 2012.

6. Медушевская И.Е. Конкурентоспособность торгового предприятия: сущность и отражение его специфики (на примерах предприятий Пензенского региона) // Теория и практика развития экономики региона: сборник научных статей по материалам VII Межрегиональной научно-практической конференции. - Калуга: ИД «Эйдос», 2008. - C. 70-75.

7. Медушевская И.Е., Маштакова Ю.В. Оценки конкурентоспособности организации на основе расчета интегрального показателя // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: материалы всероссийской научно-практической конференции. Т. 2. - Княгинино: НГИЭИ, 2011. - С. 140-147.

8. Улыбина Л.К. Трансформация страхового рынка: проблемы, тенденции, перспективы // Экономические науки. - 2012. - № 1(86). - С. 227-235.

Войти или Создать
* Забыли пароль?