employee from 01.01.2010 to 01.01.2019
Sankt-Peterburg, St. Petersburg, Russian Federation
Vyborg Branch of the Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation (Department of Customs Affairs of the Vyborg Branch, Professor)
St. Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
BBK 6542 Экономика торговли. Торговая реклама. Недвижимость
BISAC BUS001020 Accounting / Governmental
The paper considers the current state of the problem of customs risk management in Russia. The basic methods of customs risk management are presented, and their improvement is promising. Much attention is paid to automation methods of the FCS of the FCS of Russia, including in the categorization of participants in foreign economic activity.
customs risk management system, RMS, Federal Customs Service, methods
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые необходимы и достаточны для обеспечения выполнения таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Выбор форм таможенного контроля, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), основывается на системе управления рисками [1].
Управление рисками представляет собой основополагающий принцип современных технологий таможенного контроля, что позволяет оптимизировать использование ресурсов таможенных органов, способствуя при этом повышению эффективности таможенного контроля. При этом снижается бюрократическая нагрузка на участников внешнеэкономической деятельности.
Применение СУР таможенными органами направлено на
- определение товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю,
- выбор оптимальных форм и степени таможенного контроля, применяемых к данным товарам, транспортным средствам, документам и лицам.
Основное понятие риска закреплено в статье 376 главы 50 ТК ЕАЭС. В данной статье говорится, что «таможенный риск (риск)» представляет собой «вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании».
Основными целями использования таможенными органами системы управления рисками, согласно статье 378 ТК ЕАЭС являются:
- обеспечение эффективности таможенного контроля;
- сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов;
- создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.
Согласно статье 377 ТК ЕАЭС, процесс управления рисками таможенными органами включает в себя:
- сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;
- оценку риска;
- описание индикатора риска;
- определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;
- разработку и утверждение профилей рисков;
- выбор объектов таможенного контроля;
- применение мер по минимизации рисков;
- анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.
Согласно статье 113 Федерального закона № 289-ФЗ [2], на основании оценки рисков таможенные органы применяют формы таможенного контроля, меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля и иные меры, к которым относятся:
- меры, связанные с передачей полномочий по принятию решений в области таможенного дела вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий таможенный орган;
- меры, предусматривающие проведение сверки сведений, заявленных в таможенной декларации, со сведениями, содержащимися в документах, представленных таможенному органу, в регионе деятельности которого находится товар;
- иные меры, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Основным международным документом, определяющим методы и процедуры таможенного контроля и их применение является Киотская конвенция [3]. Согласно данной конвенции, основополагающие принципы таможенного контроля включают в себя:
- Стандартизацию и упрощение процедур таможенного контроля.
- Прогрессивное развитие и модернизацию технологий таможенного контроля.
- Максимально возможное применение при таможенном контроле информационных технологий.
- Активное взаимодействие таможенных служб и участников внешнеэкономической деятельности.
Ключевые элементы Киотской конвенции включают в себя:
- широкое применение систем автоматизации и технологий СУР (в т.ч. оценку таможенных рисков и применение выборочного контроля);
- анализ предварительной информации для оптимизации выборочного таможенного контроля;
- передачу таможенной информации по электронным каналам;
- взаимодействие таможенных органов с другими контролирующими системами;
- предоставление по первому требованию заинтересованным лицам и организациям информации по таможенному законодательству;
- прозрачность системы взаимодействия таможенных органов с субъектами таможенного контроля.
Подробные инструкции по организации СУР в таможенных органах представлены Международной таможенной организацией [4].
Основные принципы функционирования СУР в таможенных органах включают в себя:
1. Принцип законности, который заключается в соответствии СУР требованиям национальных и международных правовых актов.
2. Принцип целевой направленности, который подразумевает подчинение задач СУР достижению целей таможенного контроля.
3. Принцип единства, который определяет однообразие подходов к управлению рисками во всех таможенных органах. Для этой цели была создана Рабочая группа при Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза по развитию системы управления рисками в таможенных органах государств – членов Евразийского экономического союза [5, 6].
4. Принцип эффективности, который обеспечивает выбор решений, определяющих высокую эффективность применения СУР;
5. Принцип делегирования полномочий – предполагает распределение полномочий и делегирование части их нижестоящим таможенным органам. Принцип делегирования полномочий в полной мере был реализован в ФТС России до 2017 года, когда таможни и регионарные таможенные управления могли самостоятельно разрабатывать и утверждать зональные и регионарные профили рисков. В настоящее время разработку данных профилей рисков осуществляют только подразделения центрального аппарата ФТС России [7]. Недостатки такой централизации управления СУР таможенных органов рассмотрены в работе Е.В. Алексеевой и А.О. Тарасовой [8].
6. Принцип обратной связи основан на непрерывном проведении оценки результатов с последующей коррекцией мер для устранения появляющихся отклонений.
7. Принцип автоматизации – в идеале предусматривает исключение человеческого фактора из системы управления таможенными рисками.
8. Принцип информационной защищенности – предусматривает систематическую работу по совершенствованию информационной безопасности таможенных органов [9].
При формировании профиля риска для выявления контрафактных и фальсифицированных товаров к индикаторам риска можно отнести:
– перемещение товаров, больше всего подверженных контрафакту (ВИП, дизайнерские и популярные бренды);
– место производства или страна изготовления товара отличается от места производства, используемого правообладателем);
– цена товара (в декларации представлена завышенная/заниженная стоимость товара или он застрахован по заведомо низкой стоимости);
– неполнота сведений, представленных в декларации (неточность сведений о таких элементах товара, как упаковка, образцы, товары для личного пользования, запасные части к чему-либо);
– качество заполнения документов;
– размер партии (транспортировка товара в завышенных/заниженных количествах, нехарактерных для данного типа товаров);
– нестандартные маршруты перемещения товаров и транспортных средств (например, в обход стандартных каналов распространения продукции данного правообладателя);
– внешний вид упаковки нехарактерен для товаров данного правообладателя;
– качество товаров не соответствует бренду;
– этикетки и маркировка товаров имеют отличия от бренда.
Меры по минимизации рисков обычно соответствуют формам таможенного контроля (Статья 322 ТК ЕАЭС) и мерам обеспечения таможенного контроля (Статья 338 ТК ЕАЭС и Статья 238 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018).
Работа СУР не ограничивается принятием решения о применении той или иной формы таможенного контроля. Одной из значимых задач применения СУР является контроль правильности определения таможенной стоимости, поскольку она является основой для начисления таможенных платежей [10]. Разрабатываемые для этих целей профили рисков учитывают достаточно большой объем информации о товарах: код ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения, производитель, марка, модель, сфера применения, наличие товарного знача и т.д. При этом учитываются многочисленные источники информации: база деклараций на товары, данные таможенной статистики, сведения, представляемые производителями и экспортерами товаров, таможенными службами других государств, каталоги товаров и т.д. К группе повышенного риска можно отнести участников ВЭД, перемещающих ценные бумаги через таможенную границу ЕАЭС с целью закрытия паспортов сделок, дисконтирования долговых обязательств, осуществления крупных валютных операций с контрагентами, расположенными в офшорных странах и т.д. [11] В результате устанавливается контрольный уровень таможенной стоимости для анализируемого товара. Выявление факта отличия таможенной стоимости от контрольного уровня является основанием для дополнительной проверки документов и сведений с целью выявления обоснованности заявленных данных. В случае, когда проверка правильности определения таможенной стоимости по результатам применения СУР, относится к компетенции специализированного подразделения ФТС по таможенной стоимости, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется данным подразделением [12]. По результатам проверки может быть принято решение или о принятии заявленной таможенной стоимости или о внесении изменений в сведения, заявленные участником ВЭД в соответствии с статьей 112 ТК ЕАЭС. Поскольку отличие заявленной таможенной стоимости товаров от величины, содержащейся в профиле риска, применяемом таможенными органами, является основанием для проведения таможенным органом дополнительной проверки, применение в этом случае мер по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов соответствует праву ЕАЭС [13].
Одним из направлений оптимизации СУР при таможенном контроле таможенной стоимости является автоматический выпуск товаров при низком уровне риска. Другим направлением является формирование профилей рисков на основе отчетов системы Автоматизированного контроля таможенной стоимости (ИСС «Малахит»), что позволяет использовать динамические стоимостные индикаторы риска в отношении товаров с выраженными изменениями таможенной стоимости [14].
Действующие сегодня профили рисков обеспечивают контроль за таможенной стоимостью более 60% кодов ТН ВЭД ЕАЭС. Об эффективности их применения говорит общее повышение за минувший год индекса таможенной стоимости по группам товаров из области риска. В 2018 году применение профилей риска для контроля таможенной стоимости позволило дополнительно перечислить в федеральный бюджет 21,6 млрд. руб.
Еще одним важным направлением применения СУР является контроль качества классификации товаров. При разработке таких профилей рисков делается акцент на возможное декларирование товаров с более высокой ставкой таможенной пошлины как товары с более низкой.
В 2016 году был утвержден порядок разработки и реализации мер по управлению рисками при осуществлении государственного ветеринарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и местах осуществления таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию товаров, подлежащих ветеринарному контролю [15], а в 2017 году – товаров, подлежащих фитосанитарному контролю [16]. В 2017 году была создана Межведомственная экспертная группа по координации деятельности ФТС России и Россельхознадзора при реализации системы управления рисками [17].
В последние годы большое внимание уделяется применению СУР для категорирования участников ВЭД [18, 19]. Категорирование участников ВЭД осуществляется по двум направлениям – на основе отраслевого подхода [20] в основе которого лежат приказы ФТС России, утверждающие порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения категории уровня риска в отношении лиц, осуществляющих перемещение отдельных категорий товаров: № 731 [21], 732 [22], 733 [23] от 11.04.2016, № 1740 от 27.08.2015 [24], № 706 от 08.04.2016 [25] и др.
Вторым направлением является автоматизированное определение категории уровня риска участников ВЭД, которое осуществляется в соответствии с Приказом ФТС России № 2256 [26]. На итоговый результат категорирования оказывают влияние тридцать критериев, характеризующих различные аспекты коммерческой и внешнеторговой деятельности участника ВЭД. В результате участнику ВЭД присваивается одна из категорий уровня риска – высокая, средняя или низкая. Применение субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР позволило значительно снизить число проверочных мероприятий по отношению к участникам ВЭД из категории низкого уровня риска (Рис. 1) [27].
Рис. 1. Соотношение принятых мер по минимизации рисков в зависимости от отнесения организации к высокому, среднему или низкому уровням риска
в 2018 г.
Количество участников ВЭД, относящихся к низкому уровню риска, выросло с 2 тысяч в январе 2017 года до почти 10 тысяч в IV квартале 2019 г. (Рис. 2). За 9 месяцев 2019 года на их долю пришлось около 61% товарных партий и 79% уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров [28]. На момент подготовки данного материала (ноябрь 2019 г.) к категории высокого уровня риска отнесено 10 552 участника ВЭД, к категории среднего уровня риска – 95 256 участников ВЭД.
Осуществляемые в настоящее время мероприятия по оптимизации таможенных органов и организации электронных таможен требуют дальнейшего совершенствования СУР в таможенных органах России.
Рис. 2. Динамика количества организаций с низким уровнем риска
в 2017 – 2019 г.г. Пунктиром обозначена линия тренда и прогноз на 1 квартал вперед.
Методы анализа таможенных рисков можно разделить на качественные и количественные [29]. К качественным методам можно отнести методы экспертной оценки, мозгового штурма, проб и ошибок, сбор и анализ новой информации и т.д. Качественные методы применяются с целью выявления и распознавания рисков, причин и возможных последствий нарушения таможенного законодательства, определения мер по минимизации рисков.
Количественные методы оценки рисков достаточно разнообразны. одними из популярных методов являются статистические методы анализа таможенных рисков, методы имитационного моделирования (метод Монте-Карло), логико-вероятностные методы, использование искусственных нейронных сетей и нечеткой логики и др.
Оптимальным является последовательное использование качественных и количественных методов оценки таможенных рисков – сбор и анализ первичной информации, которая в последующем подвергается математической обработке.
Классификация методов анализа рисков [30]:
1. По характеру переменных, используемых в модели – вероятностные и выборочные методы.
2. По характеру распределения переменных в модели – с учетом и без учета распределения вероятностей.
3. По способу нахождения результата – имитационный и аналитический методы.
Другая классификация приведена в работе Я.Д. Вишнякова и H.H. Радаева [31]: статистические, теоретико-вероятностные, вероятностно-статистические и экспертные методы оценки рисков.
Статистические методы позволяют получить достаточно адекватную модель таможенных рисков, однако их недостатком является необходимость наличия массива первичной информации, который не всегда достаточно полный. В таких случаях можно использовать методы объединенных однородных или неоднородных статистических данных.
Вероятностно-статистический метод часто используется для прогнозирования ущерба от возможного нарушения таможенного законодательства. Данный метод позволяет произвести расчет вероятности редких, но тяжелых последствий вследствие нарушений таможенного законодательства, основываясь на информации об объекте. Реже для этих целей применяется теоретико-вероятностный метод, имеющий невысокую точность.
Экспертный метод достаточно субъективен, поскольку основывается на знаниях и опыте экспертов. Тем не менее он достаточно широко применяется, например для оценки фитосанитарных рисков [32].
Классификация различных подходов к построению СУР в таможенных органов предложена в работе А.Д. Ершова: детерминистский, логико-вероятностный, эмпирический, специальный и комбинированный [33]. Попытка определения степени таможенного контроля в зависимости от надежности участника ВЭД была предпринята в работах Н.В. Ширкуновой [34], О.В. Калининой [35] и других. Ранее нами были рассмотрены методики применения интеллектуальных методов анализа таможенных рисков [36]. Возможности построения математической модели для категорирования участников ВЭД на основе нечеткой логики рассмотрены в работе О.В.Адамовой [37].
Все перечисленные авторы при категорировании участников ВЭД как правило используют статические показатели их финансовой деятельности. Одним из перспективных направлений развития СУР таможенных органов является исследования возможности применения динамических методов оценки финансовой устойчивости участников ВЭД для прогнозирования совершения ими правонарушений и преступлений [38, 39].
В работе Д.А. Завьялова и О.В. Завьяловой [40] рассмотрены особенности функционирования СУР таможенных органов в условиях глобальной цифровизации и говорится о необходимости органичного сочетания международного, наднационального и национального уровней управления таможенными рисками для обеспечения эффективного таможенного контроля. В работе В.А. Скворцовой и Н.А. Шаланиной [41] рассматриваются перспективы взаимного признания результатов таможенного контроля, что может быть опробовано на участниках ВЭД, отнесённых к низкому уровню риска. О перспективах применения когнитивного подхода формирования СУР таможенных органов в XXI веке говорится в работе А.С.Тульцевой [42]. В докладе руководителя ФТС России В.И.Булавина 3.07.2019 говорилось о необходимости сделать СУР таможенных органов ещё более умной, гибкой, информационно-насыщенной, автоматизированной, самообучаемой и самонастраиваемой [43].
Таким образом, формирование СУР таможенных органов в настоящее время невозможно без применения современных информационных технологий, основанных на искусственном интеллекте, тесном взаимодействии с бизнесом, другими контролирующими органами и таможенными службами иностранных государств, позволяющих создать интеллектуальный пункт пропуска, обеспечивающих завершение основных таможенных операций ещё до убытия из него товаров.
1. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) // ATP Consultant Plus.
2. Federal Law of 03.08.2018 N 289 (as amended on 05/01/2019) On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation // ATP Consultant Plus.
3. International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures (Done at Kyoto 05/18/1973) (as amended by the Protocol of 06/26/1999) // ATP Consultant Plus.
4. WCO Customs Risk Management Compendium // World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/Topics/Facilitation/Instrument%20and%20Tools/Tools/Risk%20Management%20Compendium (Date of access: 03.11.2019).
5. Decision of the Joint College of Customs Services of the Member States of the Customs Union No. 1/6 dated 10/20/2011 “On the creation of working groups under the Joint College of Customs Services of the Member States of the Customs Union” // ATP Consultant Plus.
6. Order of the Federal Customs Service of Russia No. 188 dated February 5, 2019 “On Coordination and Advisory Bodies” // ATP Consultant Plus.
7. Order of the Federal Customs Service of Russia No. 615 dated 04/27/2018 “On approval of the Regulation on the Customs Risk Control Department” // ATP Consultant Plus.
8. Alekseeva E.V., Tarasova A.O. The main problems of applying the risk management system in customs authorities // Bulletin of the educational consortium Central Russian University. Series: Economics and Management. 2019.No 13. S. 87-88.
9. Sokolov S.S., Astakhova O.I. Risk management system. Role and place in the implementation of customs control // In Sat: “Economics and management in conditions of risk and uncertainty”. Sat Articles Int. scientific and practical conf. Penza, 2019.S. 39-49.
10. Letter of the Ministry of Finance of Russia No. 03-10-11 / 3571 dated 01/25/2017 "On the control of the customs value of goods using the risk management system" // ATP Consultant Plus.
11. Recommendations on identifying dubious transactions and assessing the risks of violating the requirements of the currency legislation of the Russian Federation on the repatriation of monetary funds from foreign trade in cases of replacing monetary obligations of non-residents on foreign trade transactions with debt obligations denominated in securities (approved by the Federal Customs Service of Russia on December 10, 2015) // SPS ConsultantPlus.
12. Order of the Federal Customs Service of the Russian Federation No. 1145 dated 06/01/2011 “On the control of the customs value of goods by specialized (functional) units of the customs authorities at the customs value” // ATP Consultant Plus.
13. Letter of the Ministry of Finance of Russia No. 03-10-07 / 67191 dated 11/16/2016 “On monitoring the declared customs value of goods if it differs from the value in the risk profile used by customs authorities” // ATP Consultant Plus.
14. Bondareva A.V., Nikolaenko T.O. Application of a risk management system for controlling the customs value of goods // In the collection: “Actual issues of the development of modern society”, a collection of scientific articles of the 9th International Scientific and Practical Conference. 2019.S. 53-56.
15. Order of the Ministry of Agriculture of Russia No. 283, Ministry of Finance of Russia No. 160n dated 09/21/2016 “On approval of the procedure for the development and implementation of risk management measures, which includes the procedure for collecting and analyzing information, including preliminary information provided by participants of foreign economic activity to the customs authorities , as well as strategies and tactics of applying the risk management system ”// ATP ConsultantPlus.
16. Order of the Ministry of Agriculture of Russia No. 322, Ministry of Finance of Russia No. 136n dated 08.28.2017 “On approval of the procedure for the development and implementation of risk management measures, which includes the procedure for collecting and analyzing information, including preliminary information provided by participants of foreign economic activity to the customs authorities , as well as strategies and tactics of applying the risk management system in the implementation of state quarantine phytosanitary control (supervision) at checkpoints across the state border of the Russian Federation ”// SPS ConsultantPlus.
17. Order of the Federal Customs Service of Russia and Rosselkhoznadzor No. 1759/1059 dated November 3, 2017 “On the establishment of an interagency expert group to coordinate the activities of the Federal Customs Service of Russia and Rosselkhoznadzor when implementing a risk management system” // ATP Consultant Plus.
18. Order of the FCS of Russia No. 1290 of 08/08/2017 “On the creation of a working group in the FCS of Russia to develop a risk management system and categorization of participants in foreign economic activity” (as amended by orders of the FCS of Russia No. 1353 of 08/22/2017 and No. 1555 of September 26, 2017. 2017) // ATP Consultant Plus.
19. Order of the FCS of Russia No. 1292 dated 08/08/2017 "On the establishment of a commission in the FCS of Russia to consider the determination of the category of risk level for violation of the law of the Eurasian Economic Union and the legislation of the Russian Federation on customs" (as amended by orders of the FCS of Russia No. 1995 12/15/2017, No. 458 dated April 2, 2018 and No. 649 dated May 7, 2018) // ATP Consultant Plus.
20. Order of the Federal Customs Service of Russia No. 1677 dated 08/18/2015 “On approval of the strategy and tactics of application
21. Prikaz FTS Rossii № 731 ot 11.04.2016 (red. ot 26.03.2019) «Ob utverzhdenii Poryadka deystviy dolzhnostnyh lic tamozhennyh organov pri sbore i analize informacii dlya opredeleniya kategorii urovnya riska lic, osuschestvlyayuschih eksport tovarov, polnost'yu imi proizvedennyh ili podvergnutyh dostatochnoy obrabotke (pererabotke), k kotorym ne primenyayutsya vyvoznye tamozhennye poshliny» // SPS Konsul'tantPlyus.
22. Prikaz FTS Rossii № 732 ot 11.04.2016 (red. ot 10.09.2019) «Ob utverzhdenii Poryadka deystviy dolzhnostnyh lic tamozhennyh organov pri sbore i analize informacii dlya opredeleniya kategorii urovnya riska lic, osuschestvlyayuschih proizvodstvennuyu deyatel'nost'» // SPS Konsul'tantPlyus.
23. Prikaz FTS Rossii № 733 ot 11.04.2016 (red. ot 26.03.2019) «Ob utverzhdenii Poryadka deystviy dolzhnostnyh lic tamozhennyh organov pri sbore i analize informacii dlya opredeleniya kategorii urovnya riska lic, osuschestvlyayuschih vvoz tovarov, klassificiruemyh v tovarnoy gruppe 02 TN VED EAES» // SPS Konsul'tantPlyus.
24. Prikaz FTS Rossii № 1740 ot 27.08.2015 (red. ot 26.03.2019) «Ob utverzhdenii Poryadka deystviy dolzhnostnyh lic tamozhennyh organov pri sbore i analize informacii dlya opredeleniya kategorii urovnya riska lic, osuschestvlyayuschih vvoz tovarov, klassificiruemyh v tovarnoy gruppe 03, tovarnyh poziciyah 1604, 1605, tovarnoy subpozicii 1603 00 TN VED EAES» // SPS Konsul'tantPlyus.
25. Prikaz FTS Rossii № 706 ot 08.04.2016 (red. ot 17.09.2018) «Ob utverzhdenii Poryadka deystviy dolzhnostnyh lic tamozhennyh organov pri sbore i analize informacii dlya opredeleniya kategorii urovnya riska lic, osuschestvlyayuschih vvoz avtokomponentov i ih chastey, uzlov i agregatov, ispol'zuemyh pri promyshlennoy sborke na territorii Rossiyskoy Federacii motornyh transportnyh sredstv, i drugoy soputstvuyuschey produkcii» // SPS Konsul'tantPlyus.
26. Prikaz FTS Rossii № 2256 ot 01.12.2016 (red. ot 26.09.2019) «Ob utverzhdenii Poryadka avtomatizirovannogo opredeleniya kategorii urovnya riska uchastnikov vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti» // SPS Konsul'tantPlyus.
27. Tamozhennaya sluzhba Rossiyskoy Federacii v 2018 godu. Spravochnye materialy k rasshirennomu zasedaniyu kollegii FTS Rossii // Oficial'nyy sayt Minfina https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sluzhba_v_2018_godu.pdf (Data obrascheniya: 03.11.2019).
28. O realizacii v FTS Rossii sub'ektno-orientirovannoy modeli sistemy upravleniya riskami // Oficial'nyy sayt FTS http://customs.ru/uchastnikam-ved/kategorirovanie-uchastnikov-ved/o-realizaczii-v-fts-rossii-sub-ektno-orientirovannoj-modeli-sistemy-upravleniya-riskami (Data obrascheniya: 03.11.2019).
29. GOST R ISO/MEK 31010-2011. Menedzhment riska. Metody ocenki riska // URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-mek-31010-2011 (Data obrascheniya: 03.11.2019).
30. Afonin P.N., Gamidullaev S.N. Data Mining v upravlenii tamozhennymi riskami: monografiya. SPb.: Izd-vo Politehnicheskogo universiteta, 2009. 158 s.
31. Vishnyakov Ya.D., Radaev N.N. Obschaya teoriya riskov: ucheb. posobie dlya stud. Vyssh. Ucheb.zavedeniy. ⎯ 2-e izd., ispr. M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2008. 368 s.
32. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 770 ot 10.08.2016 «Ob utverzhdenii Polozheniya ob osuschestvlenii analiza fitosanitarnogo riska» // SPS Konsul'tantPlyus.
33. Ershov A.D. Problemy formirovaniya sistemy upravleniya riskami v tamozhennoy sluzhbe Rossii // Aktual'nye problemy teorii i praktiki gosudarstvennogo regulirovaniya vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti: Materialy nauchno-prakticheskoy konferencii.⎯ Sankt-Peterburg: SPbRTA, 2005. S. 79-80.
34. Shirkunova N.V. Upravlenie riskami v tamozhennom kontrole. Avtoref. dis… kand. ek. nauk / RTA, 2005. 31 s.
35. Kalinina O.V. Organizacionno-ekonomicheskiy mehanizm sovershenstvovaniya tamozhennogo servisa vneshney torgovli v usloviyah riska: Dis… kand. ek. nauk / Sankt-Peterburgskiy torgovo-ekonomicheskiy institut, 2006. 198 s.
36. Afonin P.N., Gamidullaev S.N. Teoriya igr v upravlenii tamozhennymi riskami pri vybore form tamozhennogo kontrolya // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. 2009. №1. S. 23-33.
37. Adamova O.V. Vozmozhnosti sovershenstvovaniya sistemy upravleniya tamozhennymi riskami na osnove nechetkoy logiki // Inzhenernyy vestnik Dona. 2018. № 4 (51). S. 112.
38. Zayceva V.A., Afonin D.N. Vozmozhnosti primeneniya dinamicheskih metodov ocenki finansovoy ustoychivosti dlya vyyavleniya prestupleniy i pravonarusheniy v tamozhennoy sfere // Byulleten' innovacionnyh tehnologiy. 2017. T. 1. № 3 (3). S. 42-49.
39. Afonin D.N. Puti sovershenstvovaniya sistemy upravleniya riskami v praktike osuschestvleniya otdel'nyh vidov gosudarstvennogo kontrolya tamozhennymi organami // Byulleten' innovacionnyh tehnologiy. 2018. T. 2. № 4 (8). S. 5-7.
40. Zav'yalov D.A., Zav'yalova O.V. Problemy sistemy upravleniya riskami Federal'noy tamozhennoy sluzhby Rossii v epohu cifrovizacii // Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANHiGS. 2019. T. 10. № 2 (39). S. 78-82.
41. Skvorcova V.A., Shalanina N.A. Innovacii i diskrecionnyy podhod pri tamozhennom kontrole s ispol'zovaniem sistemy upravleniya riskami // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2018. № 4. S. 106-115.
42. Tul'ceva A.S. Formirovanie idei upravleniya riskami v tamozhennyh organah rossiyskoy federacii na osnove kognitivnogo podhoda: teoreticheskiy aspekt // Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2018. № 10. S. 38-44.
43. Doklad rukovoditelya FTS Rossii V.I. Bulavina na sovmestnom zasedanii Obschestvennogo soveta i Ekspertno-konsul'tativnogo soveta po realizacii tamozhennoy politiki pri FTS Rossii «O proekte Strategii razvitiya tamozhennoy sluzhby Rossiyskoy Federacii do 2030 goda» // FTS Rossii http://old.customs.ru/images/stories/2019/July/Doklad.docx (Data obrascheniya: 03.11.2019).