MAIN DIRECTIONS AND PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF AGRICULTURAL COMPLEX
Abstract and keywords
Abstract (English):
Global digital technologies permeate all modern aspects of society. In private life, in business, in the activities of state bodies, advanced technologies are widely used. The development and spread of the Internet and modern technology is often associated with the digital revolution, which fundamentally and rapidly changes the picture of the world around us and the structure of relations in it. It should be noted that the agro-industrial complex in particular, like the entire agricultural industry as a whole, is actively involved in the digitalization process. This trend is due to the general directions of the social and economic development of our state, which is reflected in the Main directions of the Government of the Russian Federation for the period until 2024 [11] In particular, one of the key tasks is: the introduction of digital technologies and platform solutions in public administration and the provision of public services, including in the interest of the public. Digitalization of the agro-industrial complex should result in the development of agriculture capable of ensuring the food security of the country and the improvement of the efficiency of the agro-industrial complex; Promoting digitalization of the economy, creating conditions for the development of new sectors of the economy, ensuring the most favorable conditions for innovation; Promoting innovation and investment, including investment in human capital; Ensuring development of infrastructure and improvement of its quality, use of digitalization and innovative technologies for this purpose.

Keywords:
agribusiness, digitalization, agriculture, information technology, reporting in the field of agriculture, digital transformation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Революционный переход к новому цифрово-технологическому укладу обусловил распространение цифровой революции как формирование новой реальности, в основе которой лежит цифровизация производства и общественных процессов.

Россия занимает 15 место в мире по уровню цифровизации сельского хозяйства, а рынок информационно-компьютерных технологий в отрасли оценивается в 360 млрд рублей, свидетельствуют данные Министерства сельского хозяйства РФ, озвученные на конференции «Точное земледелие 2018» [1].

Однако, как отмечается в Заключение Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству наблюдается резкое ухудшение годовой динамики в сельском хозяйстве (-10,8% год к году в августе 2018 года) [2].

По предварительным данным Росстата, индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий за 2018 год составил 99,4% к уровню 2017 года, что ниже планового значения на 2,3 процентных пункта. Снижение обусловлено уменьшением производства растениеводческой продукции [3].

С целью активного практического внедрения цифровых технологий и платформенных решений в российский АПК Минсельхоз РФ реализует ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство», рассчитанный на 2019-2024 гг. Срок действующей госпрограммы развития сельского хозяйства (2013-2020 гг.) был продлен до 2025 года, в нее включены федеральные проекты «Развитие экспорта продукции АПК», «Цифровизация сельского хозяйства» и «Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации». Ежегодно суммы господдержки увеличиваются, а перечень направлений расширяется. В 2017 году на мероприятия Госпрограммы развития сельского хозяйства направлялось 248,4 миллиарда рублей, в 2018 году – 254,1 миллиарда рублей. В 2019 году планируемый объем бюджетных ассигнований был значительно увеличен до 303,6 млрд рублей. Его цель – увеличение производительности труда на предприятиях вдвое к 2024 году. В том числе для эффективного использования сельхозземель планируется провести их инвентаризацию в рамках системы «Эффективный гектар».

В течение года планируется запустить интеллектуальную систему «СМАРТ-контракт» для заключения контрактов с получателями субсидий. Будет организовано масштабирование отечественных комплексных цифровых агрорешений для предприятий АПК: «Умная ферма», «Умное поле», «Умное стадо», «Умная теплица», «Умная переработка», «Умный склад», «Умный агроофис». В пилотный проект Минсельхоза «Цифровое сельское хозяйство» активно вовлечены уже более 35 регионов РФ [4].

При этом знания, технологии, компетенции являются ключом к настоящему прорыву, к повышению качества жизни [5].

Условия, материалы и методы исследований. Теоретической и методологической основой работы являются труды ученых, рассматривающие роль и значение цифровизации 

в агропромышленном комплексе. Методология основана на применении таких общенаучных методов как анализ, системный подход, сравнение, обобщение данных.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты, а также методические и аналитические материалы по развитию «цифрового» сельского хозяйства, материалы по ведению отчетности.

Анализ и обсуждение результатов исследования. Научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе привел к появлению новых технологических, информационных систем, и как следствие возникла потребность в их правовом и  социальном регулировании.

Следует отметить, что мощное развитие цифровизации агропромышленного комплекса России является закономерностью ее исторического развития. Так, современному периоду цифровизации агропромышленного комплекса предшествовали ряд последовательных этапов автоматизации, электронизации и информатизации АПК.

 

References

1. IT v agropromyshlennom komplekse Rossii. (IT in the agro-industrial complex of Russia). // Rezhim dostupa: http://www.tadviser.ru/index.php

2. Doklad o realizatsii v 2018 godu Plana deyatelnosti Ministerstva selskogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii na 2016 - 2021 gody. (Report on the implementation in 2018 of the Action plan of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation for 2016 - 2021). // Available at: http://www.consultant.ru/ (date of access: 11.05.2019).

3. Zaklyuchenie Komiteta po ekonomicheskoy politike, promyshlennosti, innovatsionnomu razvitiyu i predprinimatelstvu “Po Prognozu sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na 2019 god i na planovyy period 2020 i 2021 godov”. (Conclusion of the Committee on Economic Policy, Industry, Innovative Development and Entrepreneurship “On the forecast of the social and economic development of the Russian Federation for 2019 and for the planning period 2020 and 2021”). // Available at: http://sozd.parlament.gov.ru/ (date of access: 11.05.2019).

4. Ofitsialnyy sayt AGRO.RU. (Official site of AGRO.RU). // Available at: https://agro.ru/news/31586-v-regionah-nachali-cifrovizaciyu-apk, https://www.zol.ru/n/2dc93(date of access: 11.05.2019).

5. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of March 1, 2018. [Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federalnomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 1 marta 2018 g). // Rossiyskaya gazeta. - Russian newspaper. - 2018. - 2 marta.

6. Ognivtsev Sergey Borisovich. Kontseptsiya tsifrovoy platformy agropromyshlennogo kompleksa. (The concept of the digital platform of the agro-industrial complex). // MSKh. - 2018. - №2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-tsifrovoy-platformy-agropromyshlennogo-kompleksa (date of access: 11.04.2019).

7. Kartskhiya A.A. Digital imperative: new technologies create a new reality. [Tsifrovoy imperativ: novye tekhnologii sozdayut novuyu realnost]. // IS. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. - IP. Copyright and related rights. - 2017. - № 8. - P. 17 - 26.

8. Publichnaya deklaratsiya prioritetnykh tseley i zadach Ministerstva selskogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii na 2018 god. (Public declaration of the priority goals and objectives of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation for 2018). // Rezhim dostupa http://mcx.ru po sostoyaniyu (date of access: 11.05.2019).

9. Tsyganov A.A. Digitalization of the insurance market: tasks, problems and prospects. [Tsifrovizatsiya strakhovogo rynka: zadachi, problemy i perspektivy]. // Ekonomika. Nalogi. Pravo. - Economics. Taxes. Right. - 2018. -№ 2. - P. 120.

10. Tsivilisticheskaya kontseptsiya intellektualnoy sobstvennosti v sisteme rossiyskogo prava: Monografiya. [The civilistic concept of intellectual property in the system of Russian law: Monograph]. / edited by M.A. Rozhkova. - M.: Statut, 2018. - P. 322.

11. General agreement between All-Russian associations of trade unions, All-Russian associations of employers and the Government of the Russian Federation for 2018 - 2020. [Generalnoe soglashenie mezhdu obscherossiyskimi obedineniyami profsoyuzov, obscherossiyskimi obedineniyami rabotodateley i Pravitelstvom Rossiyskoy Federatsii na 2018 - 2020 gody]. // Rossiyskaya gazeta. - Russian newspaper. - 2018.

12. Ofitsialnyy sayt FSGS. (The official website of the FSGS). // Available at: http://www.gks.ru (date of access: 11.05.2019).

13. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. №204 “O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda”. // Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii. (Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 №204 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024”. // Official Internet portal of legal information). Available at: http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2018. (date of access: 11.04.2019).

Login or Create
* Forgot password?