Russian Federation
The article deals with constitutional guarantees of women's education, mechanism of realization of the right to education, analysis of the role of education in the life of women and society.
Women, education, Constitution, rights, equality, human rights, rights of women, right to education, guarantees
Воспитывая мужчину, воспитывают человека
воспитывая женщину, воспитывают нацию.
Необходимость приобретения определенного комплекса знаний в жизни человека появляется с момента рождения и сопровождает всю жизнь, при этом объем может увеличиваться по мере его социализации, приобретения профессии, расширения круга общения в государственно-организованном обществе.
Образование – это не просто набор знаний, а в первую очередь умение действовать эффективно в разных ситуациях, это возможность личностного развития, духовного роста, нравственного обогащения. Образование женщины – широкий термин, который предполагает, как обладание женщинами определенными навыками и знаниями, так и наличие дипломов об образовании. Образование нужно женщине в силу того, что она играет важную роль в семье, в воспитании детей, будущего поколения, и она может передать детям только то, чем обладает сама. Ибо в воспитании разных сторон личности влияет не столько то, что воспитывающий преподает, сколько то, чем воспитывающий является сам [1]. Недостаточный уровень образования женщин может явиться одним из факторов низкого уровня просвещения населения, что иногда является одной из причин криминализации общества, и поэтому получение образования женщинами служит для удовлетворения как личных потребностей, так и в интересах всего общества.
Изучая вопросы и проблемы, связанные с правом женщин на получение образования, следует обратить внимание на историю возникновения и закрепления правовых гарантий доступа к образованию женщин. Долгое время необходимость женского образования и его характер были предметом споров в обществе. До второй половины XIX в. почти во всем мире наблюдалась одинаковая ситуация, когда существовавшие в те времена специализированные женские школы были редкостью и почти недоступны для всех слоев населения, а учеба в университетах была полностью исключена.
В целях разрешения этой проблемы, во второй половине XIX – начале XX в. впервые были образованы женские движения, целью которых было требование права на образование, результатом которых явился постепенный процесс организации начальных и средних школ для девочек, учебная программа в них перестает отличаться от программ для мальчиков, кроме наличия специальных предметов для девочек, таких, как рукоделие. В начале ХХ в. в школах США начинается совместное обучение мальчиков и девочек. Что касается высшего образования, то впервые в конце 70-х гг. XIX в. только европейские и американские женщины получают доступ к учебе в университете, прежде всего в Швейцарии (Цюрихский университет) и Франции (Сорбонна) [2].
На сегодняшний день, говоря о праве женщин на образование, необходимо отметить, что сфера образования является законодательно сбалансированной, что в свою очередь означает равные условия и возможность как для мужчин, так и для женщин получать образование на одинаковых началах независимо от пола.
Универсальность и общепризнанность права на образование закреплена в таких основных международных актах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
Исходя из международных норм, право на образование определено базисным для любого государства, и на сегодняшний день, конституции большинства стран мира гарантируют каждому человеку вне зависимости от пола, общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Государственная политика Узбекистана в области образования женщин также определена правовыми нормами о равноправии и всеобщности права граждан на образование, вне зависимости от пола, которые регламентированы и гарантированы в ст. 18 и 41 Конституции Республики Узбекистан, а также в Законе Республики Узбекистан «Об образовании», где детализация конституционной нормы касательно права на образование устанавливает правовые, организационные, экономические основы образования, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников в сфере образования в Республике Узбекистан.
Необходимо отметить, что принятие нормативных актов – это половина дела, вторая заключается в реализации этих норм, и в этом деле главным фактором является механизм и контроль реализации данных нормативно-правовых актов на практике посредством государственных программ, пропаганды, профессиональной и образовательной ориентации, условий переподготовки и переобучения.
Механизм обеспечения конституционного права на образование предполагает наличие системы гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве и представляющих собой комплекс мер социально-экономического, политического, идеологического характера, т.е. обеспечение соответствия норм Конституции реальности требует создания необходимых условий для их воплощения в жизнь, чтобы они реально наполнялись практическим смыслом и стали достоянием людей.
Так, под юридическими гарантиями понимаются формы отправления власти, при которых у граждан появляются реальные правовые условия и возможности пользоваться своими правами и нести свои обязанности, самостоятельно защищать их, а государство действует в интересах последних, обеспечивая также их защиту от возможных нарушений. Таким образом, делается вывод, что в свою очередь, под юридическими гарантиями права на образование подразумевается создание необходимых правовых условий и средств одновременно в двух аспектах: первое – это создание правовых возможностей гражданам для осуществления ими своих прав; второе – это организация деятельности государства в интересах прав граждан.
Правовое регулирование сферы образования наряду с регламентацией основных положений, также одновременно подразумевает процесс реформирования, модернизации образовательной сферы, приведения ее в соответствие с международно-правовыми стандартами, а также уделение внимания постоянному улучшению правового статуса субъектов образовательных отношений, дальнейшему развитию и защите их прав.
Право на образование как категория основных социальных конституционных прав заключается в возможности обучения в какой-либо образовательной организации, где человек получает общие знания, являющиеся основой его кругозора, а также специальные знания, в том числе необходимые для трудовой деятельности [3]. На сегодняшний день одной из главных задач образовательной политики почти многих государств является обеспечение качества образования как одного из факторов успешного развития государства и ее мирового статуса. В связи с этим особого внимания заслуживают вопросы обучения высокого уровня специалистов, и здесь трудно переоценить роль образовательных учреждений, поскольку именно школы, колледжи, вузы являются субъектами воспитания. В этом процессе высока значимость учителя, наставника, родителей, лиц их заменяющих, специализированных государственных и негосударственных учреждений, т.е. тех людей, кто так или иначе связан с реализацией права на образование, и влияют на формирование и овладение человеком определенных знаний и навыков, и определены законодательством как гаранты обеспечения обязательности, общедоступности этого права.
Право на образование теснейшим образом связано с правом на труд, так как наличие определенного образования способствует реализации права на осуществление трудовой деятельности. Полноценное образование существенно расширяет возможности женщин, содействует их участию, как в общественной, так и в политической жизни, вплоть до реализации права на участие в управление не только делами государства, но и в различных процессах мирового сообщества в целях укрепления мира. Так, Департамент по политическим вопросам ООН одним из главных приоритетов в миротворческой деятельности и усилиях по предотвращению конфликтов определил, что женщина как гражданин, представитель определенной специальности, а также как мать, как гарант стабильности и устойчивости семьи, должна также быть одним из равноправных участников мирного урегулирования проблемных вопросов международного масштаба [4].
Доступ женщин к образованию, их профессиональное обучение и развитие, расширение их прав и возможностей, повышение их социально-политической активности является одним из решающих факторов повышения благосостояния всего общества и одним из принципов дальнейшего устойчивого развития страны [5]. В связи с этим, в целях усиления гарантий трудовых прав женщин Президентом Республики Узбекистан Ш. Мирзиеевым, было принято Постановление «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав женщин и поддержке предпринимательской деятельности женщин», согласно которому в целях устранения ряда системных проблем и недостатков, препятствующих созданию механизмов обеспечения гарантий прав женщин и их эффективной деятельности в сфере предпринимательства, одним из пунктов отменяются запреты применения труда женщин в определенных отраслях или профессиях, а также утверждается рекомендуемый перечень отраслей или профессий, могущих отрицательно влиять на здоровье женщин [6].
Продвижение повышения потенциала женщин и девочек, их образования, профессионального развития и политического участия на различных уровнях, принесет лучшую отдачу от инвестиций, такую как здоровые и образованные дети и молодежь, инклюзивное социальное и экономическое развитие, защищенная окружающая среда, биоразнообразие и мирные сообщества [7].
Как отмечал первый Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов: «История человечества свидетельствует о том, что на протяжении тысячелетий культурный и духовный уровень каждого общества определяется его отношением к женщине. Для нас это наследие дорого еще и тем, что мы относимся к женщине с характерным для Востока уважением. Тумарис, Бибиханум, Гульбаданбегим, Зебуннисо, Нодира, Увайси, Анбар-отин и сотни других женщин, оставили неизгладимый след в великой истории нашего народа своим героизмом и мужеством, умом, мудростью, нежностью и любовью. Эти благородные качества, присущие нашим великим праматерям, и сегодня проявляются в образах наших уважаемых женщин» [8].
1. Gagieva A. Znachimost' obrazovaniya dlya zhenschin // URL : www. I. Today www/owl.ru (data obrascheniya 15.09.2019).
2. Timofeeva A.A. Konstitucionnoe pravo grazhdan na obrazovanie v Rossiyskoy Federacii: nekotorye voprosy teorii i praktiki // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. - 2006. - № 4. - S. 48.
3. Iz vystupleniy na mezhdunarodnoy konferencii po teme «Rol' zhenschiny v obespechenii mira i bezopasnosti v obschestve». Tashkent. 15 noyabrya 2018 g. Kongressom SShA v 2017 godu byl prinyat Zakon /Public Law «Women, Peace, and Security», pozvolyayuschiy zhenschinam uchastie v mirnyh processah // URL : www/Congress.gov (data obrascheniya 15.09.2019).
4. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh. Mirzieeva ot 7 fevralya 2017g. «O strategii deystviy po dal'neyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan». - Adolat. 2018.
5. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh. Mirzieeva ot 7 marta 2019 g. «O merah po dal'neyshemu usileniyu garantiy trudovyh prav zhenschin i podderzhke predprinimatel'skoy deyatel'nosti zhenschin» // URL: www. UzA (data obrascheniya 15.09.2019).
6. Ozhielo O. postoyannyy koordinator OON // URL: www /Facebook/UN Women Central Asia (data obrascheniya 15.09.2019).
7. Karimov I. «Zhiznennyy istochnik prioriteta zakona i spravedlivosti»: Rech' na torzhestvennom sobranii, posvyaschennom Dnyu Konstitucii, 5 dekabrya 1998 g.