Россия
В статье рассматриваются конституционные гарантии получения женщинами образования, механизм реализации права на образование, проводится анализ роли образования в жизни женщин и общества.
женщины, образование, Конституция, права, равноправие, права человека, права женщин, право на образование, гарантии
Воспитывая мужчину, воспитывают человека
воспитывая женщину, воспитывают нацию.
Необходимость приобретения определенного комплекса знаний в жизни человека появляется с момента рождения и сопровождает всю жизнь, при этом объем может увеличиваться по мере его социализации, приобретения профессии, расширения круга общения в государственно-организованном обществе.
Образование – это не просто набор знаний, а в первую очередь умение действовать эффективно в разных ситуациях, это возможность личностного развития, духовного роста, нравственного обогащения. Образование женщины – широкий термин, который предполагает, как обладание женщинами определенными навыками и знаниями, так и наличие дипломов об образовании. Образование нужно женщине в силу того, что она играет важную роль в семье, в воспитании детей, будущего поколения, и она может передать детям только то, чем обладает сама. Ибо в воспитании разных сторон личности влияет не столько то, что воспитывающий преподает, сколько то, чем воспитывающий является сам [1]. Недостаточный уровень образования женщин может явиться одним из факторов низкого уровня просвещения населения, что иногда является одной из причин криминализации общества, и поэтому получение образования женщинами служит для удовлетворения как личных потребностей, так и в интересах всего общества.
Изучая вопросы и проблемы, связанные с правом женщин на получение образования, следует обратить внимание на историю возникновения и закрепления правовых гарантий доступа к образованию женщин. Долгое время необходимость женского образования и его характер были предметом споров в обществе. До второй половины XIX в. почти во всем мире наблюдалась одинаковая ситуация, когда существовавшие в те времена специализированные женские школы были редкостью и почти недоступны для всех слоев населения, а учеба в университетах была полностью исключена.
В целях разрешения этой проблемы, во второй половине XIX – начале XX в. впервые были образованы женские движения, целью которых было требование права на образование, результатом которых явился постепенный процесс организации начальных и средних школ для девочек, учебная программа в них перестает отличаться от программ для мальчиков, кроме наличия специальных предметов для девочек, таких, как рукоделие. В начале ХХ в. в школах США начинается совместное обучение мальчиков и девочек. Что касается высшего образования, то впервые в конце 70-х гг. XIX в. только европейские и американские женщины получают доступ к учебе в университете, прежде всего в Швейцарии (Цюрихский университет) и Франции (Сорбонна) [2].
На сегодняшний день, говоря о праве женщин на образование, необходимо отметить, что сфера образования является законодательно сбалансированной, что в свою очередь означает равные условия и возможность как для мужчин, так и для женщин получать образование на одинаковых началах независимо от пола.
Универсальность и общепризнанность права на образование закреплена в таких основных международных актах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
Исходя из международных норм, право на образование определено базисным для любого государства, и на сегодняшний день, конституции большинства стран мира гарантируют каждому человеку вне зависимости от пола, общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Государственная политика Узбекистана в области образования женщин также определена правовыми нормами о равноправии и всеобщности права граждан на образование, вне зависимости от пола, которые регламентированы и гарантированы в ст. 18 и 41 Конституции Республики Узбекистан, а также в Законе Республики Узбекистан «Об образовании», где детализация конституционной нормы касательно права на образование устанавливает правовые, организационные, экономические основы образования, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников в сфере образования в Республике Узбекистан.
Необходимо отметить, что принятие нормативных актов – это половина дела, вторая заключается в реализации этих норм, и в этом деле главным фактором является механизм и контроль реализации данных нормативно-правовых актов на практике посредством государственных программ, пропаганды, профессиональной и образовательной ориентации, условий переподготовки и переобучения.
Механизм обеспечения конституционного права на образование предполагает наличие системы гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве и представляющих собой комплекс мер социально-экономического, политического, идеологического характера, т.е. обеспечение соответствия норм Конституции реальности требует создания необходимых условий для их воплощения в жизнь, чтобы они реально наполнялись практическим смыслом и стали достоянием людей.
Так, под юридическими гарантиями понимаются формы отправления власти, при которых у граждан появляются реальные правовые условия и возможности пользоваться своими правами и нести свои обязанности, самостоятельно защищать их, а государство действует в интересах последних, обеспечивая также их защиту от возможных нарушений. Таким образом, делается вывод, что в свою очередь, под юридическими гарантиями права на образование подразумевается создание необходимых правовых условий и средств одновременно в двух аспектах: первое – это создание правовых возможностей гражданам для осуществления ими своих прав; второе – это организация деятельности государства в интересах прав граждан.
Правовое регулирование сферы образования наряду с регламентацией основных положений, также одновременно подразумевает процесс реформирования, модернизации образовательной сферы, приведения ее в соответствие с международно-правовыми стандартами, а также уделение внимания постоянному улучшению правового статуса субъектов образовательных отношений, дальнейшему развитию и защите их прав.
Право на образование как категория основных социальных конституционных прав заключается в возможности обучения в какой-либо образовательной организации, где человек получает общие знания, являющиеся основой его кругозора, а также специальные знания, в том числе необходимые для трудовой деятельности [3]. На сегодняшний день одной из главных задач образовательной политики почти многих государств является обеспечение качества образования как одного из факторов успешного развития государства и ее мирового статуса. В связи с этим особого внимания заслуживают вопросы обучения высокого уровня специалистов, и здесь трудно переоценить роль образовательных учреждений, поскольку именно школы, колледжи, вузы являются субъектами воспитания. В этом процессе высока значимость учителя, наставника, родителей, лиц их заменяющих, специализированных государственных и негосударственных учреждений, т.е. тех людей, кто так или иначе связан с реализацией права на образование, и влияют на формирование и овладение человеком определенных знаний и навыков, и определены законодательством как гаранты обеспечения обязательности, общедоступности этого права.
Право на образование теснейшим образом связано с правом на труд, так как наличие определенного образования способствует реализации права на осуществление трудовой деятельности. Полноценное образование существенно расширяет возможности женщин, содействует их участию, как в общественной, так и в политической жизни, вплоть до реализации права на участие в управление не только делами государства, но и в различных процессах мирового сообщества в целях укрепления мира. Так, Департамент по политическим вопросам ООН одним из главных приоритетов в миротворческой деятельности и усилиях по предотвращению конфликтов определил, что женщина как гражданин, представитель определенной специальности, а также как мать, как гарант стабильности и устойчивости семьи, должна также быть одним из равноправных участников мирного урегулирования проблемных вопросов международного масштаба [4].
Доступ женщин к образованию, их профессиональное обучение и развитие, расширение их прав и возможностей, повышение их социально-политической активности является одним из решающих факторов повышения благосостояния всего общества и одним из принципов дальнейшего устойчивого развития страны [5]. В связи с этим, в целях усиления гарантий трудовых прав женщин Президентом Республики Узбекистан Ш. Мирзиеевым, было принято Постановление «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав женщин и поддержке предпринимательской деятельности женщин», согласно которому в целях устранения ряда системных проблем и недостатков, препятствующих созданию механизмов обеспечения гарантий прав женщин и их эффективной деятельности в сфере предпринимательства, одним из пунктов отменяются запреты применения труда женщин в определенных отраслях или профессиях, а также утверждается рекомендуемый перечень отраслей или профессий, могущих отрицательно влиять на здоровье женщин [6].
Продвижение повышения потенциала женщин и девочек, их образования, профессионального развития и политического участия на различных уровнях, принесет лучшую отдачу от инвестиций, такую как здоровые и образованные дети и молодежь, инклюзивное социальное и экономическое развитие, защищенная окружающая среда, биоразнообразие и мирные сообщества [7].
Как отмечал первый Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов: «История человечества свидетельствует о том, что на протяжении тысячелетий культурный и духовный уровень каждого общества определяется его отношением к женщине. Для нас это наследие дорого еще и тем, что мы относимся к женщине с характерным для Востока уважением. Тумарис, Бибиханум, Гульбаданбегим, Зебуннисо, Нодира, Увайси, Анбар-отин и сотни других женщин, оставили неизгладимый след в великой истории нашего народа своим героизмом и мужеством, умом, мудростью, нежностью и любовью. Эти благородные качества, присущие нашим великим праматерям, и сегодня проявляются в образах наших уважаемых женщин» [8].
1. Гагиева А. Значимость образования для женщин // URL : www. I. Today www/owl.ru (дата обращения 15.09.2019).
2. Тимофеева А.А. Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации: некоторые вопросы теории и практики // Юридическое образование и наука. - 2006. - № 4. - С. 48.
3. Из выступлений на международной конференции по теме «Роль женщины в обеспечении мира и безопасности в обществе». Ташкент. 15 ноября 2018 г. Конгрессом США в 2017 году был принят Закон /Public Law «Women, Peace, and Security», позволяющий женщинам участие в мирных процессах // URL : www/Congress.gov (дата обращения 15.09.2019).
4. Указ Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева от 7 февраля 2017г. «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». - Адолат. 2018.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева от 7 марта 2019 г. «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав женщин и поддержке предпринимательской деятельности женщин» // URL: www. УзА (дата обращения 15.09.2019).
6. Ожиело О. постоянный координатор ООН // URL: www /Facebook/UN Women Central Asia (дата обращения 15.09.2019).
7. Каримов И. «Жизненный источник приоритета закона и справедливости»: Речь на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции, 5 декабря 1998 г.