ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF SUBJECTS OF BUSINESS ACTIVITY OF THE KAZAN RESIDENTIAL SUBURB IN THE REGIONAL MARKETS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In modern conditions, in terms of Russia’s accession to the WTO, the problem of improving the competitiveness of domestic agricultural units is one of the most important problems in the economy. The starting point of the solution to this problem is the assessment of the competitiveness of businesses. The necessity of assessing the competitiveness of the agricultural organizations was established. A method for assessing the competitiveness of agricultural enterprises was proposed. The paper offers the results of evaluation of the competitiveness of the agricultural organizations of Kazan commuters in the grain market of the Republic of Tatarstan by the author using the proposed methodology. The article enumerates some questions, that can be solved by the author’s proposed methodology for assessing the competitiveness of the agricultural organizations. The assessment methodology of competitiveness evaluation, proposed by the author, consists of two steps: defining the current competitiveness and the potential competitiveness. The author, so that to determine the current competitiveness of the agricultural enterprises, offers such factors as: the profitability of commercial products and position the organization in the agricultural market. The evaluation of the potential competitiveness of the agricultural enterprises, according to the author’s point, is to identify the main areas of growth competitiveness, based on a detailed analysis of the resource potential and determine its strengths and weaknesses across the value chain. Author, using the above mentioned technique, conducted the assessment of current competitiveness of the agricultural organizations of Kazan commuters on the grain market. This method allows to determine the competitiveness of enterprises in various markets of agricultural products, to develop measures to improve the competitiveness, to determine the necessity to go on a new markets in time, make strategic decisions, that contribute to increasing the competitiveness of the whole enterprise.

Keywords:
competitiveness of the company, the current competitiveness, potential competitiveness, index of competitiveness, profitability index, the index of the organization’s position in the market.
Text

Введение. В современных условиях хозяйствования оценка конкурентоспособности  и определение направлений ее повышения является одной из основных задач сельскохозяйственных организации, так как именно от уровня конкурентоспособности зависит эффективность их хозяйственной деятельности.

В настоящее время в экономической литературе имеется множество работ, посвященных  изучению теории конкурентоспособности и подходов к оценке конкурентоспособности предприятия, в основе которых лежат самые разнообразные показатели [1,3,4,10]. Наработанные экономической наукой знания в этой области исследований позволили нам предложить собственную методику конкурентоспособности  аграрных формирований на рынках сельскохозяйственной продукции.

Условия, материалы и методы исследований. Оценку конкурентоспособности рассмотренных аграрных формирований на рынках сельскохозяйственной продукции предлагается провести по следующей методике - алгоритму:

1. Определение текущей конкурентоспособности сельскохозяйственной организации.

2. Определение потенциальной конкурентоспособности сельскохозяйственной организации.

Изучая  теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственных организации, методов  ее оценки были сделаны выводы о том, что основными показателями  текущей конкурентоспособности аграрных предприятий на рынке сельскохозяйственной продукции в настоящее время являются следующие параметры: 

- рентабельность товарной продукции, 

- позиции организации на рынке.

Предприятие может быть конкурентоспособным только в том случае, если его  показатели выше, чем у конкурентов или среднеотраслевого уровня.

Так как при расчете  показателя конкурентоспособности синтезируются  различные показатели, то каждый показатель переводится в индекс и принимает значение   от 0 до 1. Индексы показывают  отклонения показателей организации от минимальных и максимальных значений соответствующих показателей в исследуемой совокупности организации-конкурентов (участников рынка).

Итак, индекс конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций рассчитывается по следующей формуле:

Iк. =   (Iп. +  Iр.) / 2,                     (1)

где :

Iк – индекс конкурентоспособности сельскохозяйственных организации,

Iр. – индекс рентабельности товарной продукции,

Iп. – индекс позиции организации на рынке.

Для определения позиции организации на рынке учеными в области стратегического управления и конкуренции предлагаются такие показатели как доля организации на рынке, относительная доля организации и другие, в основе расчета которых лежит показатель объема продаж. Для сельскохозяйственных предприятий для определения доли на рынке нельзя ставить знак равенства между объемами производства и объемами реализации.  При определении емкости рынка зерна также необходимо учитывать и тот объем продукции, который используется внутри  организаций для хозяйственных нужд ( на семена, на корм животных, на натуральную оплату труда). Как известно, в аграрной сфере объем продаж прямо зависит от объема производства и процента товарности.  

References

1. Azoev G.L., Chelenkov A.P. Konkurentnye preimushchestva firmy. - M.: OAO «Tipografiya «Novosti», 2000.-254s.

2. Belkina E. Otsenka konkurentosposobnosti predpriyatiya / E.Belkina, I.Borodaeva//Ekonomika sel´skogo khozyaystva Rossii, - 2006. - №2. -S.28

3. Valeeva G.A., Khammadeeva L.K. Vybor strategicheskikh zon khozyaystvovaniya predpriyatiyami APK/ G.A. Valeeva, L.K. Khammadeeva. Vestnik Kazanskogo GAU. 2010. - №2 (16). - S.18-21

4. Voronov D.S., Krivorotov V.V. Analiz konkurentosposobnosti predpriyatiy/D.S. Voronov, V.V. Krivorotov//Investitsiy, innovatsiy, menedzhment v perekhodnoy ekonomike. Sbornik nauchnykh statey. Ekaterinburg: Izd-vo UGTU - UPI, 2000 S.129-138

5. Kendyuk E.I. Formirovanie vysokokonkurentnogo agrarnogo kompleksa / E.I. Kendyuk// Vestnik Altayskogo GAU.2012. Tom - 90, №4. S.120-123

6. Koryakina O.V. Kriterii, pokazateli i faktory konkurentosposobnosti produktsii agrarnoy sfery ekonomiki/ O.V. Koryakina//Regional´naya ekonomicheskaya politika i problemy upravleniya regionom.2011. - №3. -S.26

7. Subaeva A.K. Teoreticheskie podkhody k ponyatiyu konkurentosposobnosti APK / A.K. Subaeva. 2012. №4(30). S33-37

8. Tompson A.A., Striklend A. Dzh. Strategicheskiy menedzhment: kontseptsii i situatsii dlya analiza/ Artur A. Tompson-ml., A. Dzh. Striklend. - M.: Vil´yams, 2006. - 928 s.

9. Khalyapin A.A. Napravleniya povysheniya konkurentosposobnosti i effektivnosti deyatel´nosti predprinimatel´skikh struktur APK Krasnodarskogo kraya// A.A. Khalyapin.2013. -№4(30) S.43-49

10. Khammadeeva L. K. Otsenka konkurentosposobnosti sel´skokhozyaystvennykh predpriyatiy/L.K. Khammadeeva //Vestnik Kazanskogo GAU. 2013. - №3(29). - S.46-48

11. Faskhutdinova M.S. Formirovanie byudzheta v tselyakh kontrolya zatrat v sisteme upravlencheskogo ucheta//Vestnik kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. T. 7. № 1 (23). S. 69-72.

12. Zaruk N.F., Grishin G.E., Tagirova O.A. Byudzhetnoe finansirovanie sel´skogo khozyaystva v novykh ekonomicheskikh usloviyakh//Niva Povolzh´ya. 2013. № 29. S. 112-119.

13. Prognozirovanie istochnikov finansirovaniya investitsionnoy deyatel´nosti sel´skokhozyaystvennykh organizatsiy Penzenskoy oblasti Zaruk N.F., Grishin G.E., Tagirova O.A.//Niva Povolzh´ya. 2012. № 4. S. 94-100.

Login or Create
* Forgot password?