ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАНСКОЙ ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведены результаты оценки конкурентоспособности сельскохозяйственных организации Казанской пригородной зоны на рынке зерна, проведенной по методике, разработанной автором.

Ключевые слова:
Конкурентоспособность предприятия, текущая конкурентоспособность, потенциальная конкурентоспособность, индекс конкурентоспособности, индекс рентабельности, индекс позиции организации на рынке.
Текст

Введение. В современных условиях хозяйствования оценка конкурентоспособности  и определение направлений ее повышения является одной из основных задач сельскохозяйственных организации, так как именно от уровня конкурентоспособности зависит эффективность их хозяйственной деятельности.

В настоящее время в экономической литературе имеется множество работ, посвященных  изучению теории конкурентоспособности и подходов к оценке конкурентоспособности предприятия, в основе которых лежат самые разнообразные показатели [1,3,4,10]. Наработанные экономической наукой знания в этой области исследований позволили нам предложить собственную методику конкурентоспособности  аграрных формирований на рынках сельскохозяйственной продукции.

Условия, материалы и методы исследований. Оценку конкурентоспособности рассмотренных аграрных формирований на рынках сельскохозяйственной продукции предлагается провести по следующей методике - алгоритму:

1. Определение текущей конкурентоспособности сельскохозяйственной организации.

2. Определение потенциальной конкурентоспособности сельскохозяйственной организации.

Изучая  теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственных организации, методов  ее оценки были сделаны выводы о том, что основными показателями  текущей конкурентоспособности аграрных предприятий на рынке сельскохозяйственной продукции в настоящее время являются следующие параметры: 

- рентабельность товарной продукции, 

- позиции организации на рынке.

Предприятие может быть конкурентоспособным только в том случае, если его  показатели выше, чем у конкурентов или среднеотраслевого уровня.

Так как при расчете  показателя конкурентоспособности синтезируются  различные показатели, то каждый показатель переводится в индекс и принимает значение   от 0 до 1. Индексы показывают  отклонения показателей организации от минимальных и максимальных значений соответствующих показателей в исследуемой совокупности организации-конкурентов (участников рынка).

Итак, индекс конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций рассчитывается по следующей формуле:

Iк. =   (Iп. +  Iр.) / 2,                     (1)

где :

Iк – индекс конкурентоспособности сельскохозяйственных организации,

Iр. – индекс рентабельности товарной продукции,

Iп. – индекс позиции организации на рынке.

Для определения позиции организации на рынке учеными в области стратегического управления и конкуренции предлагаются такие показатели как доля организации на рынке, относительная доля организации и другие, в основе расчета которых лежит показатель объема продаж. Для сельскохозяйственных предприятий для определения доли на рынке нельзя ставить знак равенства между объемами производства и объемами реализации.  При определении емкости рынка зерна также необходимо учитывать и тот объем продукции, который используется внутри  организаций для хозяйственных нужд ( на семена, на корм животных, на натуральную оплату труда). Как известно, в аграрной сфере объем продаж прямо зависит от объема производства и процента товарности.  

Список литературы

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.-254с.

2. Белкина Е. Оценка конкурентоспособности предприятия / Е.Белкина, И.Бородаева//Экономика сельского хозяйства России, - 2006. - №2. -С.28

3. Валеева Г.А., Хаммадеева Л.К. Выбор стратегических зон хозяйствования предприятиями АПК/ Г.А. Валеева, Л.К. Хаммадеева // Вестник Казанского ГАУ. 2010. - №2 (16). - С.18-21

4. Воронов Д.С., Криворотов В.В. Анализ конкурентоспособности предприятий/Д.С. Воронов, В.В. Криворотов//Инвестиций, инноваций, менеджмент в переходной экономике. Сборник научных статей. Екатеринбург: Изд-во УГТУ - УПИ, 2000 С.129-138

5. Кендюк Е.И. Формирование высококонкурентного аграрного комплекса / Е.И. Кендюк// Вестник Алтайского ГАУ.2012. Том - 90, №4. С.120-123

6. Корякина О.В. Критерии, показатели и факторы конкурентоспособности продукции аграрной сферы экономики/ О.В. Корякина//Региональная экономическая политика и проблемы управления регионом.2011. - №3. -С.26

7. Субаева А.К. Теоретические подходы к понятию конкурентоспособности АПК / А.К. Субаева. 2012. №4(30). С33-37

8. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа/ Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд. - М.: Вильямс, 2006. - 928 с.

9. Халяпин А.А. Направления повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности предпринимательских структур АПК Краснодарского края// А.А. Халяпин.2013. -№4(30) С.43-49

10. Хаммадеева Л. К. Оценка конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий/Л.К. Хаммадеева //Вестник Казанского ГАУ. 2013. - №3(29). - С.46-48

11. Фасхутдинова М.С. Формирование бюджета в целях контроля затрат в системе управленческого учета//Вестник казанского государственного аграрного университета. 2012. Т. 7. № 1 (23). С. 69-72.

12. Зарук Н.Ф., Гришин Г.Е., Тагирова О.А. Бюджетное финансирование сельского хозяйства в новых экономических условиях//Нива Поволжья. 2013. № 29. С. 112-119.

13. Прогнозирование источников финансирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций Пензенской области Зарук Н.Ф., Гришин Г.Е., Тагирова О.А.//Нива Поволжья. 2012. № 4. С. 94-100.

Войти или Создать
* Забыли пароль?