JUDICIARY PRACTICE IN THE MECHANISM OF LEGAL MONITORING
Abstract and keywords
Abstract (English):
In article discusses topical issues of implementation of the legal monitoring mechanism. The authors made an attempt to discover the essence of the legal monitoring mechanism, to analyze and to assess the sufficiency of those functions, that are reserved for judicial authorities in this mechanism, and also to pay attention to specificity of monitoring of procedural rules as a type of law enforcement monitoring. Reveals the theoretical basis of the legal and regulatory monitoring? The organization the legal monitoring software. The authors proposes creation of a complex program of legal monitoring and law-application as an instrument of improvement of quality of normative-law acts. In article ways of influence of judicial practice on lawmaking and practice are generalized and systematized. Specific proposals are formulated. It ensures the scientifically-reasonable approach to a choice of directions of legislative development and in the end — an internal coordination of the legal system as a whole.

Keywords:
Legal monitoring, mechanism of legal monitoring, judicial practice, monitoring of procedural rules.
Text

Правовой мониторинг — это комплексный институт по наблюдению, анализу и оценке качества правовых актов, эффективности их практической реализации, обеспечивающий «обратную связь» (от общества к законодателю) и необходимую цикличность правового развития. Без этого рвется «правовая цепь» и сохраняется фрагментарность и иллюзорность правового регулирования.

Осуществление указанной деятельности позволяет: оценить эффективность функционирования всей правовой системы, результаты нормотворческой деятельности органов государственной власти, а также деятельность органов местного самоуправления; обеспечить контроль за исполнением законов и иных правовых актов; проанализировать и оценить соответствие практики реализации законов и иных правовых актов планируемому результату правового регулирования; своевременно подготовить предложения по совершенствованию российского законодательства, а также деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления и др.

При этом очевидно, что только комплексный, всесторонний и глубокий анализ норм права в совокупности со складывающейся правоприменительной практикой может быть по ложен в основу разработки действительно эффективных предложений по оптимизации российского законодательства. В связи с этим следует признать роль судебной практики в механизме правового мониторинга как одну из важнейших, ведь именно судебные органы, находясь ежедневно на рубеже порой противоречащих друг другу интересов, обладают наиболее полной информацией о качестве законодательства.

В федеральных нормативных правовых актах, посвященных мониторингу правоприменения, одной из основных целей осуществления мониторинга названо выполнение решений Конституционного Суда РФ, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Назначение судебной практики в механизме правового мониторинга. Понятие механизма правового мониторинга пока не получило ни нормативного закрепления, ни детальной научной разработки и может трактоваться разнообразно. Однако суть его видится в отлаженном движении информации о действии правовых норм между звеньями, участвующими в проведении мониторинговых исследований, постепенном преобразовании этой информации в ходе аналитико-оценочной деятельности и последующем ее использовании для корректировки нормотворчества и правоприменения, а также прогнозирования потребностей в правовом регулировании.

При этом результат правового мониторинга, а во многом и достижение его цели зависят от слаженности взаимодействия всех элементов рассматриваемого механизма, под которыми понимаются не только субъекты и иные участники данной деятельности, но и адресаты информации, полученной по результатам проведения мониторинга (как законодатель, так и правоприменители всех типов). В противном случае функционирование данного механизма будет замкнуто на исследование действия норм права, что не приведет ни к устранению выявленных недостатков, ни к решению проблем в данной сфере. Вследствие этого цель внедрения института правового мониторинга станет иллюзорной, а формирование его механизма — бесполезным.

 

References

1. Glazkova M. E. Organy sudebnoy vlasti v mekhanizme monitoringa pravoprimeneniya i monitoringa protsessual´nykh norm. Zhurnal rossiyskogo prava. 2012. № 9.

2. Doklad o sostoyanii zakonodatel´stva v Rossiyskoy Federatsii. M., 2006.

3. Pravovoy monitoring: nauch.-prakt. posobie. M., 2009.

4. Tikhomirov Yu. A. Effektivnost´ zakona: ot tseli k rezul´tatu. Zhurnal rossiyskogo prava. 2009. № 4.

Login or Create
* Forgot password?