The article on the guidelines for the development of social legislation of the Russian Federation predicts a rapid and accelerated development of this block of Russian law system.Among the largescale trends typical for social legislation the author includes: expanding of the scope of regulation (juridification) and the corresponding expansion of legal regulations, differentiation of social legislation on the new brunches (in particular, immigration legislation), the formation of new sub-brunches within the existing ones (for instance, labor relations in the public service) and institutions (biotechnology and so on). The article discusses some “growth problems” of social legislation: the tendency of commercialization of the sphere leads to a decrease of the quality of services, the weakening of safeguards for the most vulnerable categories of citizens (for example, cancellation of the rules on prior consent of the guardianship authorities to carry out transactions with premises where childrenlive, led to a decline of living conditions of many minors of the Russian Federation). As a result the very content of constitutional rights is expressly questioned. At the same time it is underlined that the positive aspect of social legislation juridificationis the appearance of new obligations of the state in the social sphere. To overcome the existing problems and to prevent new onesit is proposed to strengthen the role of science in determining the broad guidelines of development of social legislation in the systematization of social legislation, unification of regional legislation in the social sphere, preventing the rejection of statutory approach in the formation of the secondary legislation, reduction of by-law regulation, strengthening the greater coherence of other branches of Russian legislation with the norms of social legislation. Optimization of legislative regulation through the adoption of the Federal Law “On Normative Legal Acts” will contribute to the elimination of many defects of social legislation and greater stability of legislation of the Russian Federation in the whole.
Social development, juridification, social legislation, public services, public relations, obligations, systematization of legislation, migration law, inter-branch legal complexes.
Десять лет назад в постоянно обновляемых Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации «Концепциях развития российского законодательства» был дан прогноз, что в развитии российского законодательства определяющими станут вопросы социальной сферы. Этот прогноз оправдался в полной мере.
В последние годы законодательство, направленное на решение социальных вопросов, стремительно развивается, заметно опережая другие направления законотворческой деятельности — институционального, экономического, политического и внешнеэкономического свойства.
Произошла смена приоритетов законодательной политики. На первый план выдвигаются вопросы реализации конституционных целей социального развития. Изменилась и динамика циклов социального законодательства. Если ранее его наиболее активные фазы приходились на время усиления кризисных явлений в экономической сфере и преодоления их последствий, то в последние годы оно стало подчиняться диалектике собственно социального развития. Это заметно отличает его от законодательства многих зарубежных государств, которое развивается в последнее время в основном в русле задач антикризисного управления.
Важно подчеркнуть, что социальное законодательство изменилось не только в количественном, но и в качественном измерениях.
Сложился обширный корпус социального законодательства. В настоящее время он включает, помимо традиционных отраслей законодательства о труде, семейных отношениях и социальном обеспечении, новые законодательные отрасли и межотраслевые правовые комплексы в сферах науки и образования, культуры и спорта, библиотечного и архивного дела, миграционных и межнациональных отношений, здравоохранения и жилищного обеспечения. Такое разветвление социального законодательства вызвано объективными факторами, отражающими закономерности общественного развития.
Но иногда в этот процесс привносятся и субъективные факторы. В частности, речь идет о вычленении из недр трудового законодательства правовых норм, касающихся труда государственных и муниципальных служащих. Об искусственности такого деления свидетельствует, например, практически полное совпадение норм Трудового кодекса и законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в публичной службе. Фактически законодатель ограничился лишь механистической подменой терминов «труд», «трудовой», «трудовые» такими понятиями, как «служба», «служебный», «служебные». При этом он сохранил требование субсидиарного применения норм трудового законодательства в той части, которая не урегулирована законодательством о государственной гражданской или муниципальной службе.
В развитии социального законодательства отчетливо проявляется и тенденция к юридификации — постоянному расширению сферы его воздействия. Оно охватывает как новые явления (генная инженерия, биотехнологии, социальные интернет-услуги и т. д.), так и давно существующие, но не регулируемые правом семейные, жилищные, иные общественные отношения.
1. Andrichenko L. V., Akopyan O. A., Vasil´ev V. I. i dr. Kontseptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel´stva / otv. red. T. Ya. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirov. M., 2013.
2. Andrichenko L. V., Bogolyubov S. A., Vasil´ev V. I. i dr. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: ot obraza budushchego k real´nosti (k 20-letiyu Osnovnogo Zakona Rossii): monografiya / pod red. T. Ya. Khabrievoy. M., 2013.
3. Argumenty nedeli. 2011. 21 fevr.
4. Barenboym P. D., Lafitskiy V. I., Tereshchenko L. K. Yuridicheskie litsa publichnogo prava v doktrine i praktike Rossii i zarubezhnykh stran. M., 2011.
5. Gracheva S. A. Konstitutsionnoe pravosudie i realizatsiya resheniy Evropeyskogo suda po pravam cheloveka. M., 2012.
6. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii. M., 2002.
7. Kontseptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel´stva / pod red. T. Ya. Khabrievoy, Yu. A. Tikhomirova, Yu. P. Orlovskogo. M., 2004.
8. Kontseptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel´stva. M., 2010.
9. Mezhdunarodno-pravovye standarty sotsial´nogo obespecheniya / sost. V. I. Lafitskiy. M., 2008.
10. Proekt federal´nogo zakona o normativnykh aktakh v Rossiyskoy Federatsii (initsiativnyy proekt). M., 2013.
11. Putilo N. V. Kommentariy k Osnovam zakonodatel´stva Rossiyskoy Federatsii ob okhrane zdorov´ya grazhdan. M., 2003.
12. Putilo N. V. Uchastie chastnykh organizatsiy v predostavlenii publichnykh uslug. Administrativnye protsedury i kontrol´ v svete evropeyskogo opyta / pod red. T. Ya. Khabrievoy i Zh. Marku. M., 2011.
13. Rossiyskoe zakonodatel´stvo: 20 let razvitiya v rusle novoy Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii. M., 2013.
14. Turbanov A. V. O zakonodatel´nom zakreplenii instituta «yuridicheskoe litso publichnogo prava». Aktual´nye problemy razvitiya instituta yuridicheskikh lits v rossiyskom zakonodatel´stve: materialy kruglogo stola «Korporativnoe pravo i problemy pravovogo statusa yuridicheskikh lits» (Moskva, 27 aprelya 2011 g.).
15. Chikanova L. A. Ponyatie osobennostey regulirovaniya truda i osnovaniya ikh ustanovleniya. Osobennosti regulirovaniya truda otdel´nykh kategoriy rabotnikov. M., 2014.
16. Chikanova L. A. Primenenie trudovogo zakonodatel´stva k sluzhebnym otnosheniyam na gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe. M., 2005.
17. Chirkin V. E. Yuridicheskoe litso publichnogo prava. M., 2007.
18. Yuridicheskie litsa v grazhdanskom prave. Yuridicheskie litsa v rossiyskom grazhdanskom prave (kommercheskie i nekommercheskie organizatsii): organizatsionno-pravovye formy / otv. red. V. N. Litovkin, O. V. Gutnikov. M., 2011.
19. Yastrebov O. A. Yuridicheskoe litso publichnogo prava. M., 2010.