LEGAL REGULATION OF PUBLIC SERVANTS’ CAREER IN EUROPEAN UNION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The career planning experience related to European Union’s public servants has been analyzed in this article from the perspective of usability of its elements in Russia. It has been shown that during the career choice a nominee is being affected by main three groups of motives: sufficient level of salary, profession prestige and degree of stability. Thus one of the main reasons for choosing a career in modern Europe is the degree of stability. That's why the system related to legal regulation of public servants’ career in European Union is based first of all by the way to meet the requirements of stability.

Keywords:
public servants, official, legal regulation, motives, European Union.
Text

ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Успех любой страны существенно зависит от качества государственного управления, значит, и от кадрового состава органов государственного управления. Поэтому во всех странах к государственным служащим предъявляются повышенные требования. Значительное внимание  уделяется тому, чтобы государственные чиновники не только были бы компетентны, но и не были коррумпированы.

Важным инструментом в решении задач обеспечения некоррумпированности и компетентности государственных чиновников является планирование их карьеры. Цель статьи — проанализировать опыт планирования карьеры государственных служащих в Европейском союзе с позиций возможности использования его элементов в условиях России.

В большинстве стран Европейского союза быть государственным служащим выгодно и очень престижно. Главный мотив, который движет большинством людей стремящихся попасть на государственную службу, — стабильность и социальная безопасность. Чиновник, работающий на государственной службе, получает пожизненный контракт, его нельзя уволить иначе как по судебному решению.

Правовой статус служащего отличается от правового статуса работников. Связи чиновников с государством рассматриваются как публично-правовые, а работников с работодателями — как частноправовые. Это различие в статусе ведет к ряду отличий. Так, чиновники назначаются, в то время как с работниками заключается трудовое соглашение. Трудовой договор с работником может быть расторгнут, а чиновники назначаются пожизненно. Оплата труда чиновников является установленным денежным содержанием, а труд работника оплачивается по тарифным соглашениям. Чиновники получают государственную пенсию, в то время как работники получают пенсию на основе договора о социальном страховании.

В условиях кризиса, когда на первый план при выборе карьеры в Европе выходит мотив безопасности, профессия чиновника становится все более популярной. Еще десять лет назад карьера служащего входила в тройку наименее популярных профессий (наряду с дворником и рабочим). Тогда, согласно социальным опросам, большинство хотело быть актерами или спортсменами. Сегодня положение резко изменилось.

По данным социологического опроса, проведенного крупнейшим в Италии рекрутинговым агентством «Адекко», на первом месте по степени привлекательности оказалась профессия служащего. Причем популярность профессии служащего не зависит ни от происхождения, ни от образовательного уровня. Результаты социологического опроса достаточно надежны, так как было опрошено 6,5 тыс. человек в возрасте от 26 до 50 лет, из которых большая часть — не старше 35 лет [4].

Опрос показал, что высококвалифицированные работники, получившие к тому же хорошее образование, готовы на скромный заработок в обмен на стабильность положения и социальные блага чиновников. Такое же исследование, проведенное этим же агентством десять лет назад, показало, что тогда на первом месте была профессия предпринимателя.

Впрочем, такие мотивы далеко не новы, просто они то уходят в тень, то выдвигаются на первый план в зависимости от экономической и социальной ситуации. Американский политолог В. Шан, анализируя систему административно-государственного управления во Франции конца XIX в., писал, что традиционное желание стабильной занятости и надежды на пенсию в старости были достаточно сильным стимулом для тех, кто не обладал амбициями и не чувствовал призвания к какой-либо определенной профессии.

References

1. Politika v oblasti oplaty truda po rezul'tatam dlya sluzhashchikh pravitel'stva: osnovnye napravleniya v stranakh, sostoyashchikh v OESR. URL: http://www.thec.ru/

2. Rossiya i evropeyskiy opyt gossluzhby. Doklady Instituta Evropy. - 2008. - № 212. - S. 45.

3. URL: http://www.dp.ru/101weu/

4. Das Personal des Bundes 2009. Daten und Fakten. - Wien: Bundeskanzleramt, 2010.

5. URL: http://www.alleuropa.ru/vipusk-55/2011

6. Presse- und Informationsamt der Bundesregierung Pressemitteilung NR.: 246.-07.07.2010//http://www.bundesregierung.de/nn_151820/Content/DE/Pressemitteilungen/BPA/2010/07/2010-07-07-taetigkeitsbericht-mormenkontrollrat.html

7. URL: http://www.dp.ru/101weu/

8. Ostapenko Yu.M. Ekonomika truda: ucheb. posobie. - M.: INFRA-M, 2006.

9. Eurostat (online data code: lfsi_grt_a, updated 19.10.11).

10. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/

Login or Create
* Forgot password?