инновация, педагогический процесс, инновации в образовании, педагогические инновации
innovation, pedagogical process, innovations in education, pedagogical innovations
Современная ситуация в российском образовании характеризуется активным поиском средств и способов повышения его эффективности. Как следствие — создание и освоение инноваций, ведущих к изменениям в учебной, административной, профессиональной педагогической деятельности, стиле мышления, которые с этими инновациями связаны. В отечественной литературе [3, 7] инновации долгое время рассматривались в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, при котором анализ инновационных проблем включал бы использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 1980-х гг. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики [8]. Современные педагогические инновации направлены на поиск оптимального соответствия между сложившимися традициями и новыми веяниями, обусловленными социальными, экономическими, техноло-
1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2001. 304 s.
2. Kraevskiy V.V. Innovatsii i traditsii - dva polyusa mira obrazovaniya. Magistr. 2000. № 1. S. 1-12.
3. Rapatsevich E.V. Innovatsii v obrazovanii: rol´ informatsionno-tekhnologicheskoy sredy. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2013. № 10. S. 86-88.
4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel´nost´. M.: IChP «Izdatel´stvo Magistr»,1997. 456 s.
5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel´nye tekhnologii: ucheb. posobie. M.: Narodnoe obrazovanie, 256 s.
6. Khomeriki O.G. Informatsionnoe obespechenie innovatsionnoy deyatel´nosti v obrazovanii. Narodnoe obrazovanie. 2007. № 3. S. 22-27.
7. Shevchenko G.I. Innovatsionnost´ otechestvennogo obrazovaniya i novye problemy pedagogicheskogo menedzhmenta. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2012. № 6. S. 21-24.
8. Yusufbekova N.R. Obshchie osnovy pedagogicheskoy innovatiki: opyt razrabotki teorii innovatsionnykh protsessov v obrazovanii. M.: Vysshaya shkola, 1991. 237 s.