OCTOBER 1917 REVOLUTION: THE INEVITABILITY OF EVENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the authors trace how from the end of the XIX century revolutionary ideas covered the population of Russia. The inability of the ruling elite to properly assess the alignment of forces in the country and the lack of readiness for the social reforms that have come to the fore have led to three revolutions in Russia for a period of time insignificant in the historical perspective (1905-1917).

Keywords:
October socialist revolution, revolutionary activity, agrarian question, ideas of the Russian revolution, crisis of the upper classes, alignment of class forces
Text
Text (PDF): Read Download

 

События октября 1917 г. до сих пор вызывают споры и неоднозначные оценки в обществе. Существуют разные точки зрения и в исторической науке. Ясно, что Октябрьская социалистическая революция – сложное многоуровневое историческое явление, оказавшее огромное влияние на развитие мирового сообщества. Это была попытка решить множество экономических и социальных проблем, а главное – создать новую социальную систему. Ясно, что революция – в первую очередь – массовое народное движение, его нельзя вызвать чьей-то единичной волей. Только активная группа революционеров – команда, выражаясь современным языком, может организовать и направить народ в нужное русло, но, только обеспечив множество условий, например, понять и почувствовать устремления народа.

В российском обществе аграрный вопрос был и остается важнейшим. В 1861 г. крестьянство России стало свободным, но землю в собственность так и не получило. Малоземелье, бедность, община, помещики, оставшиеся при своей земле, обостряли проблему, что стало одной из причин революции 1905–1907 гг. Судьба России решалась в деревне. П.А. Столыпин, возглавлявший в этот период правительство, сосредоточился на преобразованиях, в основном касавшихся деревни. Основой «столыпинской реформы» стал отказ правительства от политики поддержки общины и перехода к её решительной ломке. Как организационное и хозяйственное объединение крестьян община к тому времени уже сыграла свою позитивную роль для пользования общим лесом, выгоном, водопоем – все это давало крестьянам небольшие житейские гарантии. Но общинное землепользование стало тормозить процесс расслоения жителей деревни и препятствовать возникновению мелких крестьянских собственников. Например, под общинную землю невозможно было получить ссуду под залог, а чересполосица и изменения наделов делали нецелесообразным вложение капитала в земельные ресурсы, чтобы повысить эффективность их использования.

Разрушить общину правительство П.А. Столыпина «подстегнули» революционные события 1905–1907 гг. (Первая русская революция). Действий крестьянства «всем миром» власть боялась. По мнению П.С. Столыпина, опорой государства должен был стать класс мелких крестьянских собственников – противников всяческих перемен и разрушений. Аграрная реформа П.А. Столыпина осталась незавершенной и была не вполне удачной. К 1916 г. из общин выделились и закрепили землю в личную собственность лишь 25% в основном изначально «крепких крестьянских хозяйств». Беднота и середняки искали работу и пытались закрепиться в городах, где возможность заработков и «кормления» семей была значительно выше. Выделенные им наделы они старались скорее продать. Ощутимый результат реформа показала в Сибири, где около половины крестьян закрепилось на земле, быстро развивалась крестьянская кооперация. Для формирования общественного сознания реформа имела огромное значение, зафиксировав представления народа, что революционное давление на власть есть эффективное средство политической борьбы в России.

Первая мировая война углубила и ужесточила все противоречия. Страна увязла в «болоте» международных интересов и противоречий. Тяжелейший военный груз Россия как-то выдерживала в течение года, а затем начались сбои в поставках, военные поражения, разрушение тыла, недовольство и волнения во всех слоях российского общества. Рабочее и крестьянское движение стало принимать антиправительственный характер, а не только антивоенный. Царизм безуспешно маневрировал между разными политическими силами. Рамки маневра постоянно сужались, верховная власть все более изолировалась от общества. Когда грянула Февральская революция 1917 г. (Вторая русская) оказалось, что опоры у самодержавия нет, и 2 марта 1917 г. последовало отречение от престола Николая II.

Многие историки считают, что к спонтанному всплеску революционной активности народных масс привели неудачные столыпинские реформы. Реформы имели половинчатый характер, были направлены на сохранение господства незаинтересованных в эффективном социально-политическом развитии русского общества сил и в большинстве не достигали своих целей (о проблемах экономического развития страны в тот период см.: [2; 3]). К началу 1917 г. страна уже имела двухвековой реформенный опыт, но масштабы оппозиционных настроений не только не уменьшались, а превращались в откровенно революционные. К. Маркс ещё в 1870 г. был глубоко убежден, «что в России неизбежна и близка грандиознейшая социальная революция» [7, т. 32 с. 549].  Слова К. Маркса подтвердили все три революции в России.

Этой же мысли придерживались и русские учёные-революционеры: В.И. Ленин, П.Л. Лавров, Г.В. Плеханов, М.А. Бакунин. Известный философ-неопозитивист В.В. Лесевич в 1883 г. выступил на страницах «Вестника народной воли» со статьей «Революционеры и естественный ход событий», где обосновал неизбежность революции в России, которую, по его мнению, осуществят силы революционных партий. Лесевич также утверждал, что в период революционных событий «насильственное истребление царской власти имеет свое полное оправдание и обусловлено совершенной необходимостью» [1, с. 128].

За рубежом восхищались идеями будущей русской революции. В 1891 г.  американский писатель Марк Твен направил письмо русскому революционеру С. Кравчинскому (Степняку): «Какое величие души! Я думаю только жестокий русский деспотизм мог породить таких людей! По доброй воле пойти на жизнь полную мучений, и в конце концов на смерть, только ради блага других – такого мученичества, я думаю, не знала ни одна страна, кроме России. История изобилует мучениками, но, кроме русских, я не знаю таких, которые отдавая все, совсем ничего не получали бы взамен» [9, с. 298].

Множество фактов указывает, что правящая элита России хорошо ориентировалась в реальном положении дел в стране. Так министр внутренних дел Д.С. Сипягин, который совершил в 1900 г. поездку по России, открыто говорил, что в стране «творится что-то неладное и порождается революция». Сипягина убили эсеры в 1902 г., его сменил В.К. Плеве. В докладе императору Николаю II он сразу и недвусмысленно заявил: «Если бы двадцать лет тому назад, когда я управлял департаментом полиции, мне бы сказали, что России грозит революция, я бы только улыбнулся. Нынче, Ваше Величество, я вынужден смотреть на положение иначе» [4, с. 150]. Можно заключить, что элита о революционных настроениях не просто догадывалась, а прекрасно осознавала, что происходит в народе.

Что же император? Николай II говорит «о бессмысленных мечтаниях» в отношении конституции, делает вид, что ничего не происходит, пытается укреплять самодержавие и,  узнав о гибели П.А. Столыпина, просит нового председателя В.Н. Коковцева «не заслонять его (царя – прим. авт.) как это делал его предшественник». Реформы П.А. Столыпина  обесценило участие России в Первой мировой войне, которая не стала «Маленькой победоносной войной» (слова министра внутренних дел В.К. Плеве), а напротив – привела к мощному революционному подъему от Кронштадта до Владивостока и многочисленным восстаниям в армии и военно-морском флоте. Единственная опора царя – вооруженные силы утратили доверие к царизму.

Кроме аграрного и рабочего вопросов обострился и национальный вопрос, который царское правительство не могло решить десятилетиями. Реально заявили о себе польское, украинское, армянское, грузинское и другие движения. Русские составляли в России лишь 43% от всего состава населения. Поднялся вопрос и о политической свободе, без решения которого многонациональная страна не могла нормально  развиваться. В.И. Ленин в  статье «На дорогу» уверенно пишет, что победа партии пролетариата неизбежна, и это в 1909 г. [6, т. 17, с. 365]

Первая мировая война обострила внутренние противоречия в стране, приблизив события Февральской (Второй русской) революции. Резко усилившийся кризис верхов стал важной составляющей этих противоречий. После победы Февральской революции и свержения царя кадеты вместе с национальными либеральными партиями заняли ведущее положение в обществе и получили шесть  постов из одиннадцати в первом Временном правительстве. Активизация военных усилий, курс на союз военщины и буржуазии, создание в стране буржуазной диктатуры и объединение в кадетско-монархический блок привело к решению объединить усилия с меньшевиками и эсерами и выступить против большевиков единым фронтом.

После Февральской революции большевики получили возможность действовать легально. С марта 1917 г. начала регулярно выходить газета «Правда», а также ещё 16 большевистских газет, в апреле их численность увеличилась до 26. Началось активное формирование Красной гвардии. Численность большевиков к марту 1917 г. составляла 24 тыс. чел., к концу апреля 100, в июле уже – 240, а к октябрю 1917 до 400 тыс. чел. Эти цифры говорят о мощном увеличении влияния большевиков в России. Получив известия о революции в России, В.И. Ленин 3 апреля 1917 г. возвращается из Швейцарии на родину. По этому поводу в статье «Страничка из истории партии» Н.К. Крупская писала: «Петербургский пролетариат устроил торжественную встречу Ленину, потому что знал его прошлую деятельность, знал, за что он приехал бороться» [5, с. 40].

В.И. Ленин предложил свое понимание расстановки классовых сил и оценку политического момента. В работах этого периода  он заявляет, что после свержения самодержавия власть перешла в руки буржуазии, следовательно, буржуазно-демократическая революция в России закончена, и она перерастёт в социалистическую неизбежно («Письма из далека»). Гегемоном этого процесса выступит сознательный пролетариат, его союзники – батраки и беднейшее крестьянство при поддержке широких масс крестьянства. «Своеобразие текущего момента в России, – писал В.И. Ленин в "Апрельских тезисах", – состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, – ко второму её этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства». [6, т. 31, с. 114]. В это сложное для страны время Ленин объяснял, что сегодняшняя задача «не введение» социализма, а переход «к контролю со стороны Советов рабочих депутатов» за общественным производством и распределением.

На первом месте стояла задача окончания войны, но Временное правительство объявило о продолжении военных действий до «победного конца», что резко усилило недовольство народных масс. Начали нарастать национальные движения. Авторитет большевиков среди народа возрастал. Временное правительство ответило на вызов населения июльским (1917) расстрелом демонстрации рабочих и солдат. После чего мирный переход власти в руки Советов утратил свою актуальность. В.И. Ленин предлагает снять лозунг «Вся власть Советам» и готовиться к вооруженному восстанию, но попытка генерала Корнилова в августе 1917 г. установить военную диктатуру, вновь меняет планы большевиков. После краха корниловской авантюры начался массовый переход Советов на сторону большевиков. Большевики вновь выдвигают лозунг «Вся власть Советам», теперь это призыв к вооруженному свержению Временного правительства. В приписке к статье «О компромиссах» В.И. Ленин констатировал, что «те несколько дней, в течение которых мирное развитие было бы ещё возможно, тоже прошли»  [6, т. 34, с. 138-139].  В письмах в ЦК партии большевиков он призывает своих соратников к решительным действиям, заявляя, что история не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят), рискуя потерять много завтра, рискуя потерять все.

24 октября (6 ноября) 1917 г. восстание началось. В ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября) пал оплот Временного правительства – Зимний дворец. Утром 25 октября (7 ноября) Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов в своем обращении «К гражданам России!» заявил: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов – Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание советского правительства, это дело обеспечено. Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!» [8, с. 2].

 

 

References

1. Vestnik narodnoy voli. Zheneva. - 1883. - № 1. - S. 128.

2. Gladkov I.S., Zorina I.Yu. Genezis rossiyskoy promyshlennosti//Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2008. - № 34. - S. 81-86.

3. Gladkov I.S., Zorina I.Yu. Razvitie rossiyskoy promyshlennosti v XIX -nachale XX vekov//Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2009. - № 5. - S. 72-76.

4. Gurko T.V. Cherty i siluety proshlogo. Pravitel'stvo i obschestvennost' v carstvovanie Nikolaya II v izobrazhenii sovremennika. - M., Novoe literaturnoe obozrenie, 2000.

5. Krupskaya N.K. «O Lenine». Sbornik statey i vystupleniy. - M., Politizdat, 1971.

6. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy. Izdanie 5 v 55 t. - M. Politizdat. 1967-1975.

7. Marks K., Engel's F. Sochineniya, toma 1-39. Izdanie vtoroe M.: Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1955-1974 gg.

8. Obraschenie Petrogradskogo voenno-revolyucionnogo komiteta «K grazhdanam Rossii», 25 oktyabrya (7 noyabrya) 1917 g. Dekrety Sovetskoy vlasti. T. 1, M., Politicheskaya literatura. 1957.

9. Stepnyak-Kravchinskiy S.M. V londonskoy emigracii. - M., 1968.

Login or Create
* Forgot password?