TEACHING TECHNIQUES FOR «SAFETY IN TECHNOSPHERE» («CRITICAL INCIDENTS RESPONSE» MAJOR) AT THE DEPARTMENT OF ECOLOGY AND INDUSTRIAL SAFETY, BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY
Rubrics: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper analyzes teaching techniques applied by the Department of Ecology and Industrial Safety of Bauman Moscow State Technical University (BMSTU) for students of «Safety in Technosphere» («Critical Incidents Response» major). Technique is based on contemporary computer technology and the developed complex of teaching programs.

Keywords:
teaching, teaching management, safety in technosphere, critical incidents response, students’ motivation
Text
Publication text (PDF): Read Download

1. Содержание и технология обучения

Учитывая большую ответственность и техническую сложность задач по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их предупреждению, в МГТУ им. Н.Э. Баумана уделяется большое внимание профессиональному обучению высококвалифицированных специалистов — бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» в рамках профиля подготовки «Защита в ЧС», способных решать технически сложные задачи в условиях меняющейся обстановки и развития современных информационных технологий. Подготовка бакалавров по указанному профилю начнется 1 сентября 2014 г. на кафедре «Экология и промышленная безопасность».

Обучение подразделяется на теоретическое, которое осуществляется на кафедре, и практическое, которое планируется в виде практики в органах управления МЧС России.

В процессе теоретического обучения студенты, выполняя запланированные виды учебной работы, будут приобретать знания, вырабатывать умения, овладевать навыками прогнозирования, предупреждения ЧС техногенного, природного и военного характера, ликвидации их последствий, осуществления экспертизы и надзора в области безопасности в ЧС, анализа и оценки риска ЧС, в том числе с помощью геоинформационных систем (ГИС). В период прохождения практики студенты будут использовать все полученные знания, умения и навыки в реальной обстановке рабочих коллективов профильного (МЧС) и других министерств и ведомств (рис. 1).

К общим функциям управления обучением относятся: планирование, организация, мотивация, контроль, координация, связанные между собой процессами принятия решений и коммуникацией (рис. 2).

2. Планирование обучения

При планировании профессионального обучения на кафедре по профилю подготовки «Защита в ЧС» направления «Техносферная безопасность» был выполнен следующий комплекс мероприятий.

1. Проанализированы подходы, применяемые при реализации профиля в ведущих вузах страны, в первую очередь входящих в структуру МЧС России — Академии государственной противо

References

1. Devisilov V.A., Pavlikhin G.P. Primernaya osnovnaya obrazovatel´naya programma vysshego professional´nogo obrazovaniya po napravleniyu 280700 «Tekhnosfernaya bezopasnost´» (bakalavr). Bezopasnost´ v tekhnosfere. - 2011. - № 3. - S. 50-54.

2. Devisilov V.A. Razrabotka primernogo uchebnogo plana podgotovki bakalavra po napravleniyu 280700 «Tekhnosfernaya bezopasnost´» (bakalavr). Bezopasnost´ v tekhnosfere. - 2011.- № 6. - S. 51-65.

3. Aleksandrov A.A., Devisilov V.A., Sushchev S.P., Kopytov D.O. Uchebno-nauchnyy tsentr upravleniya v krizisnykh situatsiyakh Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta imeni N.E. Baumana. Bezopasnost´ v tekhnosfere. - 2014. - № 2 (47). - S. 68-75.

4. Aleksandrov A.A., Devisilov V.A., Sushchev S.P., Kopytov D.O. Vozmozhnosti i primenenie tsentra upravleniya v krizisnykh situatsiyakh (TsUKS) MGTU im. N.E. Baumana dlya obucheniya v oblasti zashchity ot chrezvychaynykh situatsiy. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennye problemy bezopasnosti zhiznedeyatel´nosti: nastoyashchee i budushchee» / Pod obshchey red. d-ra tekhn. nauk, prof. R.N. Minnikhanova. - Kazan´: GBU «Nauchnyy tsentr bezopasnosti zhiznedeyatel´nosti», 2014. - Chast´ II. - S. 7-18.

5. Devisilov V.A. Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaya tekhnologiya motivatsii i lichnostno orientirovannogo obucheniya v vysshey shkole. Vysshee obrazovanie segodnya. - 2009. - № 2. - S. 29-34.

6. Aleksandrov A.A., Devisilov V.A. Conceptual and Didactic Bases of Engineering Skills Training in the Safety Area. International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), 2013. - R. 413-420.

Login or Create
* Forgot password?