Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования «Техносферная безопасность и природообустройство» (председатель)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (старший преподаватель)
Россия
Рассмотрена используемая на кафедре «Экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана методика обучения студентов по профилю «Защита в чрезвычайных ситуациях» в рамках направления «Техносферная безопасность». Методика основана на использовании современных компьютерных технологий и разработанного учебного программного комплекса.
обучение, управление обучением, техносферная безопасность, защита в чрезвычайных ситуациях, мотивация обучаемых.
1. Содержание и технология обучения
Учитывая большую ответственность и техническую сложность задач по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их предупреждению, в МГТУ им. Н.Э. Баумана уделяется большое внимание профессиональному обучению высококвалифицированных специалистов — бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» в рамках профиля подготовки «Защита в ЧС», способных решать технически сложные задачи в условиях меняющейся обстановки и развития современных информационных технологий. Подготовка бакалавров по указанному профилю начнется 1 сентября 2014 г. на кафедре «Экология и промышленная безопасность».
Обучение подразделяется на теоретическое, которое осуществляется на кафедре, и практическое, которое планируется в виде практики в органах управления МЧС России.
В процессе теоретического обучения студенты, выполняя запланированные виды учебной работы, будут приобретать знания, вырабатывать умения, овладевать навыками прогнозирования, предупреждения ЧС техногенного, природного и военного характера, ликвидации их последствий, осуществления экспертизы и надзора в области безопасности в ЧС, анализа и оценки риска ЧС, в том числе с помощью геоинформационных систем (ГИС). В период прохождения практики студенты будут использовать все полученные знания, умения и навыки в реальной обстановке рабочих коллективов профильного (МЧС) и других министерств и ведомств (рис. 1).
К общим функциям управления обучением относятся: планирование, организация, мотивация, контроль, координация, связанные между собой процессами принятия решений и коммуникацией (рис. 2).
2. Планирование обучения
При планировании профессионального обучения на кафедре по профилю подготовки «Защита в ЧС» направления «Техносферная безопасность» был выполнен следующий комплекс мероприятий.
1. Проанализированы подходы, применяемые при реализации профиля в ведущих вузах страны, в первую очередь входящих в структуру МЧС России — Академии государственной противо
1. Девисилов В.А., Павлихин Г.П. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. - 2011. - № 3. - С. 50-54.
2. Девисилов В.А. Разработка примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. - 2011.- № 6. - С. 51-65.
3. Александров А.А., Девисилов В.А., Сущев С.П., Копытов Д.О. Учебно-научный центр управления в кризисных ситуациях Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана // Безопасность в техносфере. - 2014. - № 2 (47). - С. 68-75.
4. Александров А.А., Девисилов В.А., Сущев С.П., Копытов Д.О. Возможности и применение центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МГТУ им. Н.Э. Баумана для обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций // Материалы III Международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее» / Под общей ред. д-ра техн. наук, проф. Р.Н. Минниханова. - Казань: ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», 2014. - Часть II. - С. 7-18.
5. Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 2. - С. 29-34.
6. Aleksandrov A.A., Devisilov V.A. Conceptual and Didactic Bases of Engineering Skills Training in the Safety Area // International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), 2013. - Р. 413-420.