EXPERIMENTAL DETERMINATION OF THE CHARACTERISTICS OF THE ROLLER BRAKE TESTER FOR RUNNING OF SMALL-BASED ENGINES OF AGRICULTURAL EQUIPMENT IN COLD REGIMES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The research aim is to determine the function of the tester for running internal combustion engines of mobile agri-cultural machinery of low power. To this goal, it was proposed to run the engines of small-scale mechanization on the previously developed specialized rolling-brake tester, consisting of an asynchronous electric machine with a phase rotor connected to a three-phase electrical network and a matrix frequency. Converter included in the three-phase electrical network and consisting of nine bidirectional transistor keys, which receive signals of space-vector control from the automatic control system, associated with testing measuring equipment based on a personal com-puter. To establish the actual characteristics of the developed tester, the requirements for technical means for run-ning and of engines of small-sized agricultural machinery were formulated and trials were carried out. The experi-mental characterization was carried out in various modes, and a diesel engine F. GREENFIELD GF178 was used as a trial. The limitations of the tester in the field of setting the rotational speed for stepless and step-by-step change in the speed mode of the cold running of the engine of small-scale mechanization from 30 to 3000 rpm (with a task step of 1 rpm) with the decompressor open and from 500 to 3000 rpm (with a task step of 1 rpm) – when closed. At the same time, the deviation in the maintenance of this speed mode was in the range from 0.2 to 3.3% and de-creased with the increase in the rotation rate. Designed tester enables you to make speedy modes cold running engines small agricultural machinery power class 0.1 and 0.2 when it was created and technical service.

Keywords:
tester, engine, running, equipment, tests, characteristics
Text
Publication text (PDF): Read Download

Одним из способов улучшения технического сервиса двигателей является проведение качественной заводской и послеремонтной обкатки, позволяющей продлить срок службы и увеличить ресурс ДВС. Применительно к двигателям малогабаритной техники (МГТ) заводами-изготовителями и ремонтными предприятиями не производится стендовая обкатка. Однако в технической документации на такие ДВС указывается необходимость данной операции. Заводы-изготовители настоятельно рекомендуют в начальный период эксплуатации провести предварительную обкатку двигателей ввиду необходимости приработки трущихся деталей.

Для ДВС мощностью свыше 16 кВт разработаны и широко применяются в автосервисах и крупных дилерских станциях испытательные обкаточно-тормозные стенды различных конструкций. Однако адаптация их для обкатки и испытаний двигателей МГТ является технически сложной и экономически невыгодной ввиду высокой стоимости таких технических средств (3…50 млн рублей). Поэтому разработка электрического стенда и способов реализации режимов обкатки и испытаний двигателей МГТ является актуальной задачей.

Проведенный анализ стендов для обкатки и испытаний ДВС высокой мощности позволил определить следующие требования к техническим средствам для обкатки и испытаний двигателей малогабаритной сельскохозяйственной техники:

– испытательный стенд должен строиться на базе нагружающих устройств типа «асинхронный двигатель – преобразователь частоты», выполненных с использованием асинхронных электроприводов на базе преобразователей частоты с активным выпрямителем или матричных преобразователей. Использование данных технических решений в конструкции нагружающего устройства испытательного стенда позволит создать специальный стенд для обкатки и испытаний ДВС средств малой механизации, характеризующийся широкими функциональными возможностями, низкой стоимостью и высокой энергетической эффективностью.

– испытательный стенд должен обеспечивать необходимые диапазоны изменения скоростных и нагрузочных режимов, регламентированных государственными стандартами и существующими способами обкатки ДВС. Поэтому для управления скоростным режимом электропривода испытательного стенда двигателей малогабаритной сельскохозяйственной техники необходимо использовать такой способ регулирования скорости и момента асинхронного двигателя, который без использования дополнительных устройств (датчиков обратной связи), способен всесторонне обеспечить полноценную обкатку и испытания существующих двигателей средств малой механизации.

Цель исследований – определение функциональных возможностей стенда для обкатки двигателей внутреннего сгорания мобильной сельскохозяйственной техники малой мощности.

Задачи исследований – провести исследования возможных скоростных режимов холодной обкатки двигателей малогабаритной сельскохозяйственной техники и оценить их стабильность.

Материалы и методы исследований. Для решения обозначенных задач использовался разработанный обкаточно-тормозной стенд, состоящий из асинхронной электрической машины с фазным ротором, подключенной к трехфазной электрической сети и матричному преобразователю частоты, включенному в трехфазную электрическую сеть и состоящему из девяти двунаправленных транзисторных ключей, на которые поступают сигналы пространственно-векторного управления с системы автоматического управления, связанной с контрольно-измерительной аппаратурой на базе персонального компьютера. Экспериментальное определение характеристик осуществлялось на различных режимах, в качестве обкатываемого двигателя был использован дизельный двигатель GREENFIELD GF178 F.

Результаты исследований. Стабильность скоростного режима на этапе холодной обкатки определялась путем ступенчатого изменения частоты вращения коленчатого вала ДВС. Результаты эксперимента отражены на рисунках 1, 2. При проведении эксперимента частота вращения электрического двигателя испытательного стенда задавалась от 100 об/мин до 3000 об/мин с шагом
100 оборотов.

 

 

Рис. 1. График ступенчатого изменения скоростного режима
на этапе холодной обкатки ДВС (декомпрессор открыт)

Как видно из графика рисунка 1, во всем диапазоне испытаний разработанный стенд обеспечивает высокую стабильность скоростных режимов на каждой ступени обкатки. С течением всего времени обкатки частота вращения вала электрического двигателя испытательного стенда поддерживалась на уровне ±1 об/мин. С увеличением частоты вращения ротора асинхронного короткозамкнутого двигателя от 100 до 3000 об/мин данный показатель возрастал с ростом частоты вращения и достигал своего максимума на 3000 об/мин – ±6 об/мин. При этом отклонение в поддержании частоты вращения ротора асинхронного двигателя составило 3,3% при 30 об/мин и 0,2% при
3000 об/мин. Это объясняется трудностью задания и поддержания скоростного режима асинхронного электропривода с векторным алгоритмом управления без использования датчика скорости именно на низких оборотах. Результаты эксперимента также показали, что разработанный испытательный стенд способен обеспечить ступенчатую обкатку ДВС средств малой механизации тягового класса 0,1 и 0,2  при открытом декомпрессоре в диапазоне от 30 до 3000 об/мин с шагом задания
1 об/мин. Верхняя граница скоростного режима испытательного стенда ограничивается значением 3000 из-за примененного в конструкции стенда асинхронного двигателя с числом пар полюсов 2
и ограниченными функциональными возможностями регулировки частоты вращения преобразователем Mitsubishi FR-A741-5,5K (от 0 до 120 Гц), а нижняя граница – 30 об/мин – возможностями бездатчикого векторного алгоритма управления. При необходимости расширение верхней границы регулирования скоростного режима испытательного стенда возможно установкой на стенд асинхронного короткозамкнутого двигателя с числом пар полюсов 1.

На рисунке 2 показана возможность ступенчатого задания частоты вращения ротора электрического двигателя испытательного стенда с 30 об/мин до 100 об/мин с шагом 10 оборотов.

 

 

Рис. 2. График ступенчатого изменения скоростного режима
на этапе холодной обкатки ДВС на низких оборотах (декомпрессор открыт)

 

Результаты исследования скоростного режима испытательного стенда при закрытом декомпрессоре отображены на рисунке 3. В ходе проведения данного эксперимента было установлено, что стенд способен обеспечить холодную обкатку ДВС средств малой механизации при закрытом декомпрессоре с 500 об/мин до 3000 об/мин с шагом задания 1 об/мин.

Падение нижней границы диапазона регулирования частоты вращения испытательного стенда двигателей малогабаритной сельскохозяйственной техники с закрытым декомпрессором объясняется возрастанием нагрузки на валу электрического двигателя, что влечет за собой необходимость увеличения вращающего момента электродвигателя, необходимого на прокрутку коленчатого вала ДВС. График зависимости вращающего момента асинхронного двигателя испытательного стенда от частоты вращения коленчатого вала на этапе холодной обкатки ДВС при закрытом декомпрессоре представлен на рисунке 4.

Рис. 3. График ступенчатого изменения скоростного режима
на этапе холодной обкатки ДВС (декомпрессор закрыт)

 

 

Рис. 4. График зависимости вращающего момента асинхронного двигателя испытательного стенда
от частоты вращения коленчатого вала на этапе холодной обкатки ДВС (декомпрессор закрыт)

 

При этом активная мощность, потребляемая электроприводом испытательного стенда в зависимости от частоты вращения, растет по линейной зависимости, представленной на рисунке 5.

 

Рис. 5. График зависимости активной мощности, потребляемой электроприводом испытательного стенда, от частоты вращения коленчатого вала на этапе холодной обкатки ДВС (декомпрессор закрыт)

Также в результате проведенных исследований установлена зависимость активной мощности потребляемой электроприводом испытательного стенда от времени обкатки и частоты вращения коленчатого вала ДВС (рис. 6).

 

 

Рис. 6. График зависимости активной мощности, потребляемой электроприводом испытательного стенда, от времени обкатки и частоты вращения коленчатого вала на этапе
холодной обкатки ДВС (декомпрессор закрыт)

 

Из рисунка 6 видно, что активная мощность, потребляемая электроприводом испытательного стенда,  в течение времени ступеней линейно снижается, а при переходе на последующие ступени – скачкообразно возрастает. Это объясняется снижением вращающего момента, необходимого на прокрутку, вследствие протекания приработочных процессов и нагрева масла, а также его ростом при увеличении частоты вращения.

Для исследования стенда на этапе холодной обкатки с бесступенчатым изменением скоростного режима в настройки преобразователя частоты Mitsubishi FR-A741-5 были заданы время проведения обкатки (30 мин) и максимальный скоростной режим обкатки (1500 об/мин). Исходя из заданных параметров была построена идеализированная прямая задания скоростного режима и полученная прямая задания скоростного режима, внешний вид которых представлен на рисунке 7.

 

 

Рис. 7. График бесступенчатого изменения скоростного режима на этапе
холодной обкатки ДВС (декомпрессор открыт)

Результаты эксперимента показали незначительное отклонение идеализированной прямой от полученной. Отклонение наблюдалось при разгоне асинхронного двигателя от 0 до 100 оборотов. Время разгона на данном участке составило 1 мин 47 с вместо идеализированных 2 мин. На следующих участках (100-200 … 1400-1500 оборотов) время разгона составляло 2 мин. Общее время разгона от 0 до 1500 оборотов вместо 30 мин составило 29 мин 47 с. Отклонение по времени при разгоне асинхронного двигателя с 0 до 100 оборотов можно объяснить невозможностью работы данного типа электрического двигателя на сверхнизких оборотах, поэтому электрический двигатель набрал заданный скоростной режим на 13 с быстрее.

Заключение. Результаты проведенных экспериментальных исследований испытательного стенда ДВС средств малой механизации показали широкий диапазон функциональных возможностей электрического стенда в регулировании частот вращения коленчатого вала двигателя. Также были установлены ограничения стенда в области задания частот вращения для бесступенчатого и ступенчатого изменения скоростного режима холодной обкатки ДВС средств малой механизации от 30 до 3000 об/мин (с шагом задания от 1 об/мин) при открытом декомпрессоре и от 500 до
3000 об/мин (с шагом задания от 1 об/мин) – при закрытом. При этом отклонение в поддержании заданного скоростного режима находилось в пределах от 0,2 до 3,3% и уменьшалось с ростом частоты вращения. Таким образом, разработанный стенд позволяет полноценно воспроизводить скоростные режимы холодной обкатки двигателей малогабаритной сельскохозяйственной техники тягового класса 0,1 и 0,2 при ее создании и техническом сервисе.

References

1. Inshakov, A. P. Features of construction of schemes of Electromechanical energy-saving stands for running and testing of automotive diesel engines / A. P. Inshakov, D. V. Baykov, A. N. Kuvshinov, I. I. Kurbakov // proceedings of the Samara state agricultural Academy. - 2015. - № 3. - P. 81-85.

2. Inshakov, A. P. On the issue of modernization and development of stands for running and testing of automotive engines / A. P. Inshakov, D. V. Baykov, A. N. Kuvshinov, I. I. Kurbakov // Machinery and equipment for the village. - 2015. - № 6. - P. 45-48.

3. Inshakov, A. P. Improving the reliability of the loading device of the type "DC machine - thyristor Converter" during the run-in and testing of powerful motor-tractor engines / A. P. Inshakov, D. V. Baykov, A. N. Kuvshinov, I. I. Kurbakov // proceedings of the Samara state agricultural Academy. - 2015. - № 3. - P. 66-69.

4. Inshakov, A. P. the Choice of means of technical diagnosing engines / A. P. Inshakov, A. N. IMC-sheen, I. I. Kurbakov, V. D. Baykov // Rural machine operator. - 2015. - № 8. - Pp. 32-33.

5. Baikov, V. D. Stand for running and testing of engines in mobile agricultural machinery mA-Loy-power / D. V. Baikov, A. P. Inshakov, S. S. Desai // Bulletin Samara state agricultural Academy. - 2016. - № 2. - P. 51-53.

6. Baikov, V. D. Roller-brake tester of the internal combustion engine on the basis of asynchronous e-electric drive with regenerative frequency Converter / D. V. Baikov, A. P. Inshakov, Yu B. Fedotov // Bulletin of the Mordovia University. - 2018. - Vol. 28, № 2. - Pp. 255-265.

7. Certificate of state registration of computer programs № 2015616553 of the Russian Federation. The program of spatial-vector control of the frequency Converter matrix type as part of the stand running auto-tractor internal combustion engine / Baikov D. V., Inshakov A. P., Kurbakov I. [et al.]. - № 2015613344 ; declared. 23.04.15 ; reg. 15.06.15.

8. Certificate of state registration of computer programs № 2015611041 of the Russian Federation. A program of vector control of asynchronous electric drive / V. D. Baykov, Desai S. S. - No. 2014662261 ; Appl. 01.12.14 ; reg. 22.01.15.

9. Pat. 159065 OF THE RUSSIAN FEDERATION, IPC G01M15/00, F02B79/00. Stand for running and testing of automotive internal combustion engine / Baikov D. V., Inshakov A. P., Kurbakov I. I., Kuvshinov A. N. ; applicant and PA-tent owner of FSBEI HPE "Mordovian state University. N. P. Ogarev". No 2015121507/06 ; Appl. 04.06.15 ; publ. 27.01.16, Byul. No. 3.

10. Pat. 171449 OF THE RUSSIAN FEDERATION, IPC F02B 79/00, G01M 15/04. Stand for running-in and testing of internal combustion engines of mobile agricultural machinery of low power / Baikov D. V., Inshakov A. P., Kur-Bakov I. [etc.] ; applicant and patentee of FSBEI HE " national research Mordovian state University. N. P. Ogarev". No 2016115292 ; Appl. 19.04.16 ; publ. 01.06.17, bul. No. 16.

11. Timokhin, S. V. Perfection of technology and means the cold running of the internal combustion engine of automotive / S. V. Timokhin, I. S. Korolev // Niva Povolzhya. - 2015. - №1 (34). - P. 61-65

12. Timokhin, S. V. Modern technologies of motor-tractor engines running-in : monograph / S. V. Ti-mokhin, Yu. V. Rodionov. - Penza : Penza GUAS, 2013. - 284 p.

13. Prilepsky, Yu. V. Improving the efficiency of bench running of internal combustion engines / Yu. V. Prilepsky // Bulletin of Donetsk Academy of motor transport. - 2015. - №1. - P. 42-54.

14. Zhdanko D. A. Resource conservation at a running-in reconditioned engines to improve the roller-brake tester / D. A. Zhdanko, A. V. Novikov, J. T. Timoshenko // Vestnik of the Belarusian state agricultural Academy. - 2009. - №1. - Pp. 124-127.

15. Timokhin, S. V. Tendencies of development of technologies and means of running engines automotive engineering / S. N. Timokhin, I. A. Spitsin, I. G. Golubev // Proceedings of GOSNITI. - 2017. - Vol. 127. - P. 91-96.

16. Chikunov, J. M. Energy stand with improved performance / YM Chikunov, A. Chikunov M. // Rural machine operator. - 2012. - №10. - P. 28-29.

Login or Create
* Forgot password?