Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
In the framework of the five-level assessment, characterizing the development process of any socio-economic system (survival, productivity, productivity, effectiveness and feasibility), an assessment of the current state and prospects of strategic innovation development of the Russian economy was given.
prospects, innovative development, economy, Russia.
Постановка проблемы. В майском Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] Правительству РФ в очередной раз поставлена задача поиска эффективных инструментов, обеспечивающих осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Среди ожидаемых при этом результатов в Указе [1] при этом поставлена цель вхождения России к 2024 г. в пятерку крупнейших экономик мира. Очевидно, что достижение этой цели во многом определяется стратегическим инновационным развитием экономики России.
Анализу перспектив стратегического инновационного развития национальной экономики посвящено большое количество трудов, в том числе Бородина Д.В. [2], Мингалевой Ж.А. [3], Михелашвили Н.Р. [4], Синицкой М.А., Миловой Ю.Ю. [5], Тебекина А.В. [6] и др. Однако в текущих изменившихся условиях возникает необходимость по-новому взглянуть на перспективы стратегического инновационного развития Российской Федерации с учетом требований, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1].
Целью данного исследования является определение на основе анализа текущего состояния перспектив стратегического инновационного развития экономики Российской Федерации с позиций достижения установленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] и в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» [7] уровней.
Основное содержание исследований. При анализе текущего состояния и перспектив развития любой социально-экономической системы (будь то предприятие, регион или государство) может быть использована пятиуровневая система оценки, включающая [8, c. 90–92]:
– выживаемость – как возможность существовать как можно дольше;
– результативность, эффективность, производительность и практическую реализуемость.
С этих позиций на основе официальной статистики [9] были проанализированы характеристики инновационной деятельности отечественных предприятий, отраслей, регионов и хозяйственного комплекса страны в целом по 2017 г. включительно.
Анализ инновационной активности организаций отечественной экономики показал, что по состоянию на 2017 г. она составила всего 8,5%. Ситуация, при которой из 1000 организаций инновационную активность (а это далеко еще не результативность) проявляют лишь 85 организаций, объективно является неудовлетворительной.
Принимая за критический (удовлетворительный) уровень инновационной активности 30%, необходимо отметить, что в 2017 г. этот уровень был превзойден лишь по таким видам экономической деятельности как производство табачных изделий (47,1%), производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (33,3%) и производство компьютеров, электронных и оптических изделий (32,9%). Даже в такому функционально связанному с инновационной деятельностью виду экономической деятельности как научные исследования и разработки, критический уровень не был достигнут – инновационная активность 29,8%.
Кроме того, необходимо отметить, что с 2011 г., когда инновационная активность организаций в РФ составляла 10,4%, в целом наблюдается отрицательная динамика.
Низкий уровень в 2017 г. был зафиксирован в РФ и по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации (7,5%). Здесь критический уровень инновационной активности 30% в 2017 г. также был превзойден лишь по таким видам экономической деятельности, как производство табачных изделий (47,1%), производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (31,6%) и производство компьютеров, электронных и оптических изделий (31,9%).
Низкий удельный вес был зафиксирован и по малым предприятиям, осуществлявшим технологические инновации – 5,2%.
Если говорить об удельном весе инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в общем их отгруженном организациями Российской Федерации объеме по видам экономической деятельности (7,2%), то критический уровень преодолен только по такому виду деятельности, как научные исследования и разработки (43,1%), что также мало для такого вида экономической деятельности. Если же говорить о том, что согласно ОКВЭД2 выделяется 60 видов экономической деятельности, то в целом удельный вес инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в общем их отгруженном организациями Российской Федерации объеме по видам экономической деятельности следует признать неудовлетворительным.
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, в общем их отгруженном объеме для малых предприятий, составил – 1,6%.
В 2017 г. был зафиксирован низкий удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации – 2,3%. При этом наибольший удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, зафиксирован по такому виду экономической деятельности как производство кровельных работ – 14,3%.
В 2017 г. был зафиксирован и низкий удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации – 1,4%. При этом наибольший удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, также был зафиксирован в части производства кровельных работ – 14,3%.
Еще хуже в 2017 г. обстояло дело с осуществлением экологических инноваций. Удельный вес таких организаций был зафиксирован на уровне 1,1%. Здесь максимальный уровень зафиксирован по такому направлению как производство табачных изделий – 11,8%.
Если проанализировать международный рейтинг стран мира по индексу инноваций [4], то Россия, имея индекс 38.76 (45-е место в мире из 127 стран рейтинга), существенно уступает таким странам большой двадцатки (G-20), как:
– США, Великобритания – индекс превышает 60.0;
– Германия, Южная Корея – индекс превышает 55.0;
– Япония, Франция, Канада, Китай, Австралия – индекс превышает 50.0;
– Италия – индекс превышает 45.0.
Причем именно Великобритания обладает сегодня пятой экономикой мира, догнать которую к 2024 г., по сути, поручено Президентом Российской Федерации Правительству РФ.
В целом, Российская Федерация, занимающая в рейтинге глобальной конкурентоспособности 38 место [11], характеризуется в настоящее время относительно низкими показателями научно-технического развития (табл. 1).
Таблица 1
Показатели научно-технического развития Российской Федерации в рейтинге глобальной конкурентоспособности на 2018 г.
№ |
Показатель |
Место в рейтинге |
Общее число стран в рейтинге |
1 |
Индекс экономики знаний |
55 |
145 |
2 |
Индекс инноваций |
45 |
127 |
3 |
Количество патентов |
7 |
103 |
4 |
Уровень научно-исследовательской активности |
15 |
195 |
5 |
Уровень расходов на НИОКР |
32 |
91 |
Как видно из табл. 1, Российская Федерация ни по одному из показателей научно-технического развития не входит в пятерку ведущих стран мира. А по таким показателям, как индекс экономики знаний, индекс инноваций и уровень расходов на НИОКР Российская Федерация не входит даже в первую треть стран мира, охваченных рейтинговыми оценками.
Очевидно, что низкое значение индекса инноваций обусловлено высокой и постоянно растущей налоговой нагрузкой на компании, сокращающей, в том числе уровень расходов на НИОКР собственных средств при недостаточной господдержке этого направления в целом.
Выводы. Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что перспективы эффективного стратегического инновационного развития экономики России сдерживаются как низким уровнем подавляющего числа показателей инновационной деятельности (уровень выживания), так и отсутствием положительной динамики с 2011 г.
Ключ решения проблемы повышения эффективности стратегического инновационного развития экономики России по-прежнему лежит в русле создания благоприятной инновационной среды, что никак не согласуется с проводимой Правительством РФ в последние годы агрессивной фискальной финансовой политикой при одновременно недостаточном уровне финансирования НИОКР.
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda». V redakcii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 19.07.2018 g. N 444)
2. Borodin D.V. Innovacionnoe razvitie ekonomiki Rossii kak strategicheskiy prioritet // Kreativnaya ekonomika. - 2015. - T. 9. - № 1. - S. 23-34.
3. Mingaleva Zh.A. Modernizaciya nacional'noy ekonomiki na osnove strategii innovacionnogo razvitiya. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 2. - S. 324.
4. Mihelashvili N.R. Perspektivy razvitiya rossiyskoy modeli nacional'noy innovacionnoy sistemy // Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologiy. -2016. - № 1.
5. Sinickaya M.A., Milova Yu.Yu. Innovacionnoe razvitie ekonomiki Rossii. // Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2016 g.). - SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2016. - S. 9-11.
6. Tebekin A.V. Problemy strategicheskogo razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Strategii biznesa. - 2017. - № 7 (39). - S. 33-41.
7. "Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda". Utverzhdeny Pravitel'stvom RF 29.09.2018.
8. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta: uchebnik. - M.: Knorus, 2016. - 696 s. (s.90-92).
9. Oficial'naya statistika \ Nauka, innovacii i informacionnoe obschestvo \ Nauka i innovacii. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_andinnovations/science/#
10. Global'nyy indeks innovaciy. Gumanitarnaya enciklopediya [Elektronnyy resurs] // Centr gumanitarnyh tehnologiy, 2006-2019 (poslednyaya redakciya: 10.02.2019). URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info
11. World Economic Forum: The Global Competitiveness Report 2017-2018. https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info