Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В рамках пятиуровневой оценки, характеризующей процесс развития любой социально-экономической системы (выживаемость, производительность, продуктивность, результативность и реализуемость), дана оценка текущего состояния и перспектив стратегического инновационного развития экономики Российской Федерации.
перспективы, инновационное развитие экономики, Россия.
Постановка проблемы. В майском Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] Правительству РФ в очередной раз поставлена задача поиска эффективных инструментов, обеспечивающих осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Среди ожидаемых при этом результатов в Указе [1] при этом поставлена цель вхождения России к 2024 г. в пятерку крупнейших экономик мира. Очевидно, что достижение этой цели во многом определяется стратегическим инновационным развитием экономики России.
Анализу перспектив стратегического инновационного развития национальной экономики посвящено большое количество трудов, в том числе Бородина Д.В. [2], Мингалевой Ж.А. [3], Михелашвили Н.Р. [4], Синицкой М.А., Миловой Ю.Ю. [5], Тебекина А.В. [6] и др. Однако в текущих изменившихся условиях возникает необходимость по-новому взглянуть на перспективы стратегического инновационного развития Российской Федерации с учетом требований, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1].
Целью данного исследования является определение на основе анализа текущего состояния перспектив стратегического инновационного развития экономики Российской Федерации с позиций достижения установленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] и в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» [7] уровней.
Основное содержание исследований. При анализе текущего состояния и перспектив развития любой социально-экономической системы (будь то предприятие, регион или государство) может быть использована пятиуровневая система оценки, включающая [8, c. 90–92]:
– выживаемость – как возможность существовать как можно дольше;
– результативность, эффективность, производительность и практическую реализуемость.
С этих позиций на основе официальной статистики [9] были проанализированы характеристики инновационной деятельности отечественных предприятий, отраслей, регионов и хозяйственного комплекса страны в целом по 2017 г. включительно.
Анализ инновационной активности организаций отечественной экономики показал, что по состоянию на 2017 г. она составила всего 8,5%. Ситуация, при которой из 1000 организаций инновационную активность (а это далеко еще не результативность) проявляют лишь 85 организаций, объективно является неудовлетворительной.
Принимая за критический (удовлетворительный) уровень инновационной активности 30%, необходимо отметить, что в 2017 г. этот уровень был превзойден лишь по таким видам экономической деятельности как производство табачных изделий (47,1%), производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (33,3%) и производство компьютеров, электронных и оптических изделий (32,9%). Даже в такому функционально связанному с инновационной деятельностью виду экономической деятельности как научные исследования и разработки, критический уровень не был достигнут – инновационная активность 29,8%.
Кроме того, необходимо отметить, что с 2011 г., когда инновационная активность организаций в РФ составляла 10,4%, в целом наблюдается отрицательная динамика.
Низкий уровень в 2017 г. был зафиксирован в РФ и по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации (7,5%). Здесь критический уровень инновационной активности 30% в 2017 г. также был превзойден лишь по таким видам экономической деятельности, как производство табачных изделий (47,1%), производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (31,6%) и производство компьютеров, электронных и оптических изделий (31,9%).
Низкий удельный вес был зафиксирован и по малым предприятиям, осуществлявшим технологические инновации – 5,2%.
Если говорить об удельном весе инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в общем их отгруженном организациями Российской Федерации объеме по видам экономической деятельности (7,2%), то критический уровень преодолен только по такому виду деятельности, как научные исследования и разработки (43,1%), что также мало для такого вида экономической деятельности. Если же говорить о том, что согласно ОКВЭД2 выделяется 60 видов экономической деятельности, то в целом удельный вес инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в общем их отгруженном организациями Российской Федерации объеме по видам экономической деятельности следует признать неудовлетворительным.
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, в общем их отгруженном объеме для малых предприятий, составил – 1,6%.
В 2017 г. был зафиксирован низкий удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации – 2,3%. При этом наибольший удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, зафиксирован по такому виду экономической деятельности как производство кровельных работ – 14,3%.
В 2017 г. был зафиксирован и низкий удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации – 1,4%. При этом наибольший удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, также был зафиксирован в части производства кровельных работ – 14,3%.
Еще хуже в 2017 г. обстояло дело с осуществлением экологических инноваций. Удельный вес таких организаций был зафиксирован на уровне 1,1%. Здесь максимальный уровень зафиксирован по такому направлению как производство табачных изделий – 11,8%.
Если проанализировать международный рейтинг стран мира по индексу инноваций [4], то Россия, имея индекс 38.76 (45-е место в мире из 127 стран рейтинга), существенно уступает таким странам большой двадцатки (G-20), как:
– США, Великобритания – индекс превышает 60.0;
– Германия, Южная Корея – индекс превышает 55.0;
– Япония, Франция, Канада, Китай, Австралия – индекс превышает 50.0;
– Италия – индекс превышает 45.0.
Причем именно Великобритания обладает сегодня пятой экономикой мира, догнать которую к 2024 г., по сути, поручено Президентом Российской Федерации Правительству РФ.
В целом, Российская Федерация, занимающая в рейтинге глобальной конкурентоспособности 38 место [11], характеризуется в настоящее время относительно низкими показателями научно-технического развития (табл. 1).
Таблица 1
Показатели научно-технического развития Российской Федерации в рейтинге глобальной конкурентоспособности на 2018 г.
№ |
Показатель |
Место в рейтинге |
Общее число стран в рейтинге |
1 |
Индекс экономики знаний |
55 |
145 |
2 |
Индекс инноваций |
45 |
127 |
3 |
Количество патентов |
7 |
103 |
4 |
Уровень научно-исследовательской активности |
15 |
195 |
5 |
Уровень расходов на НИОКР |
32 |
91 |
Как видно из табл. 1, Российская Федерация ни по одному из показателей научно-технического развития не входит в пятерку ведущих стран мира. А по таким показателям, как индекс экономики знаний, индекс инноваций и уровень расходов на НИОКР Российская Федерация не входит даже в первую треть стран мира, охваченных рейтинговыми оценками.
Очевидно, что низкое значение индекса инноваций обусловлено высокой и постоянно растущей налоговой нагрузкой на компании, сокращающей, в том числе уровень расходов на НИОКР собственных средств при недостаточной господдержке этого направления в целом.
Выводы. Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что перспективы эффективного стратегического инновационного развития экономики России сдерживаются как низким уровнем подавляющего числа показателей инновационной деятельности (уровень выживания), так и отсутствием положительной динамики с 2011 г.
Ключ решения проблемы повышения эффективности стратегического инновационного развития экономики России по-прежнему лежит в русле создания благоприятной инновационной среды, что никак не согласуется с проводимой Правительством РФ в последние годы агрессивной фискальной финансовой политикой при одновременно недостаточном уровне финансирования НИОКР.
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. N 444)
2. Бородин Д.В. Инновационное развитие экономики России как стратегический приоритет // Креативная экономика. - 2015. - Т. 9. - № 1. - С. 23-34.
3. Мингалева Ж.А. Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 324.
4. Михелашвили Н.Р. Перспективы развития российской модели национальной инновационной системы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. -2016. - № 1.
5. Синицкая М.А., Милова Ю.Ю. Инновационное развитие экономики России. // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 9-11.
6. Тебекин А.В. Проблемы стратегического развития национальной экономики. // Стратегии бизнеса. - 2017. - № 7 (39). - С. 33-41.
7. "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года". Утверждены Правительством РФ 29.09.2018.
8. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696 с. (с.90-92).
9. Официальная статистика \ Наука, инновации и информационное общество \ Наука и инновации. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_andinnovations/science/#
10. Глобальный индекс инноваций. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция: 10.02.2019). URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info
11. World Economic Forum: The Global Competitiveness Report 2017-2018. https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info