THE DYNAMICS OF THE SOCIAL TRIAD "DEMOGRAPHY - EMPLOYMENT - INCOME" IN THE NEWEST RUSSIAN HISTORY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The development of the problem of the social triad "demography - employment - income" as the most important aspects of human activity in the history of modern Russia is analyzed. An assessment is made of the impact of falling real incomes of the population on the decline in employment and the movement of labor resources into the shadow economy in the Russian Federation, or abroad (emigration, including hidden), which, in turn, has a negative effect on demography. The threat of the social triad problems "demography - employment - income" of national security is shown.

Keywords:
dynamics, social triad, "demography - employment - income", the latest Russian history.
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современных условиях в Российской Федерации, к сожалению, сохраняется большое количество социальных проблем. Неслучайно в перечне из 12-ти национальных проектов по направлениям стратегического развития страны, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] большинство проектов носит социальную направленность, в их числе: безопасные и качественные автомобильные дороги; демография; жилье и городская среда; здравоохранение; культура; образование; экология.

Целью данного исследования является рассмотрение вопросов решения проблем социальной триады «демография – занятость – доходы».

В основе этой проблемной триады, безусловно, лежит проблема доходов.

Реальные располагаемые доходы населения, согласно данным Росстата [2], падают с 2014 г.:

– в 2014 г. – на 0,7%;

– в 2015 г. – на 3,2%;

– в 2016 г. – на 5,9%;

– в 2017 г. – на 1,7%;

– в 2018 г. – на 0,2%.

Причем падение продолжается и в 2019 г. Реальные располагаемые доходы населения в России в январе 2019 г. по сравнению с январем 2018-го г. сократились на 1,3% [2]. На этом фоне доклады Росстата о том, что среднемесячная зарплата в январе 2019 г. в номинальном выражении выросла на 5,2%, а в реальном выражении (с поправкой на инфляцию) – на 0,2% [2] выглядят неубедительно.

В этой связи также показательным является принятие Государственной думой в первом чтении законопроекта о повышении пенсий сверх прожиточного минимума [3].

Принятие данного закона предусматривает изменение порядка расчета пенсий для малообеспеченных пенсионеров, согласно которому [4]:

– малообеспеченные пенсионеры в России смогут получать социальные доплаты к пенсии сверх величины прожиточного минимума;

– сумму индексации пенсии и ежемесячных денежных выплат исключат из подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера.

Ожидается, что перерасчет пенсий в соответствии с новым законопроектом будет осуществлен до июля 2019 г. и коснется 12% неработающих пенсионеров.

Законопроект о повышении пенсий сверх прожиточного минимума вытекает из поручения Президента Российской Федерации Правительству пересмотреть порядок повышения пенсий [3].

Президент Российской Федерации, констатируя, что россияне, получающие минимальную пенсию, ««чувствуют себя обманутыми», так как не получили никакой прибавки от январской индексации, в частности, поручил [4]:   

– пересчитать пенсии: довести их до уровня регионального прожиточного минимума (если они сейчас ниже этой величины), а уже повышенный размер выплаты проиндексировать на 7,05%;

– произвести перерасчет «задним числом» с 1 января 2019 г.  и компенсировать то, что не доплатили в январе и феврале;

– в таком же порядке индексировать пенсии и в дальнейшем – чтобы не оказывалось так, что пенсионеры не ощущают, что их пенсии индексируются.

Но вопрос пенсионного обеспечения напрямую связан с вопросом занятости. Поскольку именно работающие сегодня граждане формируют фонд средств для выплаты неработающим пенсионерам.

В частности, глава Пенсионного фонда России А. Дроздов заявил, что на предусмотренную новым законопроектом индексацию минимальных пенсий в ближайшие 6 лет дополнительно потребуется около 150 млрд руб. [4].   

Если рассматривать вопрос занятости, то с формальных позиций картина благоприятна. Уровень безработицы в России с 2012 г. не превышает 6% (рис. 1) [5], а в декабре 2018 г. составил (без исключения сезонного фактора) 4,8% [6].

Однако, если обратиться к фактической стороне вопроса, то, согласно данным Росстата [7], в России в 2018 г. количество самозанятых составило 22 млн работоспособных граждан при общей численности рабочей силы в стране (граждане в возрасте 15 лет и старше) –  76,3 млн чел. [6]. То есть количество самозанятых граждан в России составляет почти 29% от общего числа работоспособных граждан. Все самозанятые граждане, работающие «на себя», по сути, представляют теневой сектор экономики. И, по данным Росстата, их доходы составили в 2018 г. 16% ВВП [7].

Среди основных причин, по которым граждане выбирают самозанятость, минуя официальное оформление своей трудовой деятельности, традиционно выделяют [7] 

– возможность избежать налогообложения;

– отсутствие необходимости предоставлять отчетность внешним структурам;

– отсутствие подчиненности;

– возможность самостоятельно планировать свою трудовую деятельность;

– получение дополнительного заработка без дополнительных формальностей и т.д.

При этом традиционно умалчиваются два действительно ключевых фактора, приводящих к самозанятости как к масштабному социально-экономическому явлению.

Во-первых, это огромное количество россиян, которые живут за чертой бедности.

Если, согласно данным Росстат, количество россиян, доходы которых ниже величины прожиточного минимума составляет более 20 млн чел., или около 13,6% населения страны (рис. 2) [8], то эксперты Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ИНСАП РАНХиГС), использующие в дополнение к монетарному методу оценки количества бедных депривационный (от лат. deprivatio – потеря, лишение), называют цифру в 36 млн чел. [9], что составляет почти четверть населения страны (24,5%). И с этой позицией нельзя не согласиться, поскольку такие составляющие, как [9]: возможность иметь достойные жилищные условия, поддерживать свое здоровье, приобретать необходимое имущество, наличие возможностей для обеспечения образования и развития детей, возможность нормально питаться, возможности социальной интеграции и отсутствие систематического стеснения финансового положения и могут дать оценку наличия или отсутствия бедности.

Опора же на потребительскую корзину, определяющую сегодня прожиточным минимумом, как на мерило уровня бедности, дает оценку, по сути, только в части возможностей граждан нормально питаться.

Но даже если говорить не о 36 млн бедных, а о 20 млн, то для того, чтобы обеспечить возможность нормально питаться, те, кто оказался за чертой бедности, просто вынуждены либо развивать домашнее (натуральное) хозяйство (выращивать сельхоз. продукты и разводить домашний скот), либо искать дополнительные источники заработка.

Во-вторых, граждане выбирают самозанятость в силу отсутствия необходимого объема адекватных предложений работы. Две трети бедных граждан имеют работу, но с очень низким уровнем оплаты [8]. Иначе говоря, это результат дефицита рабочих мест с условиями, способными обеспечить выход граждан за порог бедности без деприваций.  

Исходя из проблем с доходами и занятостью, возникают и проблемы с демографией.

В 2018 г. население России сократилось [10]. Фактически это означает, что приток мигрантов, являющихся, как правило, низкоквалифицированной рабочей силой, уже не покрывает ни естественную убыль населения, ни отток, как правило, высококвалифицированных российских кадров за рубеж.

Так, по данным медиаресурса «Проект», например, в 24 страны, по которым доступны зарубежные данные на 2016 г., из России выехало в 6 раз больше людей, чем говорят в Росстате (рис. 3) [11].

Согласно данным ООН, Россия находится на третьем месте в мире по числу «потерь» своих граждан из-за эмиграции. По состоянию на 2017 г., в мире проживало 10,6 млн чел., покинувших Россию. Больше покинуло свою страну только жителей Индии (16,6 млн чел.) и Мексики (12,9 млн чел.) [11]. По числу эмигрантов Россия опережает даже Китай (9,9 млн чел.). Но населения в Китае на порядок больше, чем в России (примерно 1,4 млрд чел. на 2017 г.). Так что 7% эмигрантов от всего населения России или примерно 4% от общего числа эмигрантов из всех стран мира [11] – это огромная цифра.

В этом смысле вывод, сделанный в докладе Комитета гражданских инициатив на тему «Эмиграция из России в конце 20 - начале 21 века» [12] о том, что «для России эмиграция приобретает опасный характер из-за потерь демографического, социально-экономического и интеллектуального капитала» [13] выглядит системно угрожающим.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что ключ к решению проблем социальной триады «демография – занятость – доходы» лежит в обеспечении благоприятных условий для создания дополнительных рабочих мест, обеспечивающих рост занятости и конкуренции.

К сожалению, в настоящее время в России наблюдается отрицательная динамика доли частного бизнеса. По оценкам Федеральной антимонопольной службы доля государства в национальной экономике превысила 70% [14].

Выполненный ранее анализ роста числа «смертей» организаций, согласно модели жизненного цикла по Дж. Гарднеру [15], наглядно показал, что «гибели» больше подвержены частные компании (в том числе крупные): «Трансаэро», «ВИМ-Авиа», «Открытие», «Бинбанк» и др.

Сокращение конкуренции в различных секторах и отраслях экономики ведет к сокращению конкуренции и к сокращению числа рабочих мест. Как следствие, сокращаются доходы граждан, снижается покупательная способность, происходит перетекание части рабочей силы в теневой сектор экономики, а части – к эмиграции. Все эти факторы одновременно негативно сказываются на демографии.  

           

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda». V redakcii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 19.07.2018 g. N 444)

2. Real'nye dohody rossiyan snova upali. https://lenta.ru/news/2019/02/19/assets/

3. Polnyy pereraschet: Gosduma menyaet pensii. https://www.gazeta.ru/business/2019/03/12/12238237.shtml

4. Gotov zakonoproekt o pereraschete pensii sverh prozhitochnogo minimuma. https://pred-pensioner.ru/2019/02/25/gotov-zakonoppoek-o-pereraschete-pen/

5. Struktura zanyatosti naseleniya Rossii Istochnik: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zanyatost-naseleniya-rossii.html

6. Zanyatost' i bezrabotica v Rossiyskoy Federacii v dekabre 2018 goda (po itogam obsledovaniya rabochey sily). http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/13.htm

7. Skol'ko v Rossii samozanyatyh grazhdan - dannye Rosstat. https://evle.ru/samozanyatyj/skolko-v-rossii-samozanyatyh-grazhdan-dannye-rosstat

8. Uroven' bednosti v Rossii Istochnik: https://visasam.ru/russia/goroda/bednost-v-rossii.html

9. Bednost' v Rossii: desyatki millionov za chertoy. https://www.gazeta.ru/business/2018/05/09/11745109.shtml?updated

10. God so znakom minus: pochemu vpervye za 10 let sokratitsya naselenie Rossii. https://www.rbc.ru/economics/20/12/2018/5c1b70829a7947f16ebceb04

11. Rosstat v neskol'ko raz zanizil dannye ob emigracii rossiyan. http://www.forumdaily.com/rosstat-v-neskolko-raz-zanizil-dannye-ob-emigracii-rossiyan/

12. Komitet Kudrina predstavil doklad ob urovne emigracii. http://visaeuro.pe/article/iz-rossii-uezzhaet-v-razyi-bolshe-lyudej-chem-uchityivaet-statistika.html

13. Iz Rossii uezzhaet v razy bol'she lyudey, chem uchityvaet statistika. https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/10/06/659896-iz-rossii-uezzhaet

14. FAS zayavila o kontrole gosudarstva nad 70% rossiyskoy ekonomiki. https://www.rbc.ru/economics/29/09/2016/57ecd5429a794730e1479fac

15. Tebekin A.V. Upravlenie strategiey biznesa organizacii na osnove modeli zhiznennogo cikla Dzh. Gardnera. // Strategii biznesa. - 2018. - № 5 (49). - S. 3-10.

Login or Create
* Forgot password?