PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF FREEDOM AND RESPONSIBILITY IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY: TO THE XXVII INTERNATIONAL CHRISTMAS EDUCATIONAL READINGS — 2019
Abstract and keywords
Abstract (English):
The importance and timeliness of the topic of the International Christmas Educational Readings in 2019 "Youth: Freedom and Responsibility" is obvious and significant. This should be especially noted in the context of complex socio-political, economic, spiritual, moral and ethical relations of the modern world, the main potential resource of which is youth. Socio-psychological, civil formation of the younger generation has historically always been fraught with serious difficulties, and now the problems of a psychological, moral and ethical nature have been aggravated by the intensification of a hostile information policy directed against Russia, the traditional national values of the national culture. Contradictions and the increasing aggressiveness of the information space often prevent young people from understanding the current events and impede the process of social and political socialization of young people. This phenomenon, which is legitimately described as an open ideological intervention. It is difficult, first of all, to oppose the most psychologically vulnerable contingent - youth and youth - but perhaps with the consolidated efforts of representatives of the humanitarian educational sphere. A significant role in shaping public consciousness belongs to the content of all areas of educational and pedagogical activity, thanks to which youth policy becomes an essential component of both the socio-demographic policy of the state and the value vector of its ideological development.

Keywords:
youth, education, spiritual and moral values, national culture, freedom, responsibility, choice, spirituality, socialization of youth, education, pedagogical activity, philosophy.
Text

Актуальность историко-философского исследования обусловлена насущными для современного российского общества задачами осмысления важнейших приоритетов, сохранения и развития национальных традиций отечественной педагогической культуры с целью повышения нравственного уровня молодежи, ее духовной зрелости, философской и историко-культурной компетентности. Реализация этой цели особенно важна в контексте обучения и воспитания молодого поколения России как духовного и интеллектуального потенциала нашей страны, ее творческого, созидательного фонда. Проблема заключается в противоречии разных философских и психологических подходов к пониманию и интерпретации важнейших онтологических категорий свободы и ответственности в сложных условиях нравственного выбора представителей современного молодого поколения России и, вместе с тем, необходимости поиска духовно-нравственных оснований для принятия ответственных самостоятельных решений развивающейся личности. Методы — историко-философский анализ; контент-анализ; метод историко-культурологического исследования; диалектический метод; метод критической рефлексии; герменевтический метод; метод исторической ретроспекции. Результаты и их обсуждение. В условиях реальной угрозы прогрессирующей нравственной деградации части общества и в целях улучшения морального климата в нем вопросом национального выживания становится приобщение детей и юношества к основополагающим нравственным ценностям отечественной культуры, в пользу которых — в условиях широко понимаемой свободы — молодым людям нелегко принять самостоятельное, осмысленное, ответственное решение. При этом именно представителям юного поколения бывает особенно трудно соотнести проявление реализуемой свободы, часто понимаемой как своеволие, и ответственности как неизбежной платы за сделанный выбор. Приступая к обсуждению важнейших аспектов человеческого бытия, следует обратиться к содержанию и сущности понятий «свобода» и «ответственность», осмысление и неоднозначная интерпретация которых на протяжении тысячелетий позволяют человечеству определять цели, смыслы и ценности своего существования в разных философских парадигмах. Владимир Иванович Даль трактует свободу как собственную волю индивида, простор и возможность человека действовать по своему усмотрению.

References

1. Berdyaev N.A. Filosofiya svobody [Tekst] / N.A. Berdyaev. - M.: AST, 2005.

2. Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta [Tekst] / I.A. Il'in. - M.: Russkaya kniga, 2002.

3. Sartr Zh.-P. Ekzistencializm - eto gumanizm [Tekst] / Zh.-P. Sartr. - M.: Vagrius, 2006.

4. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Tekst] / V. Frankl. - M.: Progress, 1990.

5. Hrestomatiya po istorii filosofii [Tekst] / Sost. Yu.I. Shpil'kin. - Shimkent, 2012.

6. Shafazhinskaya N.E. Etnopsihologicheskie i duhovnye proyavleniya rossiyskogo kazachestva v sisteme mezhkul'turnyh kommunikaciy [Tekst] / N.E. Shafazhinskaya // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. - 2013. - № 3. - S. 21-24.

7. Shishov S.E. Obrazovanie kak cennost': struktura i smysly [Tekst] / S.E. Shishov // Cennosti i smysly. - 2010. - № 2.

Login or Create
* Forgot password?