VALUE ORIENTATIONS OF THE POPULATION OF THE ARCTIC TERRITORIES OF THE ARKHANGELSK REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of a study of the value system of the population of the Arkhangelsk region, conducted in the framework of monitoring the socio-psychological and socio-cultural situation in the Arctic zone of the Russian Federation. The classical approach of the American social psychologist Milton Rokich was used as a methodological and methodological basis. The general population of the research is represented by the cumulative population of a number of territories of the Arkhangelsk region included in the Arctic zone of the Russian Federation: City District "Arkhangelsk", City District "Novodvinsk", City District "Severodvinsk", Mezensky Municipal District, Onezhsky Municipal District, Primorsky Municipal District. The sample population is represented by the population of the study areas aged 18 years and older. Research methods: a mass questionnaire survey of the population (sample size - 408 people, the confidence interval was no more than ± 5%) and an expert survey on the method of semi-structured interviews (representatives of the education sector and cultural and leisure activities - 15 people in total).

Keywords:
sociocultural situation; value orientation; terminal values; instrumental values; mentality.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Важность изучения региональных особенностей системы ценностей населения современной России, в первую очередь, связана с проблемой интеграции жителей российских регионов в единый социальный организм на основе общих базовых ценностей и общей гражданской идентичности. Каждый регион представляет собой особый социокультурный комплекс со специфической для его населения системой образов мира, ценностной иерархией, представлениями о взаимоотношениях региона с Центром, государством в целом. На этой основе формируются определенные поведенческие паттерны и модель жизненного уклада, своеобразный «микрокосм с нечеткими границами, жители которого обладают особым менталитетом» [1]. В разных регионах эти модели могут заметно отличаться друг от друга и в каких-то своих элементах даже вступать в противоречие с нормами доминирующей (национальной) культуры. Для преодоления рисков культурной дезинтеграции и поиска общих аксиологических основ социальной жизни и необходимо изучать дифференциацию ценностных ориентаций в различных регионах с последующим компаративным анализом. В настоящей статье будут представлены некоторые результаты эмпирического исследования системы ценностей жителей арктических территорий Архангельской области.

В рамках мониторинга социально-психологической и социокультурной ситуации в Арктической зоне Российской Федерации было проведено исследование системы ценностей населения Архангельской области [2]. В качестве методико-методологической основы использовался классический подход американского социального психолога М. Рокича. Его методика предполагает разделение ценностей на два класса: терминальные, отражающие целевые установки индивидов (т.е. то, чего они хотят достигнуть), и инструментальные, через которые выражается представление об одобряемых средствах достижения жизненных целей. Для отечественных реалий методика Рокича была адаптирована А. Гоштаусом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым [3]. Перечень ценностей обоих классов представлен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень ценностей (М. Рокич)

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

Активная деятельная жизнь

Аккуратность (умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)

Жизненная мудрость (здравый смысл, жизненный опыт)

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

Здоровье (физическое и ментальное)

Высокие запросы, притязания

Интересная работа

Жизнерадостность, чувство юмора

Красота природы и искусства

Исполнительность, дисциплинированность

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Независимость, самостоятельность

Материально обеспеченная жизнь

Непримиримость к недостаткам

Наличие хороших и верных друзей

Образованность

Общая хорошая обстановка в стране, обществе, сохранение мира между народами

Ответственность

Общественное признание (уважение окружающих, коллег по работе)

Рациональность (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

Познание (возможность расширения своего образования, общей культуры)

Самоконтроль

Равенство между людьми (равные возможности)

Смелость в отстаивании своих взглядов

Самостоятельность (независимость в суждениях и оценках)

Твердая воля (умение настоять на своем)

Свобода (независимость в поступках и действиях)

Терпимость (к мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, готовность к компромиссу)

Счастливая семейная жизнь

Широта взглядов (умение понимать и уважать чужую точку зрения, чужие вкусы)

Творчество

Честность

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Эффективность в делах, трудолюбие

Удовольствия (развлечения, приятное времяпрепровождение)

Чуткость, заботливость

 

Генеральная совокупность исследования представлена совокупной численностью населения ряда территорий Архангельской области, вошедших в состав Арктической зоны Российской Федерации: Городской округ «Архангельск», Городской округ «Новодвинск», Городской округ «Северодвинск», Мезенский муниципальный район, Онежский муниципальный район, Приморский муниципальный район. Выборочная совокупность представлена населением исследуемых территорий в возрасте от 18 лет и старше. Методы исследования: массовый анкетный опрос населения (объем выборки – 408 чел., доверительный интервал составил не более ± 5%) и экспертный опрос по методике полуструктурированного интервью (в качестве экспертов выступили представители сферы образования и культурно-досуговой деятельности – всего 15 чел.).

По результатам проведенного нами исследования преобладающие терминальные ценности для населения Арктической зоны Архангельской области – семья, дети (80%), здоровье (78%), любовь, отношения, мир и безопасность (67–68%) (рис. 1). При этом семейные ценности выступают приоритетом, в большей степени среди женщин (86%), 50–59 лет (92%), категория «здоровье» также выделяется, как наиболее важная в этой возрастной категории (94%), но без значимых гендерных различий.

Наименее популярны такие терминальные ценности как: общественное признание, творчество, хобби, удовольствие, развлечения, повышение образования и общей культуры (рис. 1).

Согласно результатам опроса большинство респондентов относят себя к категории людей, которым собственных доходов хватает лишь на продукты питания и одежду (47%). Таким образом, основной заботой большей части населения является удовлетворение первичных потребностей (пища, жилье, одежда), ресурсов же, например, для саморазвития уже недостаточно.

Комментарий эксперта – преподавателя в университете[1]:

«К сожалению, бывает, что, особенно в сельской местности, уровень как-то совершенно далек от того, чтобы больше узнавать, развиваться, что-то новое познавать люди обычно. Ну, вот есть Пирамида Маслоу – потребность, и она очень сильно зависит от материального достатка, то есть если материальный достаток невысок, то в первую очередь о том, чтобы поесть, одеться и жить в тепле, дальше человек уже не поднимается. Ну вот поэтому для того, чтобы задумались о духовном, о культуре надо для того, чтобы у человека обязательно должно быть жильё, должна быть работа вот в первую очередь вот это, то есть если будет доход, доход будет определенный, на определенном жизненном этапе человек сам подойдет, потому что ему это нужно, а если он находится на грани выживания, то очень часто поворота не произойдет в его жизни».

 

Отвечая на вопрос «Чем Вы обычно предпочитаете заниматься в свободное время?», большинство респондентов отметили, что ежедневно общаются с родственниками (53%) и друзьями (44%), посещают интернет-сайты и социальные сети (42%) и слушают музыку (36%). При этом никогда не посещают кружки по интересам (76%), ночные клубы (65%), не играют в компьютерные игры (62%), не участвуют в общественно-политических мероприятиях (59%) (рис. 3).

При этом чувство скуки испытывают редко 50% и никогда 16%, а каждый день только 3%. Из невоплощенных в жизнь желаний лидируют: путешествия – 62%, изучать иностранные языки (37%) и преобразовывать свой дом (33%). Основными причинами, помешавшими реализации задуманного (открытый вопрос), респонденты называют нехватку финансов, времени и лень.

Комментарий эксперта – сотрудника библиотеки.

«Мне кажется, что люди – они сейчас как-то стали меньше это все ценить и меньше интересоваться культурными ценностями, потому что раньше, в советское время, люди были более, мне кажется… ходили на разные выставки, в кино ходили. Сейчас, конечно, ходят в кино. Но, допустим, на выставки ведь ходит какой-то определенный сегмент людей. Потому что сейчас чтобы, допустим, посетить какую-то хорошую выставку, нужны немалые деньги. Они не у всех может быть есть. Человек, например, и хочет, может, сходить там посмотреть в Третьяковскую галерею. Но у него просто нет средств, допустим, чтобы выехать в Санкт-Петербург и посмотреть на картины».

Комментарий эксперта – театрального критика

«Вот то, что сейчас резкое повышение цен случилось в наших архангельских театрах, они, по-моему, немножечко переоценили свои возможности. Т.е. они почувствовали, что театр набирает популярность и театр хорошо заполнялся, и вот они решили сразу резко поднять и тем самым свое материальное благополучие... Здесь, по-моему, они финансово проиграли, потому что это вот видно иногда по наполняемости, но премьера, она премьера и есть. А вот рядовой спектакль - посещение немножечко страдает. Ну оно, если есть традиция. Вот те города, в которых всегда традиционно был оперный театр, он и существует. У людей есть привычка, у людей есть интерес, и воспитано поколение публики. У нас в Архангельске так не сложилось, у нас стационарного музыкального театра не было».

 

Из набора инструментальных ценностей наиболее популярны среди опрошенных – требовательность к себе, окружающим (86%) и воспитанность, вежливость (66%). Наименее важны, по мнению респондентов: настойчивость, твердость характера, чуткость, заботливость (8%) и амбициозность, желание добиться успеха (11%) (рис. 4).

Анализируя полученные данные, на наш взгляд, стоит обратить внимание на менталитет северян. Можно выделить два уровня ментальных различий: центр – провинция и север – юг. В сравнении с центром (Москва, Санкт-Петербург) северный регион отличается большей консервативностью мышления в восприятии людей и событий. Большая часть населения в основном занята выживанием и ценит семью, друзей, традиции. На прочее же, например, хобби, общественное признание, саморазвитие уже не хватает ресурсов – ни внутренних, ни внешних. По мнению экспертов, среди различий в ментальности северных и южных регионов, можно отметить определенную замкнутость северян, надежду, прежде всего, только на самого себя. При этом большинство респондентов отметили, что довольно редко испытывают постоянное чувство скуки, что указывает на самодостаточность, и находят достаточно понимания среди членов семьи и друзей.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ (№ гос. регистрации проекта - АААА-А19-119020490098-1).

 

 

[1] Здесь и далее в комментариях приводится прямая речь экспертов с сохранением лексических и грамматических особенностей

References

1. Busygina I.M. Konceptual'nye osnovy evropeyskogo regionalizma // Regionalizm i regiony v stranah Zapada i Rossii. M.: Interdialekt. - 2001. - S. 8-18.

2. Maksimov A.M., Malinina K.O. , Blynskaya T.A., Balickaya S.M. Metodologicheskie i metodicheskie aspekty izucheniya social'nogo samochuvstviya naseleniya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii v kontekste ego cennostnyh orientaciy // Arktika i Sever. - 2017. - № 29. - S. 57-73.

3. Samoregulyaciya i prognozirovanie social'nogo povedeniya lichnosti: Dispozicionnaya koncepciya. M.: CSPiM, 2013. - 376 s.

Login or Create
* Forgot password?