PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A PERSPECTIVE INSTRUMENT OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF AN ECONOMIC ENTITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article public-private partnership considered as an instrument of strategic development of an economic entity, analyzed the emergence and necessity of using public-private partnership in the conditions of market and state failure.

Keywords:
public-private partnership, strategic development of an economic entity, instrument, market failures, state failures.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Научный руководитель:

Полякова А.Г.

д-р экон. наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)

e-mail: agpolyakova@mail.ru

В современных условиях функционирования экономической системы назревает потребность в формировании партнерских отношений между государством и бизнесом. Данная потребность обуславливается существующими провалами как со стороны государства, так и со стороны рынка.

Под провалами рынка понимается ситуация, при которой рынок становится неэффективным, то есть не может осуществить реализацию определенного набора услуг.

К рыночным провалам относятся:

  • несовершенная конкуренция, а именно: монопольное положение на рынке, олигополия, монопсония;
  • воздействие внешних эффектов, например, загрязнение окружающей среды;
  • асимметрия информации.

В противовес провалам рынка выступают провалы государства, которые заключаются в том, что государство становится не способным обеспечить эффективное использование ресурсов для решения государственных задач.

В качестве провалов выступают:

  • ограничение информации;
  • несовершенство политического процесса;
  • бюрократия;
  • проблемы осуществления контроля государственного аппарата.

На стыке возникновения провалов появляется необходимость поиска такого инструмента, который способен восполнить существующие провалы и обеспечить реализацию общественно значимых задач. Таким инструментом сегодня становится государственно-частное партнерство, которое представляет собой взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса при решении ключевых вопросов развития различных сфер:

  • социальной (здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм);
  • транспортной (автомобильные дороги, железные дороги, аэропорты, метрополитен);
  • коммунальной (водоснабжение и водоотведение, утилизация твердых коммунальных отходов, благоустройство территорий);
  • энергетической (энергоснабжение, наружное освещение) и пр.         

Самым масштабным проектом государственно-частного партнерства на сегодняшний день в Российской Федерации является проект строительства школ и дошкольных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе. В 2018–2020 гг. планируется реализация проекта по строительству 7 общеобразовательных школ, в рамках которого будет осуществлена поддержка деятельности организаций малого и среднего бизнеса в области дошкольного и школьного образования. В конце 2018 г. уже будут введены в эксплуатацию детский сад в г. Сургут, а также школа-детский сад в поселке Высокий Мыс Сургутского района.

При объединении сил и возможностей двух партнеров – государственного и частного – происходит решение возникших в обществе проблем социально-экономического характера, при этом каждая сторона преследует свои интересы. Государству становится важно осуществить реализацию услуг, которые государство не может предоставить населению в полном объеме. Далее возникает вопрос: что же становится важным для частного партнера?

Любой хозяйствующий субъект функционирует с определенной для себя целью. В отечественном законодательстве под хозяйствующим субъектом понимается «коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход» [4].

Создание организации, помимо формулирования цели, сопровождается формированием миссии, видения, стратегического плана развития. Стратегия позволяет организации шаг за шагом идти к своей цели, понимать и предугадывать возможные преграды, которые могут возникать на пути к достижению цели, учитывать влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации.

На стратегическое развитие хозяйствующего субъекта благоприятно будет сказываться партнерство с государством. Публичный партнер, привлекая к сотрудничеству частную сторону, должен создать предпосылки для дальнейшего развития хозяйствующего субъекта, а именно:

  • создать условия, стимулирующие привлечение хозяйствующих субъектов к участию в проектах;
  • обеспечить гарантии реализации совместных проектов;
  • снять административные барьеры, препятствующие созданию проекта;
  • создать налоговые преференции осуществления деятельности: ввести льготную систему налогообложения, налоговые каникулы, упростить процедуру регистрации предприятий;
  • обеспечить  нормативно-правовое регулирование реализации проектов;
  • разделить пропорционально риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта, а также создать равноправные условия участия для обеих сторон;
  • обеспечить консультационное, методическое, информационное сопровождение  проектов;
  • обеспечить финансовое стимулирование бизнеса в тех сферах, где существуют серьезные  проблемы, и государство самостоятельно не может решить их, или в тех сферах, которые являются для бизнеса наименее привлекательными.

Заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев отмечает: «Для бизнеса государство выступает гарантом, залогом уверенности, что проект будет реализован, что сняты административные барьеры и есть "зеленый свет".  Этим государственно-частное партнерство и выгодно бизнесу. Кроме этого, государственно-частное партнерство предполагает и меры налогового и неналогового стимулирования, иные способы поддержки» [1].

По своей сути, данные условия являются обязанностями государственного партнера, которые предопределяют стратегический успех частного партнера и реализации проектов государственно-частного партнерства в целом. Ситуация оказывается двухсторонней: государство, обеспечивая благоприятные условия для бизнеса, стимулирует его развитие, а бизнес, в свою очередь, обеспечивает развитие проекта государственно-частного партнерства, за счет чего обеспечивается решение общественно значимых задач, обязанности по решению которых возложены на государство (рис. 1).

Таким образом, государственно-частное партнерство становится ключевым инструментом стратегического и всестороннего развития хозяйствующих субъектов, что в свою очередь способствует развитию общественной инфраструктуры и решению общественно значимых задач.

References

1. GChP: biznes zhdut v tradicionnyh sferah otvetstvennosti gosudarstva [Elektronnyy resurs] // Professional. Delovoe izdanie: ezhemes. zhurnal. - 2016. - 24 avg. - URL: http://proftula.ru/articles/300/36964/ (data obrascheniya 03.11.2018).

2. Innovacionnyy menedzhment: uchebnoe posobie dlya vuzov / L.N. Rudneva [i dr.]. - Tyumen': TIU, 2016.

3. Kolmakov V.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument kapitalizacii i naraschivaniya imuschestvennogo bazisa hozyaystvuyuschih sub'ektov. // Vestnik ekonomicheskoy integracii. - 2013. - № 12 (69). - S. 44-48.

4. O zaschite konkurencii: Feder. zakon Ros. Federacii ot 26.07.2006 N 135-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federacii 8 iyulya 2006 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 14 iyulya 2006 g. [Elektronnyy resurs]: Konsul'tantPlyus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (data obrascheniya 25.10.2018).

5. Polyakova A.G. Upravlenie sobstvennost'yu kak ekonomicheskoy osnovoy prostranstvennogo razvitiya: suschnost', konceptual'nye osnovy, mehanizm. Tyumen': TGNGU, 2006.

6. Polyakova A.G., Kolmakov V.V. Scenarnyy prognoz razvitiya real'nogo sektora i social'noy sfery v usloviyah GChP. // Global'nyy nauchnyy potencial. - 2016. - № 11 (68). - S. 43-47.

7. Regional'naya ekonomika (v shemah i tablicah): uchebnoe posobie dlya vuzov / L.N. Rudneva [i dr.]. Tyumen': TIU, 2016.

8. Simarova I.S., Kolmakov V.V. Razvitie regiona na osnove mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. // Nauka i biznes: puti razvitiya. - 2014. - № 6 (36). - S. 47-51.

9. Teoriya i metodologiya organizacii i upravleniya ekonomicheskimi sistemami. / I.A. Liman [i dr.]. Tyumen', Ist Konsalting. 2010.

10. Teoriya i praktika upravleniya finansovoy deyatel'nost'yu. / V.V. Kookueva [i dr.]. - M: MESI, Ist Konsalting, 2013.

11. Centr razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF. Rekomendacii po realizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sub'ektah Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs]: Korporaciya investicionnogo razvitiya Smolenskoy oblasti. - 2013. - URL: https://corp.smolinvest.com/attachments/article/91/Rekomendacii%20po%20realizaciyu%20GChP-proektov%20v%20sub'ektah%20RF.pdf (data obrascheniya 03.11.2018).

12. Akhmetshin E.M., Kovalenko K.E., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G. etc. ApproachesToSocialEntrepreneurshipInRussiaAnd Foreign Countries // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. T. 21. № 2S. S. 1-10.

13. Chub A.A., Polyakova A.G. Integral valuation of sustainability of regional social and economic systems' development // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018. T. 5. № 1.4. S. 443-450.

14. Polyakova A.G., Akhmetshin E.M., Goloshchapova L.V., Rakhmeeva I.I., Noeva E.E., Rakovsky V.I. A Model of Regional Economic Space Modernization // European Research Studies Journal. 2018. T. 21. № S2. S. 624-634.

Login or Create
* Forgot password?