ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье в качестве инструмента стратегического развития хозяйствующего субъекта рассмотрено государственно-частное партнерство, проанализированы возникновение и необходимость применения государственно-частного партнерства в условиях провала рынка и государства.

Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, стратегическое развитие хозяйствующего субъекта, инструмент, провалы рынка, провалы государства.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Научный руководитель:

Полякова А.Г.

д-р экон. наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)

e-mail: agpolyakova@mail.ru

В современных условиях функционирования экономической системы назревает потребность в формировании партнерских отношений между государством и бизнесом. Данная потребность обуславливается существующими провалами как со стороны государства, так и со стороны рынка.

Под провалами рынка понимается ситуация, при которой рынок становится неэффективным, то есть не может осуществить реализацию определенного набора услуг.

К рыночным провалам относятся:

  • несовершенная конкуренция, а именно: монопольное положение на рынке, олигополия, монопсония;
  • воздействие внешних эффектов, например, загрязнение окружающей среды;
  • асимметрия информации.

В противовес провалам рынка выступают провалы государства, которые заключаются в том, что государство становится не способным обеспечить эффективное использование ресурсов для решения государственных задач.

В качестве провалов выступают:

  • ограничение информации;
  • несовершенство политического процесса;
  • бюрократия;
  • проблемы осуществления контроля государственного аппарата.

На стыке возникновения провалов появляется необходимость поиска такого инструмента, который способен восполнить существующие провалы и обеспечить реализацию общественно значимых задач. Таким инструментом сегодня становится государственно-частное партнерство, которое представляет собой взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса при решении ключевых вопросов развития различных сфер:

  • социальной (здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм);
  • транспортной (автомобильные дороги, железные дороги, аэропорты, метрополитен);
  • коммунальной (водоснабжение и водоотведение, утилизация твердых коммунальных отходов, благоустройство территорий);
  • энергетической (энергоснабжение, наружное освещение) и пр.         

Самым масштабным проектом государственно-частного партнерства на сегодняшний день в Российской Федерации является проект строительства школ и дошкольных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе. В 2018–2020 гг. планируется реализация проекта по строительству 7 общеобразовательных школ, в рамках которого будет осуществлена поддержка деятельности организаций малого и среднего бизнеса в области дошкольного и школьного образования. В конце 2018 г. уже будут введены в эксплуатацию детский сад в г. Сургут, а также школа-детский сад в поселке Высокий Мыс Сургутского района.

При объединении сил и возможностей двух партнеров – государственного и частного – происходит решение возникших в обществе проблем социально-экономического характера, при этом каждая сторона преследует свои интересы. Государству становится важно осуществить реализацию услуг, которые государство не может предоставить населению в полном объеме. Далее возникает вопрос: что же становится важным для частного партнера?

Любой хозяйствующий субъект функционирует с определенной для себя целью. В отечественном законодательстве под хозяйствующим субъектом понимается «коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход» [4].

Создание организации, помимо формулирования цели, сопровождается формированием миссии, видения, стратегического плана развития. Стратегия позволяет организации шаг за шагом идти к своей цели, понимать и предугадывать возможные преграды, которые могут возникать на пути к достижению цели, учитывать влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации.

На стратегическое развитие хозяйствующего субъекта благоприятно будет сказываться партнерство с государством. Публичный партнер, привлекая к сотрудничеству частную сторону, должен создать предпосылки для дальнейшего развития хозяйствующего субъекта, а именно:

  • создать условия, стимулирующие привлечение хозяйствующих субъектов к участию в проектах;
  • обеспечить гарантии реализации совместных проектов;
  • снять административные барьеры, препятствующие созданию проекта;
  • создать налоговые преференции осуществления деятельности: ввести льготную систему налогообложения, налоговые каникулы, упростить процедуру регистрации предприятий;
  • обеспечить  нормативно-правовое регулирование реализации проектов;
  • разделить пропорционально риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта, а также создать равноправные условия участия для обеих сторон;
  • обеспечить консультационное, методическое, информационное сопровождение  проектов;
  • обеспечить финансовое стимулирование бизнеса в тех сферах, где существуют серьезные  проблемы, и государство самостоятельно не может решить их, или в тех сферах, которые являются для бизнеса наименее привлекательными.

Заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев отмечает: «Для бизнеса государство выступает гарантом, залогом уверенности, что проект будет реализован, что сняты административные барьеры и есть "зеленый свет".  Этим государственно-частное партнерство и выгодно бизнесу. Кроме этого, государственно-частное партнерство предполагает и меры налогового и неналогового стимулирования, иные способы поддержки» [1].

По своей сути, данные условия являются обязанностями государственного партнера, которые предопределяют стратегический успех частного партнера и реализации проектов государственно-частного партнерства в целом. Ситуация оказывается двухсторонней: государство, обеспечивая благоприятные условия для бизнеса, стимулирует его развитие, а бизнес, в свою очередь, обеспечивает развитие проекта государственно-частного партнерства, за счет чего обеспечивается решение общественно значимых задач, обязанности по решению которых возложены на государство (рис. 1).

Таким образом, государственно-частное партнерство становится ключевым инструментом стратегического и всестороннего развития хозяйствующих субъектов, что в свою очередь способствует развитию общественной инфраструктуры и решению общественно значимых задач.

Список литературы

1. ГЧП: бизнес ждут в традиционных сферах ответственности государства [Электронный ресурс] // Professional. Деловое издание: ежемес. журнал. - 2016. - 24 авг. - URL: http://proftula.ru/articles/300/36964/ (дата обращения 03.11.2018).

2. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / Л.Н. Руднева [и др.]. - Тюмень: ТИУ, 2016.

3. Колмаков В.В. Государственно-частное партнёрство как инструмент капитализации и наращивания имущественного базиса хозяйствующих субъектов. // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 12 (69). - С. 44-48.

4. О защите конкуренции: Федер. закон Рос. Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 25.10.2018).

5. Полякова А.Г. Управление собственностью как экономической основой пространственного развития: сущность, концептуальные основы, механизм. Тюмень: ТГНГУ, 2006.

6. Полякова А.Г., Колмаков В.В. Сценарный прогноз развития реального сектора и социальной сферы в условиях ГЧП. // Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 11 (68). - С. 43-47.

7. Региональная экономика (в схемах и таблицах): учебное пособие для вузов / Л.Н. Руднева [и др.]. Тюмень: ТИУ, 2016.

8. Симарова И.С., Колмаков В.В. Развитие региона на основе механизмов государственно-частного партнерства. // Наука и бизнес: пути развития. - 2014. - № 6 (36). - С. 47-51.

9. Теория и методология организации и управления экономическими системами. / И.А. Лиман [и др.]. Тюмень, Ист Консалтинг. 2010.

10. Теория и практика управления финансовой деятельностью. / В.В. Коокуева [и др.]. - М: МЭСИ, Ист Консалтинг, 2013.

11. Центр развития государственно-частного партнерства, Министерство экономического развития РФ. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Корпорация инвестиционного развития Смоленской области. - 2013. - URL: https://corp.smolinvest.com/attachments/article/91/Рекомендации%20по%20реализацию%20ГЧП-проектов%20в%20субъектах%20РФ.pdf (дата обращения 03.11.2018).

12. Akhmetshin E.M., Kovalenko K.E., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G. etc. ApproachesToSocialEntrepreneurshipInRussiaAnd Foreign Countries // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Т. 21. № 2S. С. 1-10.

13. Chub A.A., Polyakova A.G. Integral valuation of sustainability of regional social and economic systems' development // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018. Т. 5. № 1.4. С. 443-450.

14. Polyakova A.G., Akhmetshin E.M., Goloshchapova L.V., Rakhmeeva I.I., Noeva E.E., Rakovsky V.I. A Model of Regional Economic Space Modernization // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S2. С. 624-634.

Войти или Создать
* Забыли пароль?