SCHOOL OF THE OLYMPIC RESERVE IN MATHEMATICS, AS ONE OF THE FORMS OF ADDITIONAL EDUCATION TO PREPARE SCHOOLCHILDREN FOR SOLVING OLYMPIAD ISSUES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the study of the activity of the school of the olympic reserve as a form of additional education for children, substantiation and verification in practice of the pedagogical conditions necessary for organizing school olympiads in mathematics. The methods of the study are the analysis of the programme of olympiad in mathematics, the analysis of student and pedagogical olympiad activities, tasks and peculiarities of training according to the programme of the school of the olympic reserve. Introduction of the programme and the developed recommendations on the certification of participants of the olympic reserve in the educational process will assist teachers in the formation of knowledge and intellectual metamorphism of students in the field of olympiad mathematics, and in general, when preparing them for participation in olympiads.

Keywords:
additional education of children, mathematics, olympiad, olympic reserve, training program, non-standard tasks, meta skills, attestation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Базовые сведения, получаемые на уроках математики, не могут в полной мере удовлетворить потребность учащихся в знаниях, требуемых при участии в математических олимпиадах. Получение индивидуализированных знаний возможно посредством различных форм системы неформального образования, к которому отнесена «любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы – отдельная деятельность или существенная часть более широкой деятельности, призванная служить субъектам обучения и реализующая цели обучения» [1].

Дополнительное образование детей понимается и как специфическая часть системы дошкольного и школьного образования, основанная на свободном выборе и более полном удовлетворении интересов и потребностей детей посредством освоения ими дополнительных программ сверх базового образования в свободное от учебы время, в общеобразовательных организациях [2].

В современной педагогике выделено шесть основных направлений дополнительного образования (ДО), одинаково важных для личностной реализации школьников: социально-педагогическое, естественно-научное, художественное, техническое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное [3]. Система ДО реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления знаний, полученных на уроках и представлено в 4-х моделях (рис. 1):

Исследования В.А. Березиной [4], И.Н. Тоболкиной [5], О.А. Беляниной [6] подтверждают, что дополнительное образование детей является средством для развития их одаренности и творческого мышления. В работах Е.Л. Мардахаевой [7], И.С. Гумерова [8] внеурочные формы занятий математикой, такие как математические кружки, факультативы, научные семинары, математические олимпиады, конкурсы, факультативные курсы привлекаются для обеспечения повышения уровня математического образования и развития одаренных детей в системе непрерывного математического образования. Формы обучения детей в системе ДО исследовались в работе автора [9], Н.И. Панютиной [10] предложена и такая форма обучения одаренных детей, как научное общество учащихся. Таким образом, классификация форм обучения одаренных детей в научной литературе включает формы обучения в условиях школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (лицеи, гимназии) и формы дополнительного образования (нетиповые образовательные учреждения), показанных на рис. 2.

Социально-педагогическое и естественно-научное направления включают в себя работу по развитию математически одаренных детей, поэтому, рассматривая деятельность школы олимпийского резерва (ШОР), как одну из форм ДО школьников, мы выделили 2 основных направления ее деятельности: исследовательскую и олимпиадную (олимпиады, конкурсы).

Основная цель разработанной нами программы школы олимпийского резерва по математике – устранение разрыва между уровнем среднего математического образования, предусмотренного в обязательном курсе, и уровнем, необходимым при углубленном изучении математики и предназначена для подготовки учащихся V-XI классов к олимпиадам [11].

В настоящее время центральной задачей любого обучения является формирование метаумений, которое определяется, как: «… общеучебные, междисциплинарные познавательные умения и навыки, усвоенные метаспособы. Метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач» [12]. Относят к метаумениям следующие умения:

– умения систематизировать, классифицировать, выполнять доказательство;

– навыки переработки информации: анализ, синтез, аргументация, оценка;      

– навыки критического мышления: умения определять достоверность, двусмысленность утверждения, логические несоответствия и т.п.;

– навыки творческого мышления: перенос; видение новой функции, структуры объекта, проблемы в стандартной ситуации; альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми;                                    

– регулятивные умения: формулирование вопросов и гипотез, определение целей, планирование, контроль, анализ, коррекция деятельности;       

– качества мышления: гибкость, способность к широкому переносу [12].

Очевидно, в процессе обучения в школе олимпийского резерва учащиеся приобретают все качества мышления, характерные для метадеятельности, овладевают интеллектуальными метаумениями (табл. 1):

 

Таблица 1

Знания и умения, формируемые при обучении в ШОР

Знания методов решения нестандартных, ключевых тематических задач

Умения

Интеллектуальные метаумения

– находить подходы к решению нестандартных задач;

– выдвигать гипотезы, делать выводы;                                                         – длительное время находиться в состоянии напряженной умственной деятельности.

– проводить наблюдение, эксперимент;

– критически мыслить, задавать вопросы;

– конструировать и моделировать;

– обобщать и систематизировать информацию;

– прогнозировать и формулировать гипотезы;

– сравнивать и сопоставлять информацию;

– генерировать идеи, способы решения проблемы;

– создавать «новое» знание.

 

Целями школы олимпийского резерва по математике мы определили:

– подготовку школьников к участию в олимпиадах всех уровней;

– формирование математического мышления, творческой активности;

– развитие математических и исследовательских компетенций учащихся;

– воспитание нравственных качеств личности, таких как инициатива, настойчивость.

Задачами школы олимпийского резерва по математике поставлены:

– создание условий для подготовки школьников к участию в математических соревнованиях всех уровней;

– углубленное изучение алгебры, основ математического анализа, геометрии, комбинаторики и других разделов олимпиадной математики;

–  расширение запаса математических знаний, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания основного курса;

– объединение опыта ведущих специалистов Кыргызской Республики по работе с одарёнными школьниками с целью создания инновационных методик в области преподавания математики.

В процессе обучения ожидаются следующие результаты обучения:

– развитие у школьников логического мышления, геометрической интуиции, пространственного воображения;

– активизация познавательной деятельности учащихся на уроках;

– овладение стандартными методами решения нестандартных задач;

– получение опыта творческой и исследовательской деятельности;

– получение опыта участия в математических олимпиадах всех уровней;

– возрастание количества участников олимпиад.

Для решения задач олимпиадного характера необходимы знания внешкольной программы, которые включены в программу курса школы олимпийского резерва: основы теории чисел, метод математической индукции, методы решения олимпиадных задач, элементы теории множеств, комбинаторики, планиметрию, теорию графов, синтетические и аналитические методы в геометрии, уравнения, неравенства, многочлены, функции, методы решения геометрических задач.

Содержание алгебраического материала курса ШОР направлено на расширение диапазона качественных характеристик усвоения обязательного уровня и на обучение деятельности поискового характера. Школьник должен уметь воспроизводить и соотносить различные математические понятия, устанавливать связи между ними, выбирать среди известных свойств и понятий применимые для решения данной задачи, составлять математическую модель задачи.

Отдельного внимания заслуживают вопросы аттестации учащихся олимпийского резерва. В ходе проведения аттестации, учитель оценивает умения решения олимпиадных заданий, презентации проектных работ. Учителю математики мы рекомендуем:

– использовать олимпиадные задачи для домашнего индивидуального задания и для группового решения;

– организовать неделю защиты творческих работ и проектов учащихся на темы олимпиадной математики;

 – создание учащимися портфолио олимпиадных задач, методов их решения и своих достижений, при этом учащиеся привлекаются к самостоятельному составлению задач и вопросов;

– аттестация учащегося выполняется по результатам выполнения итоговой олимпиадной работы.

Выводы: деятельность школы олимпийского резерва, как одной из форм дополнительного образования детей, включает два направления: исследовательскую и олимпиадную деятельность учеников.

Двусторонний процесс обучения включает и деятельность учителей по планированию обучения, для чего определены цели, задачи, особенности обучения по программе школы олимпийского резерва, разработаны рекомендации по аттестации олимпийского резерва школы.

Содержание программы курса ШОР направлено на расширение и углубление качественных характеристик усвоения обязательного уровня.  Внедрение программы школы олимпийского резерва в учебный процесс окажет помощь учителям при формировании предметных знаний, развитии интеллектуальных метаумений школьников, в качественной подготовке учеников к олимпиадам.

References

1. Muhlaeva T.V. Mezhdunarodnyy opyt neformal'nogo obrazovaniya. - Chelovek i obrazovanie. - 2010. - № 4. - S. 158-162.

2. Zakon "Ob obrazovanii": sbornik normativno-pravovyh aktov v oblasti obrazovaniya KR, vypusk 1. - Bishkek, 2004. - S. 13-56.

3. Litvak R.A. Aspekty problemy razvitiya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey. - Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 7. - S. 225-229.

4. Berezina V.A. Dopolnitel'noe obrazovanie detey kak sredstvo ih tvorcheskogo razvitiya: diss. kand. ped. nauk: 13.00.01. - Moskva, 1998. - 147 s.

5. Tobolkina I.N. Pedagogicheskie usloviya deyatel'nosti obscheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya po razvitiyu odarennosti detey: diss. … kand. ped. nauk: 13.00.01. - Tomsk, 2003. - 241 s.

6. Belyanina O.A. Razvitie tvorcheskih sposobnostey uchaschihsya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya: diss. ...kand. ped. nauk: 13.00.01. - Irkutsk, 2004. - 191 s.

7. Mardahaeva E.L. Matematicheskiy kruzhok v sisteme dopolnitel'nogo matematicheskogo obrazovaniya uchaschihsya 5-7-h klassov osnovnoy shkoly: diss. …kand. ped. nauk: 13.00.02. - Moskva, 2001. - 242 s.

8. Gumerov I.S. Razvitie tvorcheskih sposobnostey obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo matematicheskogo obrazovaniya: diss. …kand. ped. nauk: 13.00.08. - Magnitogorsk, 2010. - 196 s.

9. Keldibekova A.O. Problema razvitiya matematicheskoy odarennosti detey v sisteme osnovnyh obrazovatel'nyh struktur. - Vestnik OshGU. - № 3, vypusk 4. - Osh, 2016. - S. 93-99.

10. Panyutina N.I. Sistema raboty obrazovatel'nogo uchrezhdeniya s odarennymi det'mi. - Volgograd: Uchitel'. - 2006. - 204 s.

11. Keldibekova A.O. Deyatel'nost' uchiteley matematiki po podgotovke uchaschihsya k olimpiadam v ramkah shkoly olimpiyskogo rezerva. - Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - № 5. - 2017. - S. 288.

12. Kolesina K.Yu. Metaproektnoe obuchenie: teoriya i tehnologii realizacii v uchebnom processe: avtoref. diss. …d-ra ped. nauk: 13.00.01. - Rostov-na-Donu, 2009. - 35 s.

Login or Create
* Forgot password?