THE USE OF MODERN INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN SHAPING THE SPATIAL THINKING OF SCHOOLCHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main task of education today is to learn how to independently obtain information, set problems, look for ways to solve them, be able to analyze the knowledge gained and apply it to solve problems. The degree of learning at all stages of learning determines the level of development of spatial thinking, which is one of the characteristics of the intellectual development of the individual. The article discusses the characteristics of the formation of spatial thinking of schoolchildren. The analysis of the requirements of the Federal State Educational Standards of primary and secondary (complete) general education to knowledge and skills in mathematics has been carried out. A review of modern interactive technologies has been made, allowing to stimulate the development of spatial thinking of schoolchildren since early school.

Keywords:
spatial thinking of schoolchildren, interactive technologies, intellectual development of personality, modeling.
Text

Среди задач, стоящих сегодня перед образованием, важнейшей является обучение самостоятельному поиску информации. Обучающийся должен уметь выделять проблемы и искать пути их решения, проводить анализ полученной информации и применять ее на практике [4]. Степень усвоения знаний на всех этапах обучения определяет уровень развития пространственного мышления, которое является одной из характеристик интеллектуального развития личности. Вопросам развития пространственного мышления посвящены работы И.Я. Каплуновича, С.Л. Рубинштейна, Ф.Н. Шемякина, И.С. Якиманской. В частности, И.С. Якиманская считает, что пространственное мышление в процессе познания обеспечивает «выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений, создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач» [3]. Развитие пространственного мышления идет параллельно с овладением знаниями. С каждым годом обучения у учащихся расширяется геометрический аппарат, становятся богаче графические знания и умения, появляется возможность использовать понятийные критерии. Все эти факторы позволяют им использовать более совершенные формы анализа [3]. Согласно ФГОС начального общего образования, одной из целей обучения в области математики является «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов» [5]. Согласно ФГОС среднего общего образования целями, обучения в области математики является «владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат» [6].

References

1. Romanov N.N., Semenov R.R. Razvitie prostranstvennogo myshleniya uchashchikhsya [The development of spatial thinking of students]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientifi c and methodical electronic journal “Concept”] - 2017, v. 11, pp. 173-174. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770193.htm/ (Accessed 18 November 2018).

2. Solovey Ye. 3D v shkole: kto, chemu i kak dolzhen uchit’? [3D at school: who, what and how should be taught?] Available at: https://habr.com/post/275495/ (Accessed 18 November 2018).

3. Yakimanskaya I.S. Razvitiye prostranstvennogo myshleniya shkol’nikov [The development of spatial thinking of schoolchildren.].: Moscow, Pedagogika Publ., 1980.

4. Yashchenko L.A. Razvitie prostranstvennogo myshleniya shkol’nikov kak vazhneyshiy faktor formirovaniya universal’nykh uchebnykh deystviy [The development of spatial thinking of schoolchildren as the most important factor in the formation of universal learning activities]. Pevznerovskiye chteniya [Pevzner’s readings]. - 2014, no. 1. pp. 97-101. (in Russian)

5. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden 06.10.2009 № 373 [Federal State Educational Standard of Primary General Education]. Available at: http://www. co n s u l t a n t . r u/documen t / cons_doc_LAW_96801/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (Accessed 18 November 2018).

6. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart srednego obshchego obrazovaniya. Utverzhden 17.05.2012 № 413 [Federal State Educational Standard of Secondary General Education]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902350579 (Accessed 18 November 2018).

Login or Create
* Forgot password?