Russian Federation
Today customs policy determines Russia's foreign economic policy. It’s due to the high importance of the customs measures of the states at the moment. The article discusses approaches to understanding the term «customs policy». The customs policy of Russia and the EAEU was considered in the context of the trade turnover of the EAEU countries with each other and with external countries in the period 2010-2018.
EAEU, Customs Union, integration, customs policy, trade.
В современном мире процесс интеграции становится стимулом для развития экономики, способом достичь высоких экономических результатов при помощи синергетического эффекта. В каждом регионе мира страны стремятся создать интеграционное объединение, позволяющее:
- Объединять ресурсы для последующих экономии средств на масштабе и снижения рисков взаимной торговли между странами.
- Формировать общий рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы.
- Повышать экономическую привлекательность государств – участников интеграционного объединения.
Одним из таких объединений, которые в последние годы активно развивается и усиливает свои позиции на мировом рынке, выступает Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз).
ЕАЭС сегодня представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, которая осуществляет свою деятельность по Договору о Евразийском экономическом союзе (от 29 мая 2014 г.) [1]. ЕАЭС проводит скоординированную политику в различных отраслях экономики, способствующую:
- стабильному развитию экономик государств-членов с целью повышения жизненного уровня их граждан;
- единому рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик государств – членов ЕАЭС в условиях глобализации мировой экономики.
Перечисленное характеризует ЕАЭС как организацию, стремящуюся к повышению эффективности экономик и обеспечению экономической безопасности государств-участников посредством синергетического эффекта, который обусловлен отменой торговых барьеров между государствами-участниками и ведением единой политики в отношении внешней торговли с третьими странами [2]. Достижение этого возможно на основе формирования единой взаимовыгодной таможенной политики государств – участников Евразийского экономического союза [3]. Ее формирование предполагает единство взглядов на сущность таможенной политики. Однако это единство в настоящее время отсутствует. Так ряд исследователей под таможенной политикой понимают процесс формирования и обеспечения реализации системы согласованных стратегических подходов к созданию, развитию и функционированию интеграционного объединения [3, 4, 5]. При такой трактовке таможенная политика является составной частью процесса управления формированием, развитием и функционированием интеграционного объединения в сфере регулирования перемещения товаров через его единую таможенную границу. Другие исследователи делают акцент на внешнеэкономической деятельности государства и под таможенной политикой понимают часть его внешнеторговой деятельности, регламентирующую объемы, структуру и условия экспорта и импорта товаров [6]. При таком подходе больше отражены объекты таможенной политики.
Вместе с тем, несмотря на разнообразие конкретных определений, любая трактовка термина «таможенная политика» в той или иной мере отражает ее направленность на протекционизм или фритредерство во внешней торговле [7, 8].
Изначально таможенная политика стала формироваться в тот период, когда страны стали вводить определенные ограничения в торговле с внешним миром. Протекционизм представляет собой таможенную политику государства, направленную на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции, реализуемую посредством финансового поощрения отечественной промышленности путем стимулирования экспорта и ограничения импорта, используя высокие ввозные и низкие вывозные таможенные ограничения [9]. В середине 16 в. возникли первые зачатки протекционизма, а спустя век данная политика стала наиболее популярной политикой, позволяющей увеличить национальное богатство страны. В ситуации, когда большинство стран стали придерживаться политики протекционизма, ведущие страны начинают вводить политику свободной торговли – фритредерство, которая также позволила увеличить богатство стран. Фритредерство представляет собой таможенную политику государства, направленную на недопущение вмешательства государства в частную хозяйственную деятельность. Ключевой характеристикой политики фритредерства является полное отсутствие таможенных ограничений. На сегодняшний день таможенная политика государства решает вопрос о степени необходимости применения политики протекционизма или политики фритредерства по отношению к другим странам [10, 11].
В ситуации, когда страны решают создать интеграционное объединение, таможенная политика ведется не отдельной страной, а всем объединением. В ЕАЭС формирование таможенной политики происходит с учетом мнения всех стран, при этом между собой страны ведут свободную торговлю без каких-либо ограничений.
Для оценки таможенной политики ЕАЭС рассмотрим общие экономические показатели и показатели стран в рамках Союза как при взаимодействии с внешними странами, так и при взаимодействии друг с другом.
Внешняя торговля стран ЕАЭС (изначально ТС) с 2010 по 2017 г. в последние годы имеет положительную динамику (см. рис. 1). На протяжении всего рассматриваемого периода значительный спад наблюдался только в 2014–2016 гг. по показателям экспорта и импорта.
В отношении экспорта в 2014 г. снижение произошло на 5,3% (в сравнении с 2013 г.), в 2015 г. – на 32,7% (в сравнении с 2014 г.) и на 36,4% (в сравнении с 2013 г.). Нижняя точка рецессии была достигнута в 2016 г., когда произошло снижение на 17,5% (в сравнении с 2015 г.) и на 47,5% (в сравнении с 2013 г.). Сравнение с 2013 г. происходит, поскольку он отличается одним из наиболее высоких показателей экспорта в рассматриваемом периоде.
В отношении импорта произошло снижение. В 2014 г. наблюдалось снижение на 9,7% (в сравнении с 2013 г.). В 2015 г. произошло наибольше снижение в рассматриваемом периоде на 35,3% (в сравнении с 2014 г.) и на 40,5% (в сравнении с 2013 г.). В 2016 г. была достигнута нижняя точка рецессии: снижение произошло на 2,2% (в сравнении с 2015 г.) и на 41,8% (в сравнении с 2013 г.).
Падение показателей торговли стран Таможенного союза, а затем ЕАЭС с третьими странами в 2014–2015 гг. связано с валютным кризисом в России. В данном периоде произошло резкое падение цен на энергоресурсы, что привело к резкому ослаблению рубля по отношению к иностранным валютам. Такое значительное падение показателей было связано и с введенными в отношении Российской Федерации санкциями, которые оказали значимое влияние на торговлю со странами Европы. Таможенная политика России и ТС в период 2014–2015 гг. стала реакцией на введенные санкции. В рассматриваемый период был значительно ограничен импорт иностранной продукции, были введены контрсанкции. В сложившейся ситуации именно таможенная политика стала фактором стабилизации экономики России и стран ЕАЭС.
В таких условиях для России стратегически верным ходом стало развитие торговых отношений в рамках союзов, что отражается и на экономических показателях. В 2015 г. начало функционировать интеграционное объединение ЕАЭС, что в течение года позволило снизить падение, а с 2016 г. начался рост экономических показателей. Это связано и с повышением взаимодействия между странами в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
С 2010 по 2014 г. в рамках ТС страны смогли повысить оборот между странами, а затем сохранить его на определенном уровне (см. рис. 2). В рассматриваемом периоде значительный рост наблюдался в период 2010–2012 гг. (43,9%), после в 2012–2014 гг. произошел спад на 13,8% (2014 г. по отношению к 2012 г.).
Показанные на графике экономические показатели свидетельствуют об эффективном взаимодействии стран в рамках Таможенного союза. Это во многом связано с эффективным ведением таможенной политики в рассматриваемом периоде: страны стремились к максимальному налаживанию взаимодействия, снижению издержек в ряде отраслей, а также выстраиванию стратегически верного взаимодействия с третьими странами и иными интеграционными объединениями. В это же время разрабатывались проекты по унификации таможенной политики со странами Таможенного союза, что впоследствии привело к использованию разработанных предложений в рамках Евразийского экономического союза.
В рамках ЕАЭС оборот стал расти (см. рис. 3). Если в первый год наблюдалось незначительное снижение по обороту, то далее начался рост. За 2015–2017 гг. произошло возрастание на 18,7%, при этом наиболее значительные изменения произошли в обороте России и Казахстана. За 2015–2016 гг. произошло падение оборота на 7,0% в РФ, а в Казахстане на 23,2%. В 2017 г. ситуация в странах стала улучшаться. В РФ произошел рост на 28,1% (в сравнении с 2016 г.) и на 19,1% (в сравнении с 2015 г.). В Казахстане оборот вырос на 30,2% (в сравнении с 2016 г.) и практически достиг уровня 2015 г. (ниже менее чем на 0,01%).
Такое возрастание показателей связано с выстроенной таможенной политикой в рамках ЕАЭС. Произошло усиление регулирующей функции таможенного тарифа, что привело к сбалансированности и рациональной защите внутреннего рынка государств – участников ЕАЭС.
Необходимо сказать, что в последние годы РФ взяла на себя основные экономические проблемы, при этом максимально улучшив условия в странах Союза. Рассмотрим оборот стран Таможенного союза в рамках ТС и ЕАЭС (см. рис. 4).
Из показателей видно, что наибольшее снижение в рассматриваемом периоде произошло по показателям Российской Федерации. Улучшая экономические условия для Казахстана и Белоруссии, Российская Федерация значительно ухудшила свои экономические показатели в краткосрочном периоде. Если рассматривать данную ситуацию в долгосрочном периоде, то РФ было принято верное решение. Производство, движение капитала и рабочей силы других государств-членов союзов стало значительно зависеть от Российской Федерации, что привело к росту экономических показателей в последний год.
Рассмотрев ситуацию в первом квартале 2018 г., необходимо сказать, что наблюдается рост объемов взаимной торговли. Оборот по ЕАЭС за январь-апрель 2018 г. возрос на 16,0%, при этом наибольший рост в рассматриваемом периоде зафиксирован в Армении – 47,8%. Единственным государством – членом ЕАЭС, где наблюдается спад, является Кыргызстан, там произошло снижение оборота на 4,6%. Это во многом связано с изменением политического руководства страны, которое начало реорганизацию экономики. В ближайшее время процесс экономической реорганизации завершен, страна выберет политический курс, а торговый оборот с государствами – членами ЕАЭС стабилизируется.
Проведенный анализ подтверждает тот факт, что инструментом обеспечения эффективного экономического взаимодействия государств – членов Евразийского экономического союза является их таможенная политика. Экономические показатели стран отражают направленность таможенной политики на увеличение темпов экономического развития и обеспечение экономической безопасности государств – участников ЕАЭС и других интеграционных объединений. Эффективная таможенная политика на современном этапе служит основой для улучшения экономических показателей государств и интеграционных объединений.
1. Oficial'nyy sayt Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii URL: www.eurasiancommission.org (Data obrascheniya 23.06.2018 g.)
2. Anisimov E.G., Saurenko T.N. Metodologicheskie osnovy sozdaniya ekonomicheskih ob'edineniy gosudarstv// Vestnik Donskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. -2013. - T. 13. - № 5-6 (74). - S. 168-174.
3. Saurenko T.N. Tamozhennaya politika kak instrument obespecheniya effektivnogo ekonomicheskogo vzaimodeystviya gosudarstv-uchastnikov Tamozhennogo soyuza // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, s. 74-79.
4. Chernysh A.Ya., Anisimov E.G. Koncepciya postroeniya teorii tamozhennogo dela// Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2009. - № 3. - S. 5-11.
5. Anisimov E.G., Anisimov V.G., Saurenko T.N., Chvarkov S.V. Ekonomicheskaya politika v sisteme nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii// Vestnik akademii voennyh nauk. - 2017. - № 1 (58). - S. 137-144.
6. Holopov A. Vneshnetorgovaya politika: tarifnye i netarifnye metody regulirovaniya mezhdunarodnoy torgovli // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. - M, 1997 g. - №11-12. - S. 72, 78.
7. Anisimov E.G., Bogoeva E.M., Manchu Ya.A., Saurenko T.N. Kolichestvennaya ocenka napravlennosti tamozhennoy politiki gosudarstva // Aktual'nye problemy teorii, praktiki i obrazovaniya v sfere tamozhennogo dela: Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchno-prakticheskoy konferencii Federal'naya tamozhennaya sluzhba, Rossiyskaya tamozhennaya akademiya. - 2015. - S. 167-169.
8. Anisimov E.G., Manchu Ya.A., Saurenko T.N. Metodika ocenki obschey strategicheskoy napravlennosti tamozhennoy politiki gosudarstva// Akademicheskiy vestnik Rostovskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2015. - № 2 (19). - S. 5-8.
9. Lipatova N.G., Anisimov E.G., Chernysh A.Ya., Karpov A.N. Ponyatiya i opredeleniya v oblasti issledovaniya problem tamozhennogo dela. - Rossiyskaya tamozhennaya akademiya. Moskva, 2010. 91 s.
10. Anisimov E.G., Anisimov V.G., Saurenko T.N. Tamozhennaya politika v sisteme nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii// Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2015. - № 1. - S. 14-19.
11. Anisimov E.G., Saurenko T.N. Metodologiya formalizacii vzaimodeystviya i ocenki ustoychivosti tamozhennyh soyuzov// Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2013. - № 3. - S. 091-096.