student
Simferopol, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article analyzes the peculiarities of the problem of the states of human life: functional, mental and psycho-physiological. The question of the characteristics of the professional activities of civil servants and the level of stressful influences in it are discussed. Consider methods of optimizing functional states, both medical and psychological. Special attention is paid to the practices of self-regulation from transpersonal psychology, which are non-traditional for practical psychology, which, on the one hand, offer a wide range of opportunities to overcome stressful influences, and on the other, it is a potential reserve for spiritual and personal development, expansion of world view, development of creativity and internal integrity.
functional states, mental states, self-regulation, professional activity, self-regulation methods.
Комплекс душевного и физического состояние человека, который постоянно перестраивается под текущие задачи ситуации и взаимодействия с окружающими, включающий в себя эмоции и чувства, разные режимы работы интеллекта, разный уровень энергетической мобилизации и бодрости, называют функциональным состоянием. Это комплекс состоит из функциональных процессов, так как: сердечно-сосудистые изменения, ритм и способ дыхания, мимика и пантомимика, интонационные окраски и строй мышления, степень осознанности картины мира, поведенческие установки и программы, а также фиксирующие все это комплекс кинестетические ощущения. Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии, любая деятельность личности сопровождается актуализацией тех или иных функциональных процессов, т.е. функциональным состоянием.
Современная психология не предлагает однозначной точки зрения на проблему функциональных состояний. Сегодня эту проблему рассматривают разные научные дисциплины начиная от физики и химии и заканчивая физиологией и психологией. Однако, одни исследователи рассматривают состояния с позиций физиологии, другие – психологии, а третьи и с точки зрения и физиологии и психологии одновременно. Это привело к тому, что в психологической литературе для раскрытия темы состояний часто используется термин «функциональное состояние». Существует позиция, что понятия «психические состояния» и «функциональные состояния» не являются идентичными, хотя и то и другое понятие определяют функциональную активность человека.
«Психическое состояние…базируется на функциональном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех ее элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность [1].
Учитывая это, Е. П. Ильин предложил вместо функциональных или психических состояний использовать понятие «психофизиологическое состояние», однако в научной литературе мы больше встречает термины «психические состояния» и «функциональные состояния».
Психические состояния, возникающие в процессе деятельности, зачастую вызывают состояния психического напряжения и напряженности. П. Б. Зильберман считает, что состояние напряжѐнности «…должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного индивидуума» [2]. Следовательно, термин " напряжение " используется для обозначения деятельного состояния организма.
Обязательными составляющими психического состояния являются уровень активации нервной системы и сопровождающее его состояние психического напряжения и напряженности. Каждому человеку присущ свой индивидуальный уровень активации, который обеспечивает оптимальные условия для осуществления деятельности.
В своей повседневной жизни и профессиональной деятельности человек чаще всего может находиться в состояниях, которые именуются положительными и отрицательными.
Деятельность государственного служащего характеризуется повышенной потребностью в активности, включающую в себя многообразные сложные как физические, так и умственные действия, административный прессинг. Все это является профессиональными стрессорами и указывает на высокий уровень стрессовых воздействий, которым подвергаются государственные служащие в ходе своей повседневной жизнедеятельности. Особенности государственной службы создают условия, требующие от сотрудников максимального напряжения физиологических и психических функций, повышенного волевого усилия, иначе говоря, вызывают напряженность или стресс. Все это может вести к распространению различных психосоматических расстройств и заболеваний, состояний нервно-психической дезадаптации, снижению уровня конструктивного физиологического состояния, являющихся следствием высокой интенсивности профессионального стресса. Можно назвать следующие дезадаптивные реакции, возникающие вследствие профессионального стресса: физиологический дискомфорт; дефицит времени; повышенная трудность задач; увеличение значимости ошибочных действий; наличие релевантных помех; неуспех вследствие объективных обстоятельств; дефицит информации для принятия решений; недогрузка информацией (сенсорная депривация); перегрузка информацией; конфликтные условия, т. е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.
Признаками, свидетельствующими о переходе стресса в завершающую стадию развития, являются постепенное ослабление физической, волевой активности человека; ухудшение, провалы памяти; уменьшение объема внимания; сужение и ошибки восприятия; затруднения в осмыслении, понимании ситуации; замедление темпа мыслительной деятельности; нарушение процесса целеполагания, частичная утрата сложных интеллектуальных навыков, когнитивных, прогностических способностей; заторможенность при принятии решений и в то же время – неадекватные реакции на изменения ситуации, иногда парадоксально сочетающиеся с неоправданной обстоятельствами спешкой, суетливостью вплоть до полного срыва целенаправленной деятельности с потерей должного самоконтроля.
В этот период человек переживает беспричинное раздражение, беспокойство, усталость, страх. У него нарушается сон, теряется аппетит, появляются головные боли, возникают различного рода вегетативные реакции, функциональные психосоматические расстройства, неврозы и другие так называемые «болезни стресса». При этом в поведении субъекта могут отмечаться такие психические явления, как повышенная обидчивость, вспыльчивость, импульсивные реакции, неадекватные представления об отрицательном к нему отношении окружающих, сниженный самоконтроль, «уход в себя», утрата связей с реальными условиями вплоть до полной дезорганизации поведения.
Характер дезадаптивных реакций может быть весьма различен, он зависит от таких факторов, как индивидуально-личностные особенности, уровень профессиональной и психологической готовности к работе в экстремальных условиях, природные факторы, техническое и медицинское обеспечение, психологический климат и сплоченность коллектива.
Считается, что стрессом возможно управлять, противодействовать ему и профилактировать. При управлении стрессом следует учитывать следующие положения [3]:
1. Стресс является нормальной реакцией на ситуацию, предъявляющую повышенные требования к индивиду.
2. Стресс выполняет полезную адаптивную функцию, подготавливает сотрудника к действию.
3. Возможно обучиться избегать дистресс в различных профессиональных ситуациях и преодолевать дистрессовое состояние.
4. Возможно научиться специальным техникам саморегуляции, противодействия негативным эмоциональным состояниям и преодолевать дистресс.
У медицинских работников и психологов есть много методов и техник преодоления негативных эмоциональных состояний, в том числе и стресса, а именно: гипноз, рефлексотерапия, психофармакология, физиотерапия, фитотерапия, психотерапия, воздействие запахов, пескотерапия, метод телесно-ориентированной коррекции – палсинг (холистический массаж), метод светозвуковой и музыкальной стимуляции, психологический тренинг, арт-терапия, обучение психологической саморегуляции функциональных состояний.
Для того, чтобы избавиться от стрессовых состояний, депрессий, психоэмоциональных перегрузок, необходимо научиться управлять своим психическим состоянием с помощью психологической саморегуляции функциональных состояний. Психологическая саморегуляция – самостоятельное, осознанное изменение человеком регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.
Сама по себе регуляция является общим свойством всей психической деятельности человека и связана с необходимостью приведения психического отражения мира человеком, его отношения к окружающей среде в наиболее полное соответствие с реальностью. С одной стороны, объектом регуляции для человека в данном случае являются его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства). С другой стороны, понять механизмы психической саморегуляции невозможно без учета особенностей социальной среды, которая, предъявляя определенные требования к поведению конкретного человека, тем самым создает условия (благоприятные или неблагоприятные) для его поведения. В этом случае речь идет не только об индивидуальных и личностных особенностях саморегуляции, а о контексте социальной ситуации.
В повседневной жизни люди используют различные методы, такие как: хобби, получение позитивных эмоций (просмотр комедийных фильмов, встреча с близкими людьми), занятие спортом, массаж и многие другие. Существуют более сложные и менее распространенные методы психологической саморегуляции, например, техники дыхания вай-вейшн, медитации и др. К методам саморегуляции психического состояния относят дыхательные упражнения, управление мышечным тонусом, идеомоторная тренировка, аутогенная тренировки и др. Идеомоторная тренировка («идео» – мысленный и «моторика» – движение, то есть дословно «мысленное движение») – это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторика является фундаментальным психофизиологическим механизмом, который основан на представлении выполнения движения и проявляет себя в жизни идеомоторными актами, т. е. непроизвольными движениями, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия. Аутогенная тренировка – это методика самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой.
Особое место в арсенале психологов, с точки зрения Мальцевой Т.В., занимают практики трансперсональной психологии, являющиеся нетрадиционными для практической психологии, которые с одной стороны предлагают широкий спектр возможностей в преодолении стрессовых воздействий, а с другой – это потенциальный резерв для духовного и личностного развития, расширения мировосприятия, развития креативности и внутренней целостности. Данные технологии работают как механизм, раскрывающий внутренние ресурсы организма на различных уровнях – физическом, психическом и духовном, ведущий к самоисцелению, к глубинным структурам психики [4, C.142].
Дыхательные техники являются наиболее физиологичными и экологичными методами саморегуляции, а самое главное – целенаправленными и осознанными. Они способствуют развитию преодоления негативных эмоциональных состояний, овладения основами психофизической и психоэнергетической регуляции, но и имеют ярко выраженный волевой аспект. Они работают как механизм, раскрывающий внутренние ресурсы организма на различных уровнях – физическом, психическом и духовном, ведущий к самоисцелению, к глубинным структурам психики [4].
У людей, занимающихся дыхательными техниками, отмечается повышение творческого потенциала, гармонизация взаимоотношений с другими людьми, снижение уровня внутриличностной конфликтности, расширение адаптационных возможностей, наблюдаются позитивные личностные и поведенческие изменения. Использование дыхательных техник оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние, умственную и физическую работоспособность, адаптационные резервы организма.
При выборе методов психологической саморегуляции главным критерием следует считать использование максимально естественных для человека приемов и способов и, в первую очередь, ориентирующихся на включение собственных механизмов регуляции на различных уровнях жизнедеятельности организма.
1. Gabdreeva G.Sh. Samoupravlenie psihicheskim sostoyaniem [Self-management of mental state]. Kazan 1981. P. 8.
2. Zil'berman P.B. Emocional'naya ustoychivost' operatora: ocherki psihologii [Emotional stability of the operator: essays on psychology]. M., 1974. 116 p.
3. Kotenev I. O. Stress (eustress i distress) v pravoohranitel'noy deyatel'nosti. Enciklopediya yuridicheskoy psihologii [Encyclopedia of legal psychology \ under total. ed. A.M. Stolyarenko]. - M., 2003. pp. 386-387.
4. Mal'ceva T.V. Ispol'zovanie praktik transpersonal'noy psihologii v obrazovatel'noy srede vedomstvennogo vuza. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2014. No. 10. pp. 140-144 (in Russia).