Kaluga, Russian Federation
Kaluga, Kaluga, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The pedagogical problem of the formation of the ability to learn as a set of universal skills in conjunction with objective actions is considered in the article based on the performance of olympiad mathematical tasks by younger schoolchildren. The requirements for the development and formulation of olympiad tasks, with the help of which a set of pedagogical activities are implemented, contributing to the development of the ability to learn by children of primary school age. The types of Olympiad tasks offered by the authors are connected with the main thematic sections of the initial course of mathematics.
younger schoolchild; math education standard; ability to learn; metasubject result; olympiad tasks in mathematics.
ВФедеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 г. формирование ведущей для младшего школьного периода учебной деятельности рассматривается в качестве главного компонента содержания образования и его результата. В соответствии с теорией учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Е. Журова, Г.А. Цукерман и др.) определяются две способности ребенка: умение и желание учиться. Умение учиться – это стремление человека к осознанному выходу за пределы своей компетенции с целью поиска способов действия в измененных или новых ситуациях, целенаправленное изменение, преобразование и совершенствование своих знаний и умений по собственной инициативе. Выделяют рефлексивный и поисковый компоненты умения учиться. Первый позволяет субъекту определить границу своего знания и незнания; второй – дает ему возможность найти и освоить недостающие знания и умения [3].
СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Овладение младшими школьниками конкретной практической деятельностью, ориентированной на применение освоенных способов действий в известной ситуации и в рамках конкретного предметного содержания, вряд ли в значительной мере стимулирует самостоятельное расширение знаний и умений в связи с изменившимися либо новыми учебными или жизненными задачами. Вот почему возникает необходимость поиска таких видов заданий, которые не имеют готового формального способа решения. В этом случае ученик поставлен в условия, когда он вынужден самостоятельно, иногда спонтанно искать способ решения. Подобный способ решения, как правило, не
поддается традиционной алгоритмизации. Поэтому актуальным видом заданий являются олимпиадные, которые учитель включает в контекст урока математики. Традиционно такие задания рассматриваются как средство, стимулирующее интеллектуальное развитие школьника, его интерес к предмету изучения [1].
1. Pavlova O.A., Lyfenko A.V. Obrazovatel’nyy potentsial predmetnykh olimpiad: na primere olimpiad po matematike [Educational potential of subject olympiads: on the example of olympiads in mathematics]. Nachal’naya shkola [Elementary school]. 2016, I. 4, pp. 53-58.
2. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Primary General Education]. Utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 [Approved. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 No. 373]. Available at: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (accessed 18 November 2018).
3. Tsukerman G.A., Chudinova E.V. Chto takoe umenie uchit’sya i kak ego izmeryat’? [What is the ability to learn and how to measure it?]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2015, I. 1, pp. 3-14.