THE DEVELOPMENT OF THE SCHOOL AND PEDAGOGICS IN RUSSIA AFTER THE OCTOBER REVOLUTION OF 1917
Abstract and keywords
Abstract (English):
The history of the Russian school and pedagogy of the Soviet period turned out to be extremely dramatic and contradictory. The movement of education along the ascending line, the increment of pedagogical knowledge took place in social conditions that impede free ideological controversy, in an atmosphere of repression, dictatorship and censorship of official authorities, and reduced contact with world pedagogical science and educational practice. The article deals with the problem of building a modern system of education quality management is inextricably linked with the change of the existing content of education and educational technologies.

Keywords:
single labor school, public education, work of a liquidation agency, tasks of ideological preparation of young people, a labor polytechnic school, a teaching staff, education in the Russian Federation, new levels of education in Russia, unified state exam, information and communication technologies, electronic textbooks.
Text

В истории советской школы и педагогики выделяют три крупных периода: 1917 г. – начало 1930-х гг., 1930-1940-е гг., 1945–1991 гг. На этих этапах при определенной преемственности школьной политики и педагогической мысли проявлялись существенные особенности и специфические черты.

В 1917 г. пришедшие к власти большевики намеревались управлять страной, используя при этом школу и учительство как инструменты своего влияния. Во главе школьного дела были поставлены видные деятели большевистского движения А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, В.М. Бонч-Бруевич и др. Вскоре после революции началось разрушение существующей системы образования. В феврале 1918 г. был принят декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», который устанавливал, что школа отделена от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. В июле 1918 г. был принят документ «Об организации дела народного образования в РСФСР», в котором определялись основные принципы организации народного образования. В соответствии с ним все образовательные учреждения становились государственными и передавались в ведение Наркомата народного просвещения, отменялись национальные, сословные, религиозные ограничения в образовании, уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, было отменено преподавание древних языков. В октябре 1918 г. был принят декрет «О введении новой орфографии», который предусматривал введение упрощенного правописания, что существенно облегчало обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших [3], [4], [5].

С 1922 г. как временная мера проведена латинизация алфавитов тюркских и монгольских языков народов СССР, облегчившая овладение взрослыми учащимися чтением и письмом. В конце 1930-х гг. письменность некоторых народов переведена на русскую графику [4].

В 1920–1925 гг. была объявлена кампания по ликвидации неграмотности – массовому обязательному обучению грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Ликвидация неграмотности разворачивалась в 1-е годы после Гражданской войны и иностранной военной интервенции. По декрету «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919) все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие для обеспечения всему населению возможностей сознательного участия в политической и хозяйственной жизни страны. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт).

В 1920-х гг. опытную проверку прошли несколько систем и типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4 + 5 или 5 + 4), 7-летняя школа с уклонами (профкон-центрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. Однако в целом существенного повышения эффективности обучения в этот период не произошло.

Наркомом просвещения до 1929 г. был Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933). Он занимался внедрением идеологии большевизма в школу и осуществлял ее реформирование, отстаивал идею формирования человека в интересах общества, разрабатывал проблему связи педагогики с социологией, связи эстетического воспитания и образования.

Выдающийся русский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) возглавлял опытную станцию, представляющую собой комплекс учебно-образовательных учреждений Наркомпроса, ряд детских садов, городских и сельских школ, внешкольных учреждений различного типа, учительских курсов. В 1920-е гг. педагог продолжает развивать свои дореволюционные идеи, связанные с организацией жизни детей во всех ее многообразных проявлениях. Он полагал, что построение всего образовательно-воспитательного процесса должно планироваться при обязательном учете личного опыта детей.

Каким же образом все изменилось в 21 веке? В Федеральном законе РФ № 273 (от 29 декабря 2012 г.) сказано, что Образование в Российской Федерации — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1].

В систему образования произошли следующие преобразования:

1) Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных: вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [1];

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы [1];

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Особое значение придается непрерывному образованию или образованию через всю жизнь: - (2.) Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [1].

Определились новые уровни в общем образовании:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

и профессиональном образовании:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации [1].

Что касается дополнительного образования, оно включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования в России создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Единый государственный экзамен. Впервые аббревиатура ЕГЭ прозвучала весной 2001 года, когда было подписано постановление Правительства Российской Федерации «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». В тот момент мало кто всерьез воспринял новый документ. Мысль о том, что страна перейдет от классической системы экзаменов, работавшей десятки лет, к чему-то совсем новому, казалась нереальной. ЕГЭ по сей день является спорной реформой российского образования. Министерство образования объявило, что, начиная с 2009 года, ЕГЭ становится обязательным школьным экзаменом на всей территории РФ.

Следующей основной задачей, которая стоит перед российским министерством образования - это научить школьников и преподавателей пользоваться всеми новейшими технологиями. С самого детства человек должен уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, быстро находить и использовать нужную информацию. К сожалению, многие опытные учителя существенно отстают от своих учеников в умениях пользования компьютером. Научиться пользоваться ИКТ должны не только обычные школьники и учителя, но и дети, имеющие проблемы со здоровьем (которые обучаются в спецшколах или на дому). В министерстве серьезно рассматривается вопрос о широком внедрении ИКТ по всей территории страны посредством создания электронных библиотек, систем справочной поддержки, массовому подключению к Интернету [3].

Молодые учителя легко владеют компьютером, а вот педагогам старого поколения придется пройти существенную переподготовку. Но, как отметил заместитель министра образования России, не у всех преподавателей есть желание обучаться ИКТ, так как они попросту не знают, как применить полученные знания. Поэтому необходимо формировать механизмы, которые будут стимулировать работников образования на создание и широкое применение электронных ресурсов [4].

Владение информационно-коммуникационными технологиями преподавателями предполагает разработку электронных учебников, что может решить вопрос нехватки учебников в российских школах. В последнее время обозначилась тенденция постепенного проникновения Интернета даже в самые глухие местечки нашей страны, по крайней мере, правительство заботится о том, чтоб в каждой школе, городской и сельской, был выход в мировую паутину. Так вот, все знают бумажные печатные учебники, которые необходимо переиздавать хотя бы раз в 10 лет, некоторые из них, переходя из рук в руки, рвутся, пылятся, обрисовываются, распадаются, по ним становится невозможно заниматься. Сколько нужно бумаги, чтоб обеспечить все школы пособиями. Решение проблемы правительство видит в электронных учебниках, которые можно распространять на дисках или скачивать из интернета. Такие электронные издания не занимают много места в школьных библиотеках, в них легче вносить изменения и корректировки, наглядные пособия в них богаче. К примеру, в обычном учебнике не уместишь много фотографий, таблиц, а в электронном помимо фото, слайдов, можно разместить и качественное познавательное видео. Электронные учебники предполагают многоуровневую систему обучения и проверки знаний. По ним можно заниматься как на занятиях в школе, так и дома самостоятельно [4].

Подводя итоги можно сказать, что построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения [5].

Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.

References

1. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2016-2017 goda [Elektronnyy resurs] http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrascheniya 20.10.17. g.) [Federal law «About education in Russian Federation» № 273-FL of the 29-th of december 2012 changes from 2016-2017 [EHlektr. resurs] http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data of work 20.10.17. g.)].

2. Zakon RF ot 10 iyulya 1992 goda №3266-1 «Ob obrazovanii»[Law of Russian Federation of the 10-th of july 1992 №3266-1 «About education»].

3. Mazalova M.A., Urakova T.V.. Urakova T.V.. Histiry of pedagogics and education, 2012 g. 286 p.

4. Kiseleva T. Reform of education // Trud. - 2005. - 18 № 28. p. 6 (in Russia).

5. Mayorova E.B. Reformirovanie sistemy obrazovaniya v Rossii [Reform of education of Russia], - 2013 g. pp. 34 - 42.

6. Professionalization of an individual involved in the educational process in a higher education institution [Elektronnyy resurs] INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL AND SCIENCE EDUCATION - 2016. № 14, Tom 16. eISSN: 1306-3065 (data obrascheniya 22.05.2018 g.).

7. Psychological and pedagogical technologies of actualizing practical orientation of educational environment in a university E-SdPTCONICIT - Espacios(ISSN07981015-Venezuela-Scopus), 2education(09), 419554 Vol. 38 (№ 40) Ano 2017. Pag.1. [Elektronnyy resurs] http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384001.html (data obrascheniya 20.05.2018 g.).


Login or Create
* Forgot password?