Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the analysis of psychologically significant problems of peacekeeping operations. In the course of the theoretical research the variety of problems is shown. The main problems are: the problem of dominance in peacekeeping; the problem of coordination of the peacekeeping contingent; the problem of neutrality; the problem of perception of the enemy's image; the problem of goal-setting of the military presence outside the national States; the problem of interethnic tolerance; language problems; the problem of psychological examination of international normative legal acts and documents; the problem of personnel potential of peacekeeping forces; the problem of interaction of psychologists of various departments and structures in the conduct of psychological work. The specificity of peacekeeping activities imposes additional requirements on psychologists of the Ministry of defense of Russia, the Ministry of internal Affairs of Russia and other law enforcement agencies such as: professional flexibility, mobility, activity, creativity, wide life and professional Outlook and experience, personal capacity, independence. The material of the article, the possession of the specifics of extreme activities in the field of peacekeeping operations allows to build an optimal system of psychological work.

Keywords:
peacemaking, peacekeeping contingent, cooperation, peacekeeping operation, security, image of the enemy, psychology of influence, psychological assistance, ethnopsychology, psychological culture, identity.
Text

Относительно новой сферой деятельности военных психологов и психологов иных правоохранительных органов является психологическое обеспечение миротворческих операций. Миротворческие контингенты широко представлены, например, в странах Африки и Ближнего Востока. Однако деятельность по принуждению к миру существенно отличается от боевой деятельности военнослужащих и правоохранения специалистов иных силовых ведомств [2]. Именно на изучения психологических проблем реализации деятельности военных психологов при их участии в миротворческих операциях было направлено проведенное нами теоретическое исследование.

Миротворческая операция или операция по поддержанию мира (принуждению к миру) – это систематизированная и специально организованная деятельность государств и международных организаций, в т.ч. с участием военного и гражданского персонала, по вмешательству в локальные или региональные конфликты с целью их предотвращения, прекращения или урегулирования, реализуемая в соответствии с Уставом ООН, решениями региональных организаций, либо в рамках региональных организаций или соглашений, либо на основании двусторонних или многосторонних договоров. Деятельность миротворческого контингента имеет некоторое сходство с учебно-боевой деятельностью военнослужащих, деятельностью военной полиции и сотрудников Росгвардии.

Следует подчеркнуть, что ряд специалистов указывают на сходство миротворческих операций со спасательными. Согласно мнению отечественного законодателя, спасательная операция – систематизированная и специально организованная деятельность органов государства и власти, иных организаций, представляющая собой совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени действий, реализуемых по поиску и спасению людей, оказанию потерпевшим первой медико-психологической помощи, а также их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации.

Различия в психологическом содержании данных направлений существенны, поскольку миротворчество в большей степени носит характер общественной деятельности, а спасательная операция рассматривается как функционал деятельности соответствующих органов государственной власти. При этом миротворческие операции в большинстве случаев прогнозируемы и хорошо подготовлены, в то время как спасательные операции носят внезапный (неожиданный) характер.

Миротворчество как ликвидация угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий имеет выраженный психологический аспект, т.к. основано на психологическом воздействии на конфликтующие стороны. Присутствие ограниченного военного контингента оказывает на население как стабилизирующее и дисциплинирующее воздействие, так и мотивирующее, соучаствующе-гуманистическое влияние. Расширение форм и методов миротворческой работы пронизаны психологическим содержанием. Это физическое и психологическое разъединение противоборствующих сил, наблюдение за прекращением огня или соблюдением иных условий политических договоренностей, контроль над вооружениями противоборствующих сторон, дискредитация незаконных формирований и их лидеров, обыски и изъятие оружия, обеспечение режима функционирования демилитаризованных и буферных зон, разные формы контроля над территорией, обеспечение правопорядка, обеспечение безопасности гуманитарных акций и проведение таких акций, содействие в организации или восстановлении гражданских структур и органов жизнеобеспечения населения, содействие в проведении переговоров противоборствующих сторон и т.п. Таким образом, деятельность психолога направлена не только на психологическую работу с персоналом миротворческого контингента, но и на психологическое сопровождение реализации миротворческих операций.

В современных условиях миротворчество связано с определенными психологическими проблемами, снижающими его успешность. Среди наиболее значимых следует выделить:

1. Проблема доминирования в миротворческой деятельности (т.н. проблема «кто главный?»). Традиционно считается, что те государства, которые осуществляют миротворческую миссию, впоследствии будут оказывать большее политическое влияние, получат экономические и иные преференции. Казалось бы, в основе миротворчества должны лежать благие цели. Однако позиции ряда стран разнятся. Некоторые государства преследуют не общественно значимые, а узко-ориентированные или наднациональные цели. Во многом, это обусловлено стремлением руководства США подменить миротворческие функции ООН «полицейскими действиями» и своим вмешательством в региональные конфликты с целью установления мира «по американскому образцу». НАТО, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС), ряд других международных организаций и объединений пытаются занять свою нишу в процессе нормализации отношений между странами и поддержания мира в отдельных регионах.

2. Проблема координации действий миротворческого контингента, управления силами и средствами миссии, построение системы сотрудничества. Поскольку миротворческие контингенты являются миссиями, объединяющими представителей различных государств, то управление разно национальными относительно обособленными полицейскими, авиационными, техническими, связными и иными подразделениями достаточно сложно. В подобных условиях в сочетании с выраженной экстремальностью кроется потенциал противоречий, конфликтов, противоборства.

3. Проблема нейтральности, «равной удаленности», беспристрастности в отношении противоборствующих сторон. Миротворцы не должны отдавать предпочтения ни одной из них, не оказывать прямого или косвенного содействия одной из сторон и ущемлять интересы другой. Свобода от установок и социальных стереотипов, личностная и профессиональная нейтральность востребованы как на уровне отдельного военнослужащего, так и на уровне органов управления миротворческой миссии.

4. Проблема восприятия образа врага. В отличие от традиционной войны, на которой военнослужащие всегда знают, где линия фронта и кто враг, в миротворческих операциях границы «свой-чужой» размыты. Так, например, внешне располагающий к себе местный житель вполне может быть террористом. Образ врага формируется под влиянием политических установок, социально-психологических стереотипов, указаний командиров, причем не всегда объективно [4]. В подобных случаях миротворец находится в ситуациях морально-этического конфликта – «Как относится к человеку с оружием? Кто он – враг или представитель конфликтующей стороны?».

5. Проблема целеполагания военного присутствия за пределами национальных государств. Мотивация несения службы в миротворческих контингентах определяется множеством факторов. Ведущими по праву являются морально-этические предикаты: служение Родине, защита родных и близких, обеспечение целостности государства и т.п. К сожалению, не всякий миротворец увлечется интернациональным долгом, оказанием помощи «братским народам». В этой связи на первый план выходят аспекты психологического отбора участников миротворческих миссий, социально-правовой защиты.

6. Проблема этнопсихологической культуры, межэтнической толерантности. Отношение к миротворческому контингенту со стороны местного населения (в т.ч. конфликтующих сторон) во многом зависит от характера коммуникации, этно-, исторической, религиозной, психологической и социокультурной идентичности. При их близости или совпадении военнослужащие будут рассматриваться как миротворцы, в противном случае – как оккупанты.

7. Языковые проблемы. Поскольку для занятия любой административно-командной должности в миссии требуется хорошее знание языка межличностного общения (рабочий язык миссий, как правило, английский), то его естественные носители автоматически получают известные преимущества. Плохое владение миротворцами языком влечет различные негативные последствия (в т.ч. непонимание коллег, неточное исполнение приказов, конфликты с окружающими), вплоть до репатриации. Проблема освоения языка обусловливает дополнительные требования к подготовке персонала миротворческой миссии.

8. Проблема психологической экспертизы международных нормативных правовых актов и документов, в той или иной степени влияющих на международную безопасность. Примером тому служит принятие более четких формулировок мандатов миротворческих миссий как юридической основы размещения и деятельности миротворческого контингента. Необходимы: психологически обоснованный анализ последствий международных вмешательств, оценка соответствия целей миротворчества и средств их достижения, идеологически оправданная и последовательная международная политика в области нормотворчества, уточнение границ возможного нарушения прав и свобод населения.

9. Проблема кадрового потенциала миротворческих сил, профессиональной подготовленности и личной безопасности. Остро стоит вопрос качественной общей и специальной подготовки миротворцев, а также их психологического обучения. Если необходимость профильной подготовки осознается на различных уровнях (например, проявляется в сдаче квалификационных экзаменов по автоподготовке и иностранному языку), то психологическая подготовка отдается на откуп тех или иных руководителей. Как следствие, недостаточная психологическая культура, сниженные возможности регуляции собственного поведения, дисгармоничность личностного развития, сниженный коппинг-ресурс создают дополнительные проблемы в работе с персоналом миротворческих миссий. Кроме того, отсутствие динамики ведения боевых или полицейских действий обусловливает то, что у военнослужащих зачастую притупляется чувство опасности, возникает привыкание к происходящему, появляются непрофессиональные поведенческие стереотипы и шаблоны [3]. Отмечаются определенные сложности при реализации психологического обора (подбора) миротворческого контингента [1], что связано как с размытостью идеологии изучения личности кандидатов для участия в специальных мероприятиях, так и недостаточной проработкой методолого-методического подхода.

10. Проблема взаимодействия миротворческого контингента различных стран, ведомств и структур. В экстремальных условиях может возникать конкуренция за «клиента», дублирование охранных и психологических мероприятий, дискоординация усилий участников, противоречивость подачи информации о происходящем в СМИ.

Приведенный перечень психологически значимых проблем не является исчерпывающим, что указывает на актуальность для военных психологов профессиональной гибкости, мобильности, активности, креативности, широкого жизненного и профессионального кругозора и опыта, личностной емкости, самостоятельности. Успешность проведения миротворческих операций в решающей степени модулируется как уровнем профессионализма психологов, так и их личностными качествами.

Таким образом, владение спецификой экстремальной деятельности в области реализации миротворческих операций обусловливает возможность построения оптимизированной системы психологической работы. При необходимости психолог сможет адаптировать имеющиеся у него компетенции, формы, методы и методики психологические работы под требования профессии.

References

1. Voronina N.L., Nekrasova E.A. Possibilities of application of "metaphoric cards" in working with the military, stand up to the guard // Gumanitarnyy vestnik Voennoy akademii raketnyh voysk strategicheskogo naznacheniya [Humanitarian Bulletin of the Military Academy of the strategic missile forces] 2017. № 4 (8). pp. 158-166 (in Russia).

2. Karayani A.G. Theoretical bases of psychological support service activities // Yuridicheskaya psihologiya [Legal psychology]. 2013. № 3. pp. 22-26 (in Russia).

3. Kopylova O.Yu. The impact of the Internet on personality change young man // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta [Bulletin of Moscow humanitarian-economic Institute]. 2014. № 2 (3). pp. 39-44 (in Russia).

4. Pozdnyakova O.A., Kopylova O.Yu. Free will in decision making: the hidden existential potentials // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta [Vestnik of the Moscow humanitarian-economic Institute]. 2018. № 1. pp. 118-120 (in Russia).


Login or Create
* Forgot password?