ASSESSMENT OF COMPLIANCE OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION IN INFORMATICS AND THE STATE FINAL EXAMINATION-9 (SFE-9) CODIFIER
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the question of compliance of the level of basic General education in computer science with the requirements for the preparation of students in the performance of tasks of the basic state examination.

Keywords:
school informatics, basic general education in informatics, basic state examination.
Text

Информатика является самой быстро меняющейся школьной дисциплиной. Содержание предмета «Информатика» в курсе основного образования обсуждается постоянно, начиная с момента введения данного предмета в школьную программу. При этом часто высказываются диаметрально противоположные взгляды. Определение цели изучения предмета «Информатика», набора тематик и объема изучаемого материала постоянно обсуждаются в самых разных сферах: от профессиональных сообществ до общественных организаций и собраний родителей учащихся. И это понятно – оказалось, что развитие ИТ-технологий привело к такому положению вещей, что разработки информационно-коммуникационных технологий интегрируются в жизнь современного человека самым неожиданным образом, иногда буквально врастая в него. Возьмем хотя бы пример с вживлением под кожу специальных микроустройств для идентификации личности, что дает огромный диапазон возможностей – от электронного удостоверения личности и пропуска до оплаты проезда и покупок. Все большее количество услуг и товаров приобретается при активном участии цифровых технологий. Предоставление государственных (и не только) услуг на специализированных порталах, заказ отелей, бронирование и покупка билетов от самолета до кинотеатра. В финансовых кругах обсуждается (а кое-где и начинает реализовываться) переход на облачные технологии. Торговля через Интернет постоянно растет. С развитием ИТ-технологий многие окружающие нас вещи приобретают новые, совершенно не присущие им изначально функции, которые, оказывается, очень удобно иметь под рукой в любое время. Самый распространенный из этого списка – сотовый телефон. Если первоначально сотовый телефон служил только для передачи звука (речи), то сейчас аналогичное устройство может исполнять функции записной книжки, диктофона, часов с будильником, интернет-терминала (а через него подключаться к справочным и иным ресурсам Интернета), миникомпьютера, фотоаппарата, телевизора, видео- и аудиопроигрывателя и т.д. Все эти новации требуют соответствующей информационной и методической поддержки. Многому пользователи узнают от друзей или при прочтении инструкций, статей справочной системы, часто подключаемой через Интернет, на форумах, в социальных сетях. Но, как правило, это разрозненные, несистемные знания. Чтобы лучше ориентироваться при работе с новым, незнакомым устройством, надо иметь некоторые представления об общих принципах работы устройства, о том, как оно организовано, о правилах работы его интерфейса и изучить другие свед ения общего характера. При работе с Интернетом следует знать правила, которых должны придерживаться разработчики интерфейса. Исходя из вышеизложенного, обычно предлагаются следующие варианты организации изучения информатики: краткое изучение с максимально возможным количеством направлений развития ИТ-сферы или приобретение почти профессиональных навыков по отдельным разделам курса, которые могут пригодиться выпускнику в его дальнейшей профессиональной деятельности. В свое время при включении в школьную программу дисциплины «Программирование» ее пропагандировали как «вторую грамотность». Включение данной дисциплины в школьный курс оказало большое влияние на обучение правильному образу мышления, на развитие алгоритмического мышления, а вместе с ним абстрактного, логического, критического, т.е. научного мышления. Э то можно считать основной общесистемной задачей изучения программирования в школе.

References

1. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (v red. Prikaza Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 № 1644) [Federal State Educational Standard of General Education]. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/938/fayl/749/prikaz Ob utverzhdenii 1897.pdf

2. Kodifi kator elementov soderzhaniya i trebovaniy k urovnyu podgotovki obuchayushchikhsya dlya provedeniya osnovnogo gosudarstvennogo ekzamena po informatike i IKT v 2019 godu, (podgotovlen FGBNU «Federal’nyy institut pedagogicheskikh izmereniy») [The codifi er of content elements and requirements for the level of preparation of students for the main state exam in computer science and ICT in 2019 (prepared by the Federal Institute for Pedagogical Measurements)]. Available at: http://www.fi pi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifi kacii-kodifi katory

Login or Create
* Forgot password?