Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается вопрос соответствия уровня основного общего образования по информатике требованиям, предъявляемым к подготовке школьников при выполнении заданий основного государственного экзамена.
школьная информатика, основное общее образование по информатике, основной государственный экзамен.
Информатика является самой быстро меняющейся школьной дисциплиной. Содержание предмета «Информатика» в курсе основного образования обсуждается постоянно, начиная с момента введения данного предмета в школьную программу. При этом часто высказываются диаметрально противоположные взгляды. Определение цели изучения предмета «Информатика», набора тематик и объема изучаемого материала постоянно обсуждаются в самых разных сферах: от профессиональных сообществ до общественных организаций и собраний родителей учащихся. И это понятно – оказалось, что развитие ИТ-технологий привело к такому положению вещей, что разработки информационно-коммуникационных технологий интегрируются в жизнь современного человека самым неожиданным образом, иногда буквально врастая в него. Возьмем хотя бы пример с вживлением под кожу специальных микроустройств для идентификации личности, что дает огромный диапазон возможностей – от электронного удостоверения личности и пропуска до оплаты проезда и покупок. Все большее количество услуг и товаров приобретается при активном участии цифровых технологий. Предоставление государственных (и не только) услуг на специализированных порталах, заказ отелей, бронирование и покупка билетов от самолета до кинотеатра. В финансовых кругах обсуждается (а кое-где и начинает реализовываться) переход на облачные технологии. Торговля через Интернет постоянно растет. С развитием ИТ-технологий многие окружающие нас вещи приобретают новые, совершенно не присущие им изначально функции, которые, оказывается, очень удобно иметь под рукой в любое время. Самый распространенный из этого списка – сотовый телефон. Если первоначально сотовый телефон служил только для передачи звука (речи), то сейчас аналогичное устройство может исполнять функции записной книжки, диктофона, часов с будильником, интернет-терминала (а через него подключаться к справочным и иным ресурсам Интернета), миникомпьютера, фотоаппарата, телевизора, видео- и аудиопроигрывателя и т.д. Все эти новации требуют соответствующей информационной и методической поддержки. Многому пользователи узнают от друзей или при прочтении инструкций, статей справочной системы, часто подключаемой через Интернет, на форумах, в социальных сетях. Но, как правило, это разрозненные, несистемные знания. Чтобы лучше ориентироваться при работе с новым, незнакомым устройством, надо иметь некоторые представления об общих принципах работы устройства, о том, как оно организовано, о правилах работы его интерфейса и изучить другие свед ения общего характера. При работе с Интернетом следует знать правила, которых должны придерживаться разработчики интерфейса. Исходя из вышеизложенного, обычно предлагаются следующие варианты организации изучения информатики: краткое изучение с максимально возможным количеством направлений развития ИТ-сферы или приобретение почти профессиональных навыков по отдельным разделам курса, которые могут пригодиться выпускнику в его дальнейшей профессиональной деятельности. В свое время при включении в школьную программу дисциплины «Программирование» ее пропагандировали как «вторую грамотность». Включение данной дисциплины в школьный курс оказало большое влияние на обучение правильному образу мышления, на развитие алгоритмического мышления, а вместе с ним абстрактного, логического, критического, т.е. научного мышления. Э то можно считать основной общесистемной задачей изучения программирования в школе.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644), URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/приказ Об утверждении 1897.pdf
2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по информатике и ИКТ в 2019 году, (подготовлен ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»), Документ опубликован не был. Доступ по URL: http://www.fi pi.ru/oge-i-gve-9/demoversiispecifikacii-kodifi katory