ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF WOLFRAM-TECHNOLOGY IN THE CONTEXT OF TRAINING IN QUANTITATIVE METHODS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the center of attention of the article – an opportunity modern Wolfram-technologies in training in quantitative methods and the quantitative researches allowing to reveal significant tendencies in development of social and economic situations. The didactic potential of Wolfram-technology allowing to organize in a new way educational cognitive activity of students, to focus attention to demand of modern information technologies and tools in the solution of applied problems of social and economic contents is specified. Recommendations on the use of Wolfram-technology within realization of applied mathematical training of future bachelor of management are submitted. Modern researches on application of quantitative methods to the analysis of various social and economic situations having essential value for development of innovative components of professional competence of future bachelor of management are analyzed. The presented fragments of educational cognitive activity of students on quantitative «Income», «Consumption» in the form of pair model and «Income», «The number of children of minor age», «Consumption», in the form of multiple model and also methodical recommendations about use of WolframAlpha can be useful to the analysis of factors to improvement of professional student teaching of training of future bachelor of management.

Keywords:
Wolfram, Wolfram Alpha, bachelor of management, informatization, quantitative methods, social and economic situation, economic cybernetics.
Text

Введение. Усложнение социально-экономических отношений и интеграция России в единую экономическую, образовательную и информационную среду требует пересмотра качества профессиональной подготовки будущего бакалавра менеджмента. Одним из значимых компонентов профессиональной компетентности бакалавра менеджмента является способность анализировать социально-экономические ситуации с применением количественных методов, а также способность выбора необходимых инструментальных средств анализа социально-экономической информации с целью использования в профессиональной деятельности наиболее значимых тенденций. Всесторонне исследуя прикладную математическую подготовку будущего бакалавра в экономическом университете, мы пришли к необходимости выделения специальной образовательной области «Количественные методы», связанной с принятием оптимальных, количественно обоснованных решений в различных сферах хозяйственно-экономической деятельности. Количественные методы и инструментальные средства их реализации как объект исследования. Современные количественные исследования социально-экономических ситуаций представлены в работах [4; 13; 15]. В исследовании [14] отмечается востребованность количественных методов для актуальной проблемы оценки состояния и потерь здоровья населения в регионах России. В работе [16] представлены принципы применения количественных методов и математического моделирования для оценки влияния макроэкономических показателей на деятельность предприятия. На необходимость обновления содержания обучения указывает исследование [12]. Оно содержит модель обновления содержания обучения и практические рекомендации по организации содержания обучения, некоторые из которых использованы в процессе обучения количественным методам в высшей экономической школе. Возможности современных педагогических технологий, актуальных для модернизации профессиональной подготовки будущего менеджера, раскрыты в публикациях [6; 10]. Отметим, что совершенствование профессиональной подготовки будущего бакалавра менеджмента невозможно без методически целесообразного использования электронного обучения, основные идеи которого представлены в публикации [1], новых информационных технологий, позволяющих организовать индивидуальную работу со студентами на качественно новом уровне [7]. Ранее в работе автора «Математическое моделирование и методы внутри модельных исследований» были представлены наиболее распространенные математические модели и методы внутримодельных исследований, позволяющие исследовать социально-экономические ситуации. В процессе опытно-экспериментально работы была поставлена задача определения границ их применения в учебном процессе и в процессе анализа различных социально-экономических ситуаций. Обновление содержания математический подготовки потребовало подбора оптимальных средств обучения, среди которых особое место занимает база знаний и набор вычислительных алгоритмов Wolfram Alpha. Отметим, что Wolfram-технологии оказались полезными как для решения специальных задач финансового моделирования, так и для решения частно-методических задач, связанных с реализацией принципа наглядности в обучении. Однако этим возможности Wolfram-технологии не исчерпываются. Так, решению задач по теории нечетких множеств в базе знаний Wolfram Alpha посвящена работа [9]. О функциях компьютерного моделирования и математического обеспечения экономико-социальных задач отмечается в работах [5; 11]. Авторы акцентируют внимание на необходимости адаптации методов моделирования и разработки специального программного обеспечения, поддерживающего решение различных оптимизационных задач. В рамках данной статьи внимание будет сосредоточено на анализе методической эффективности Wolfram-технологий в контексте обучения количественным методам, имеющим важное значение для профессиональной подготовки будущего бакалавра менеджмента.

References

1. Aslanov R.M., Ignatova O.G. Elektronnoe obuchenie vchera, segodnya, zavtra. problemy i perspektivy // Continuum. Matematika. Informatika. Obrazovanie. 2018. № 1. S. 28-35.

2. Kalinina E.S. Integrativnyy podkhod v obuchenii matematicheskim i estestvennonauchnym distsiplinam v VUZakh MChS Rossii // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. 2018. T. 1. S. 86-89.

3. Kalinina E.S. Integrativnyy podkhod k provedeniyu zanyatiy po matematicheskim distsiplinam v VUZakh MChS Rossii // Nauchno-analiticheskiy zhurnal Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii. 2017. № 2. S. 187-193.

4. Katasev A.S. Matematicheskoe obespechenie i programmnyy kompleks formirovaniya nechetko-produktsionnykh baz znaniy dlya ekspertnykh diagnosticheskikh sistem // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 10-9. S. 1922-1927.

5. Likhachev G.G., Sukhorukova I.V. Komp'yuternoe modelirovanie i matematicheskoe obespechenie ekonomiko-sotsial'nykh zadach // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2003. № 5. S. 60-62.

6. Monakhov V.M., Yarygin A.N., Korostelev A.A. Pedagogicheskie ob"ekty. Pedagogicheskoe proektirovanie. Know how tekhnologii. Tol'yatti, 2004. 36 s.

7. Mukhanov S.A., Mukhanova A.A., Nizhnikov A.I. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologiy dlya individualizatsii obucheniya matematike na primere temy «Differentsial'nye uravneniya» // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2018. № 1. S. 72-77.

8. Pantina I.V., Sinchukov A.V. Vychislitel'naya matematika: uchebnik. M.: Sinergiya, 2012. 176 s.

9. Sedova N.A., Sedov V.A. Reshenie zadach po teorii nechetkikh mnozhestv v baze znaniy Wolframalpha // Postulat. 2018. № 6. S. 102.

10. Smirnov E.I. Fundirovanie v professional'noy podgotovke i innovatsionnoy deyatel'nosti pedagoga. Monografiya. Yaroslavl': Kantsler, 2012. 646 s.

11. Sukhorukova I.V., Likhachev G.G. Ekonomicheskaya model' optimizatsii pri tsentralizovannom upravlenii zakupkami dochernikh kompaniy gosudarstvennoy korporatsii // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2016. № 6. S. 115-123.

12. Testov V.A. Obnovlenie soderzhaniya obucheniya matematike: istoricheskie i metodicheskie aspekty. Monografiya. Vologda: VGPU, 2012. 176 s.

13. Tikhomirov N.P. Metody otsenki effektivnosti investitsionnykh proektov v real'nom sektore ekonomiki v usloviyakh neopredelennosti iskhodnoy informatsii // Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova. 2011. № 6. S. 86-94.

14. Tikhomirova T.M. Kolichestvennye metody otsenki sostoyaniya i poter' zdorov'ya naseleniya v regionakh Rossii // Federalizm. 2016. № 1. S. 43-64.

15. Tikhomirova T.M. Metodologicheskie osnovy otsenki ekonomicheskikh poter' ot zabolevaniya naseleniya // Ekonomika prirodopol'zovaniya. 2002. № 3. S. 2-15.

16. Khuzina Z.R., Kataseva D.V., Katasev A.S., Kirpichnikov A.P. Matematicheskie modeli vliyaniya makroekonomicheskikh pokazateley na deyatel'nost' predpriyatiya // Vestnik Tekhnologicheskogo universiteta. 2018. T. 21. № 3. S. 181-184.

Login or Create
* Forgot password?