PROBLEMS OF MACROECONOMIC POLICY AND INNOVATION ACTIVITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Analysis using macro modeling of macroeconomic policy and its influence on innovation activity has been presented in this paper. General characteristics of governmental bodies which are responsible for macroeconomic policy has been given. Problems connected with non-deficit budget are discussed. It has been shown that present trends do not help a fast development of Russian economy’s innovation sphere and its modernization.

Keywords:
macroeconomic policy, innovation activity, non- deficit budget, macro modeling
Text

Перспективы устойчивого социально-экономического развития современной России зависят от макроэкономической, в первую очередь фискальной и денежно-кредитной политики, обеспечивающей возможности для обеспечения спроса на инновации и достижения науки. Существует несколько мнений относительно фискальной и денежно-кредитной политики, проводимой в России в первом десятилетии XXI в.

Кое-кто считает, что эта политика была исключительно позитивной: был осуществлен переход к плоской шкале подоходного налога (13%), что якобы привело к снижению сектора «теневой экономики» и декларированию высоких доходов; были введены налоги на извлечение и экспорт нефти и газа; стабилизационный фонд был подразделен на две части: резервный фонд и фонд национального благосостояния, благодаря чему в 2008 г. была поддержана банковская система и т.д. Сторонники этой точки зрения, как и бывший министр А. Кудрин, основными проблемами считают высокий уровень государственных расходов и коррупцию; по их мнению, необходимо снизить расходы на оборону, проводить дальнейшую приватизацию и т.п.

Ряд экспертов также считает, что фискальная политика была позитивной, имея в виду в первую очередь введение налогов на нефтегазовый сектор и подчеркивая, что это позволило наполнить государственный бюджет. Однако при этом они не одобряют либеральную ориентацию финансовой и денежной политики, при которой влияние государства на экономику снизилось и расходы консолидированного бюджета относительно ВВ П (35–37%) оказались ниже, чем во многих странах ЕС. Следует упомянуть и рекомендации финансистов МВ Ф, которые нацелены на формирование Резервного фонда в размере 7% ВВ П, сокращение бюджетных расходов, реформирование пенсионной системы, улучшение контроля над инвестициями и приватизацию госпредприятий, что, по их мнению, будет способствовать привлечению частных инвестиций [22].

References

1. Aganbegyan A.G. (Strategicheskaya zadacha Rossii - uskorenie sotsial´no-ekonomicheskogo razvitiya. Ekonomicheskie strategii. 2013. № 7.

2. Varshavskiy A.E. Nauchno-tekhnicheskiy progress v modelyakh ekonomicheskogo razvitiya. Metody analiza i otsenki. M.: Finansy i statistika, 1984.

3. Varshavskiy A.E. Znachitel´noe snizhenie neravenstva dokhodov - vazhneyshee uslovie perekhoda k innovatsionnoy ekonomike, osnovannoy na znaniyakh. Ekonomika i matematicheskie metody. 2007. T. 43. №4. S. 35-55

4. Varshavskiy A.E. Ekonomicheskie problemy razrabotki nauchno-tekhnicheskoy i innovatsionnoy politiki Rossii v usloviyakh globalizatsii. Kontseptsii. 2008. № 2.

5. Varshavskiy A.E. O proekte MER «Innovatsionnaya Rossiya-2020» (Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g.). Kruglyy stol v redaktsii. Innovatsii. 2011. № 2.

6. Varshavskiy A.E. Problemy nauki i ee rezul´tativnost´. Voprosy ekonomiki. 2011. № 1.

7. Varshavskiy A.E. Vliyanie makroekonomicheskoy politiki na innovatsionnuyu aktivnost´. V kn.: Ekonomiko-matematicheskie i instrumental´nye metody na sluzhbe modernizatsii narodnogo khozyaystva: sbornik dokladov i soobshcheniy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii, 28 noyabrya 2013 g. T. 2 / pod red. V.L. Makarova i G.B. Kleynera. M.: TsEMI RAN, 2013. S. 40-57.

8. Varshavskiy A.E. Rol´ makroekonomicheskoy politiki v opredelenii sprosa na innovatsii. Kontseptsii. 2013. № 1. S. 3-13.

9. Varshavskiy A.E. Problemnye innovatsii: riski dlya chelovechestva. M.: LENAND, 2014. 328 s.

10. Goreglyad V. Byudzhetnaya sistema i ekonomicheskiy potentsial strany. Voprosy ekonomiki. 2002. № 4.

11. Zhukovskiy V. Sistema udushayushchikh priemov Banka Rossii. Ekonomicheskie strategii. 2012. № 10.

12. Interv´yu Predsedatelya Banka Rossii E.S. Nabiullinoy informatsionnomu agentstvu «Reyter». TsB RF. 24 iyunya 2013 g. http://www.cbr.ru/pw.aspx?file=/press/press_centre/Nabiullina_Reuters_24062013.htm

13. Kaz´min D. Rossiyskiy biznes delaet vyvody iz kiprskoy ekspropriatsii. Vedomosti. 2013. 19 marta.

14. Kudrin A. Chego my zhdem ot novogo pravitel´stva. Ekonomicheskaya politika. 2012. № 2.

15. Meshcherin A. Nedra, klimat, investitsii. Neftegazovaya vertikal´. 2014. № 1.

16. Milovzorov A. Krakh Kipra pomozhet realizovat´ plan Putina. 19 marta 2013 g. URL: http://www.utro.ru/articles/2013/03/19/1107701.shtml

17. Plotonova O. Interv´yu Sergeya Ignat´eva, predsedatelya Banka Rossii. Vedomosti. 2013. 20 fevralya.

18. Rossiya na puti k sovremennoy dinamichnoy i effektivnoy ekonomike / pod red. akademikov A.D. Nekipelova, V.V. Ivantera, S.Yu. Glaz´eva. M.: Rossiyskaya akademiya nauk, 2013.

19. Samuel´son P., Nordkhaus V. Ekonomika. M.: Laboratoriya bazovykh znaniy, 2000.

20. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. M., 2011.

21. Tri zadachi Nabiullinoy: inflyatsiya, ekonomicheskiy rost, deshevye kredity. Finmarket. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3297000.

22. Fadeev N. MVF predupredil Rossiyu o zastoe. YTPO.

23. Yakovenko D. Sostoyanie tyazheloe, prognoz - pozitivnyy. Ekspert. 2011. №47. 28 noyabrya.

24. Koudrine: perspectives pour les finances russes. Le Courrier de Russie, 2011, 14-28 Octobre, p. 6, 7.

25. Palley T. The Case against Budget Surpluses. Challenge. V. 44, № 6, 2001, p.13-27.

Login or Create
* Forgot password?