The enterprise’s main task in the market economy has been posted and its decision has been presented. This task is based on games theory and substitutes a linear task of optimal planning under state-planned economy.
state-planned economy, market economy, games theory
70 лет наша страна жила в плановой экономике. Во всех технических вузах страны изучалась основная задача предприятия в плановой экономике. Линейная модель оптимального планирования, записываемая в матрично-векторной форме
СХ → max
AX ≤ B, X ≥ 0,
где X — план производства; A — матрица норм расхода или технологическая анализируемого предприятия; B — вектор запасов ресурсов, C — строка удельных прибылей от реализации производимой продукции.
Созданная усилиями замечательных ученых — Л.В. Канторовичем, Дж. фон Нейманом, Дж. Данцигом — теория линейного программирования (ЛП) и ее важнейшая часть, теория двойственности, составляют сегодня основу высшего образования экономистов, а сами теории составляют основу прикладной математики. В статье представляем возможную замену указанных теорий игровой моделью производственно-хозяйственной деятельности — основной задачей предприятия в рыночной экономике. В роли анализируемого предприятия может выступать небольшая (на 2–5 работников) мастерская по ремонту обуви, небольшая (на 20–30 работников) мебельная фабрика, делающая мебель по заказу населения, средних размеров автосервис типа «Genser» (50–70 работников), сравнительно большой (на 100 работников) типовой магазин (типа «Дикси», «Пятерочки» и т.п.), супермаркет (более 100 работников) и т.д. Основное отличие от указанного выше «предприятия» плановой экономики — работа не по плану, а для удовлетворения услуг населения. Заметим, между прочим, что в постиндустриальной экономике сфера услуг становится преобладающей.
1. Shapkin A.S., Mazaeva N.P. Matematicheskie metody i modeli issledovaniya operatsiy. 3-e izd. M.: Izd.- torgovaya korporatsiya «Dashkov i K», 2006.