ENSURING CONTINUITY BETWEEN PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION
Rubrics: HOT TOPIC
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article substantiates scientifically the approaches to ensuring continuity between the two levels of education — pre-school and primary general, the relevant regulatory and legal framework is considered, and the specifics of the public attitude to this problem are discussed. The article describes conditions for the formation of pre-school activities in preschoolers, such as the position of the subject, the personal (motivational) component, the ability to work by instruction, as well as independently search of ways to solve practical and cognitive tasks, control over the way they perform their actions and assess them, cognitive actions.

Keywords:
continuity between preschool and primary general education; mechanisms and conditions for the formation of prerequisites for learning activities; normative and legal basis of the activity of educational organizations; principles and values of Russian preschool education.
Text

В дошкольном детстве необходимо обеспечить становление ребенка в качестве субъекта доступных ему видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, изобразительной, музыкальной, двигательной. В дальнейшем, уже во время обучения детей в первом классе, под руководством учителя на основе сформированных в детском саду предпосылок происходит становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности [1]. Согласно С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву и другим исследователям субъект и субъектность появляются, проявляются и развиваются в деятельности, в активности. Таким образом, категории «субъектность» и «деятельность» взаимосвязаны: деятельность человека – условие формирования и развития субъектности; субъектность – одно из условий включения человека в самостоятельную, развивающую деятельность. Следовательно, задачей педагогики является поиск путей и средств поддержания и стимулирования активности ребенка в образовательном процессе, а задачей педагога – их использование для организации деятельности детей, создания условий, обеспечивающих максимальную реализацию личности как субъекта деятельности. Определяющее значение для развития личности, субъектности в деятельности имеет сохранение ребенком позиции индивида в организуемой или поддерживаемой взрослым детской деятельности. От этого во многом зависит интерес дошкольника к деятельности, ее развивающий эффект. Сегодня и воспитатель дошкольной организации, и учитель начальной школы, прежде всего, должны рассматривать в качестве цели образования поддержку стремления растущей личности к проявлению инициативы, активности, самостоятельности в познавательной деятельности, которые лежат в основе саморазвития, самообразования. Однако исследователь учебной самостоятельности младших школьников О.А. Рыдзе справедливо отмечает, что значительное число учителей начальных классов не создают на уроке условий для проявления самостоятельности учащегося: только 57% педагогов отводят на самостоятельный труд учеников на уроке около 10 минут. Все этапы обучения: объяснение, закрепление учебного материала, контроль за процессом и результатом деятельности – осуществляет учитель. «При такой организации учебной деятельности, – отмечает О.А. Рыдзе, – ребенок просто не успевает проявить инициативу» [8, с. 46]. Между тем стимулировать познавательную активность ребенка можно, например, «погружая» его в необычные условия, создавая несложные проблемные ситуации. В таком случае, по мнению исследователя В.А. Петровского, происходит «выход» человека за его собственные пределы, легко обнаруживаются и развиваются субъектные проявления. Важнейшее условие поддержания процесса становления субъектности ребенка – диалогизация взаимодействия субъектов педагогического процесса, поскольку, согласно М.М. Бахтину, человек может быть понят только в диалоге и через диалог.

References

1. Anan’ev B.G., Sorokina A.I. Podgotovitel’nyy period v pervom klasse i formirovanie gotovnosti detey k obucheniyu [The preparatory period in the first grade and the formation of children’s readiness for learning]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1955. 48 p.

2. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 480 p.

3. Zaporozhets A.V. Znachenie rannikh periodov detstva dlya formirovaniya detskoy lichnosti. Printsip razvitiya v psikhologii [The importance of early childhood periods for the formation of a child’s personality. Principle of development in psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1978, pp. 243-267.

4. Lerner I.Ya. Problemnoe obuchenie [Problem training]. Moscow, Znanie Publ., 1974. 64 p.

5. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B. Formirovanie motivatsii ucheniya: kniga dlya uchitelya [Formation of the motivation of the teaching: a book for the teacher]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990. 192 p.

6. Osobennosti psikhicheskogo razvitiya detey 6-7-letnego vozrasta [Features of mental development of children 6-7 years of age]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 136 p. Available at: http://www.studmed.ru/view/elkonin-daniil-venger-al-red-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey-6-7-letnego-vozrasta_b068caaca3d.html (accessed 10 May 2018).

7. Podd’yakov N.N. Psikhicheskoe razvitie i samorazvitie rebenka ot rozhdeniya do shesti let: novyy vzglyad na doshkol’noe detstvo [Mental development and self-development of a child from birth to six years]. Moscow, Tvorcheskiy tsentr «Sfera» Publ., 2010. 144 p.

8. Rydze O.A. Kurs «Matematika vokrug nas»: razvitie samostoyatel’nosti mladshego shkol’nika sredstvami uchebnogo predmeta [Course “Mathematics around us”: development of independence of the younger schoolchild with the means of the academic subject]. Nachal’noe obrazovanie [Primary education]. 2017, I. 2, pp. 45-52.

9. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost’. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sistem [Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems]. Moscow, Logos Publ., 1999. 272 p. Available at: http://pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-22.shtml (accessed 10 May 2018).

10. Usova A.P. Obuchenie v detskom sadu [Education in kindergarten]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1981. 176 p.

11. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkol’nogo obrazovaniya. Utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 [Federal state educational standard of preschool education. Approved. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 2013. Available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed 07 May 2018).

12. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya. Utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 (v red. prikazov ot 26 noyabrya 2010 g. № 1241, ot 22 sentyabrya 2011 g. № 2357) [Federal state educational standard of primary general education. Approved. The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 № 373 (in the edition of orders of November 26, 2010 № 1241, from September 22, 2011 № 2357)]. Available at: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (accessed 10 May 2018).

Login or Create
* Forgot password?