SUCCESSFUL STRATEGIES OF IT-BUSINESS INTEREST PROMOTION AND REPRESENTATION IN RUSSIAN PUBLIC AUTHORITIES: SECTOR’S SPECIFIC AND THEORETICAL FRAMEWORK
Abstract and keywords
Abstract (English):
Current article is the second of the series, which is dedicated to research of GR-activity in IT-sector. The aim of the research is determination of configuration of characteristics of the most successful strategy of GR-activity for the IT-company that works in Russia. The first part of the research was focused on elaboration of the appropriate theoretical framework for the following analysis what made possible to use in current article the classification of regulatory issues of M. Meng and method of Regester and Larkin for prioritization of regulatory issues. Business groups exposed to regulatory risks were identified and stratificated, based on the methodology of normative-sociological institutionalism and results of the regulatory monitoring and informational monitoring. Thereafter, for the each group regulatory issues were allocated and prioritized. The analysis revealed that “software developers” business group was struggling with a relatively small numbers of regulatory issues and, moreover, was the only business group that had a positive development dynamic of the regulatory issue. While regulation issues of other business groups had negative development dynamic or did not demonstrate development dynamic at all. These facts gave reason to assume that business group “software developers” uses the most effective GR-strategy within IT-sector. The next final article of the series will be focused on stakeholder analysis with the use of insider information.

Keywords:
GR, IT, representation and promotion of the interest in authorities, interest groups, lobbyism, governmental policy, regulatory issues, regulatory monitoring.
Text
Publication text (PDF): Read Download

GR-деятельность компаний в России это, с одной стороны, интересное направление для исследований, лучше всего отражающее особенности политического режима. С другой стороны – данное исследовательское направление представляется весьма непростым: в отсутствии регулирования данной деятельности, исследователю неизбежно приходится сталкиваться с ограничениями доступа к инсайдерской информации о GR-деятельности, а в некоторых отраслях исследование лоббизма приближается по характеристикам к изучению ‘hidden population’.

Тем не менее, эти трудности исследователей не останавливают. Данная работа концентрируется не на GR как практике в целом [2; 20; 21], а на ее реализации в ИТ-отрасли. Изучение GR-деятельности в ИТ-секторе сопряжено не только с практическим (каким образом игроки из данной сферы выстраивают взаимодействия с органами государственной власти с учетом отраслевой специфики?), но и с научным интересом, так как существующие объяснительные конструкции оказываются неприменимыми в силу специфики отрасли. Таким образом, изучение GR-деятельности в ИТ позволит расширить и углубить существующее теоретическое понимание GR-деятельности в России в целом, а в частности – понять, какие стратегии представления и продвижения интересов ИТ-отрасли в органах государственной власти являются наиболее успешными. Данная статья является второй из серии, посвященной исследованию GR в ИТ-отрасли, и сконцентрирована на анализе регуляторных вопросов отрасли. Первая статья [25] была посвящена изучению теоретического аспекта данной тематики.

 

Оценка существующих в ИТ-секторе регуляторных вызовов

§ 1 Анализ регуляторных вопросов

В силу объема данных мониторинга регуляторных вопросов, мы ограничимся приведением здесь ключевых характеристик и результатов. Мониторинг СМИ проводился за период с 02.10.2017 по 31.12.2017 по следующим ключевым словам: Клименко; Минкомсвязи; Министерство связи; Никифоров; Регулирование ИТ; Регулирование IT, а также различным уточненным формулировкам для конкретизации регуляторных вопросов.

Мониторинг нормативно-правовых актов (НПА) производился в период с 02.10.2017 по 10.03.2018 при помощи системы СОЗД: изучались документы, где профильный комитет (по информационной политике, информационным технологиям и связи) являлся исполнителем или соисполнителем.

Таким образом, при помощи информационного мониторинга, а также мониторинга НПА было установлено, что в отношении регулирования IT-отрасли существуют вопросы на всех 5 стадиях, выделенных М. Менгом.

References

1. Agregatorov priravnyayut k prodavcam Pravitel'stvo odobrilo regulirovanie «Yandeks.Market», «Tovary.Mail.Ru», Price.ru [Elektronnyy resurs]// Gazeta RBK URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/03/10/58c149f69a794743048766a1 (data obrascheniya: 10.03.2018).

2. Volodenkov S.V. Internet kak tehnologicheskoe prostranstvo sovremennyh politicheskih kommunikaciy: perspektivy i scenarii razvitiya // Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2017. - №3. - S. 79-100.

3. V RF poyavitsya blokcheyn-platforma dlya administrirovaniya v sfere zdravoohraneniya [Elektronnyy resurs]// Runet Media URL: https://therunet.com/news/30491 (data obrascheniya: 14.11.2017).

4. V sluchae prinyatiya resheniya o blokirovke zapadnyh socsetey rossiyskie vlasti predlozhat pol'zovatelyam al'ternativnye internet-produkty [Elektronnyy resurs]// Zhurnal interesant URL: http://www.interessant.ru/politics/v-sluchaie-priniatiia-riesh (data obrascheniya: 25.11.2017).

5. Gosduma prigrozila zablokirovat' Google za vydachu zapreschennyh ssylok [Elektronnyy resurs]// Rossiyskaya gazeta URL: https://rg.ru/2017/10/12/gosduma-prigrozila-zablokirovat-google-za-vydachu-zapreshchennyh-ssylok.html (data obrascheniya: 25.02.2018).

6. Zakonoproekt №1187178-6 [Elektronnyy resurs]// Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/1187178-6 (data obrascheniya: 02.03.2018).

7. Zakonoproekt №184271-7 O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah (v chasti ustanovleniya administrativnoy otvetstvennosti za neispolnenie obyazannostey organizatorom rasprostraneniya informacii v seti «Internet», obespechivayuschim predostavlenie informacionno-kommunikacionnyh servisov obmena mgnovennymi soobscheniyami) [Elektronnyy resurs]// Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/184271-7 (data obrascheniya: 25.11.2017).

8. Zakonoproekt №195446-7 O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii" (v chasti utochneniya poryadka ogranicheniya dostupa k informacionnym resursam) [Elektronnyy resurs]// Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/195446-7 (data obrascheniya: 25.11.2017).

9. Zakonoproekt №211158-7 O vnesenii izmeneniy v stat'yu 54 Federal'nogo zakona "O svyazi" v chasti osuschestvleniya uslug svyazi po edinomu tarifu v predelah territorii Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs]// Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/211158-7 (data obrascheniya: 25.11.2017).

10. Zakonoproekt №219116-7 O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ustav avtomobil'nogo transporta i gorodskogo nazemnogo elektricheskogo transporta" i Federal'nyy zakon "O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii" (o regulirovanii deyatel'nosti internet-agregatorov) [Elektronnyy resurs]// Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/219116-7 (data obrascheniya: 25.11.2017).

11. Zakonoproekt №223849-7 O vnesenii izmeneniya v stat'yu 10-1 Federal'nogo zakona "Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii" (v chasti utochneniya obyazannostey organizatora rasprostraneniya informacii v seti) [Elektronnyy resurs]// Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/223849-7 (data obrascheniya: 25.11.2017).

12. Zakonoproekt №223871-7 O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah (v chasti ustanovleniya administrativnoy otvetstvennosti za narushenie obyazannostey operatorom social'noy seti) [Elektronnyy resurs]// Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/223871-7 (data obrascheniya: 25.11.2017).

13. Zakonoproekt №52657-7 O vnesenii izmeneniy v stat'yu 16 Federal'nogo zakona "Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii" (v chasti utochneniya trebovaniy o zaschite informacii) [Elektronnyy resurs]// Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/52657-7 (data obrascheniya: 25.11.2017).

14. Zakonoproekt №922546-6 O vnesenii izmeneniy v stat'i 60 i 68 Federal'nogo zakona «O svyazi» i Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah (v chasti utochneniya istochnikov formirovaniya rezerva universal'nogo obsluzhivaniya i ustanovleniya otvetstvennosti za narusheniya poryadka predostavleniya svedeniy o baze rascheta obyazatel'nyh otchisleniy v rezerv universal'nogo obsluzhivaniya) [Elektronnyy resurs]// Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/922546-6 (data obrascheniya: 25.11.2017).

15. Klimenko prizval zasudit' Twitter za blokirovku reklamy RT i Sputnik [Elektronnyy resurs]// Delovaya gazeta Vzglyad URL: https://vz.ru/news/2017/10/26/892614.html (data obrascheniya: 25.11.2017).

16. Minfin Rossii vystupaet protiv vvedeniya obyazatel'nogo kiber-strahovaniya v Rossii [Elektronnyy resurs]// Informacionno-pravovoy portal Ganant.ru URL: http://www.garant.ru/news/1149011/ (data obrascheniya: 25.11.2017.

17. Prezident RF podpisal antiterroristicheskiy "paket Yarovoy" [Elektronnyy resurs]// Informacionno-pravovoy portal Garant.ru URL: http://www.garant.ru/news/782190/ (data obrascheniya: 08.12.2017).

18. Programma "Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii" [Elektronnyy resurs]// Pravitel'stvo Rossii URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrascheniya: 03.10.2017).

19. Rouminga bol'she net: kak sdalas' "bol'shaya chetverka" [Elektronnyy resurs]// Informacionnoe agentstvo RIA Novosti URL: https://ria.ru/economy/20170925/1505538227.html (data obrascheniya: 10.03.2018).

20. Stepanov A.A. Vliyanie politicheskoy kul'tury na biznes-sredu: problema vybora analiticheskoy strategii //Biznes. Obschestvo. Vlast'. - 2017. - №26. - S. 196-214.

21. Stepanov A.A. Izmenenie strategiy vzaimodeystviya biznesa i regional'noy vlasti v usloviyah sokrascheniya mezhbyudzhetnyh transfertov //Biznes. Obschestvo. Vlast'. - 2018. - №27. - S. 142-162.

22. FAS vnov' otlozhila delo protiv "Megafona" po nacional'nomu roumingu [Elektronnyy resurs]// TASS Informacionnoe agenstvo Rossii URL: https://www.google.ru/amp/tass.ru/ekonomika/4761817/amp (data obrascheniya: 24.11.2017).

23. SIM-karty sdelayut polnocennym identifikatorom lichnosti [Elektronnyy resurs]// Moskovskiy Komsomolec URL: http://www.mk.ru/social/2017/11/15/simkarty-sdelayut-polnocennym-identifikatorom-lichnosti.html (data obrascheniya: 25.11.2017).

24. Telegram oshtrafovali na 800 tysyach rubley za otkaz peredat' FSB klyuchi ot perepiski pol'zovateley [Elektronnyy resurs]// Meduza URL: https://meduza.io/news/2017/10/16/telegram-oshtrafovali-na-800-tysyach-rubley-za-otkaz-peredat-fsb-klyuchi-ot-perepiski-polzovateley (data obrascheniya: 25.02.2018).

25. Stepanov A.A. Uspeshnye strategii predstavleniya i prodvizheniya interesov IT-biznesa v organah gosudarstvennoy vlasti: otraslevaya specifika i teoreticheskaya ramka //Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 2. - №. 2. - S. 53-77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22186/view (data obrascheniya: 22.09.2018).

Login or Create
* Forgot password?