Russian Federation
The author examines the problems, resources and opportunities of formation of information space of younger students in the family; the issues of personality formation in the information environment, the problems of information culture.
information environment, educational resources of information space, information culture, home entertainment, children's literature, computer and television.
Информация и знания влияют практически на все сферы деятельности современных детей, а также на их воспитание. Информационные технологии позволяют детям выражать себя в творчестве, приобретать нужную и полезную информацию, открывают доступ к ценностям мировой культуры. Все это является составляющими информационной культуры личности. Информационная культура формируется путем накапливания индивидуального творческого опыта, духовно-нравственного становления личности, обретения устойчивых общечеловеческих ценностей. Компьютерные технологии и СМИ являются прямыми факторами, влияющими на развитие личности детей, характеристику и особенности их эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющей, так как оказывают непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций и усвоение младшими школьниками социальных норм.
Специалисты сходятся во мнении, что многие детские средства массовой информации в нашей стране имеют низкое качество, что напрямую влияет на уровень информационной культуры во многих семьях. Особое беспокойство вызывает тот факт, что данная проблема затрагивает младших школьников – источниками социальных рисков являются информационные потоки, которые могут негативно влиять на развитие личности младших школьников, их нравственное, духовное и физическое развитие. Информационные сети, имея всеобъемлющий характер, интенсивно погружают младших школьников в электронную реальность, что придает процессам развития и воспитания детей новые качества.
Информационное пространство, являясь естественной средой жизнедеятельности школьников, привлекает их своей доступностью, вместе с тем, предоставляет возможности для обмена информацией, общения с информационными ресурсами. Година Т.А. отмечает: «ценность исследования информационного пространства заключается в том, что позволяет рассматривать его как воспитательную информационно-коммуникационную среду, как поле деятельности, организация которого направлена на воспитание ценностных навыков младших школьников» [1, с. 8].
В стихийно формирующейся информационной среде становится практически невозможным контролировать все информационные потоки, которые обрушиваются на детское сознание. Возможность манипулировать им, навязывать те или иные стереотипы поведения и мышления усиливается несформированностью взглядов и убеждений младших школьников. Информационная среда демонстрирует определенные поведенческие образцы и культурные нормы, которые могут восприниматься в качестве культурных образцов. Отношение к выбираемой информации и формирование общего мнения детей производится в соответствии с их потребностями и предпочтениями, личностными установками, привлекательностью материала, круга общения и самого информационного канала. Рассматривая социальные проблемы воспитания в контексте влияний компьютерных технологий, представляется особенно актуальным исследование и дальнейшая организация информационного пространства, окружающего современных школьников.
«Воспитание – это культура приобщения детей к определенной системе ценностей, которая креативно создается и переживается в процессе общения со взрослыми, а также усваивается посредством собственной духовной активности» [2, с. 70]. Задача улучшения воспитательных ресурсов информационного пространства затрагивает все субъекты образовательного процесса: воспитательные, образовательные, учреждения дополнительного образования, семью. Безусловно, главная роль отводится семье, где дети воспитываются в течение большого периода своей жизни. Никакой из институтов воспитания по продолжительности воздействия на развитие личности не может сравниться с семьей. От условий воспитания, от личностных особенностей, взаимоотношений и поведения родителей зависит развитие способностей, талантов, склонностей будущего человека.
Ребенок выходит из семьи с уже сформировавшимся самосознанием, несет в себе определенную структуру ценностей и образцов поведения, и его дальнейшая социализация зависит от результатов социализации первичной. Поэтому, вопрос участия семьи в поиске продуктивных методов передачи социального опыта также актуален.
Специалистами отмечается, что компьютерные игры, телевидение, видеопродукция, Интернет становятся все более доступными для школьников и вместе со СМИ несут в себе достаточно большой объем деструктивного содержания, тем самым становясь факторами, стимулирующими негативные тенденции роста социальных девиаций, формирования в подростковой среде культа денег, насилия, жестокости.
Такое положение вещей закономерно подводит к выводу о потребности внесения изменений в воспитание младших школьников, изменений, обеспечивающих информационную и культурную социализацию детей. Важно, чтобы эти изменения удовлетворяли возрастные, базовые общекультурные и интеллектуальные интересы и потребности школьников. В этой связи возникает ряд вопросов о том, как свести к минимуму отрицательное воздействие поступающей к школьникам информации, сделать ее безопасной, развить умение противостоять ее негативным проявлениям: максимизировать положительные качества: помочь понять значимый смысл информации и научить грамотному общению с телекоммуникационными системами.
Выделим наиболее популярные информационные каналы и ресурсы, несущие информационные угрозы (телевидение, художественная литература, компьютер, различные гаджеты и сеть Интернет) и постараемся дать родителям необходимые советы по организации безопасного информационного пространства младших школьников, исходя из возрастных, психических и других особенностей.
Рассмотрим возможные причины негативного воздействия СМИ на детей и способы формирования их читательской культуры.
Причина первая. Недостаточное развитие читательской культуры детей. Современные школьники отождествляют свой досуг с личным свободным временем, которое, зачастую, больше ориентировано на времяпровождение в сети, за компьютером или за просмотром телепередач. Семья, значимый взрослый, образовательные учреждения, непосредственные партнеры по общению отходят на второй план. У ребенка все реже находится время для обмена информацией и общения с окружающими. Такого рода досуг позволяет ребенку оставаться инертным потребителем и не требует напряжения.
Учитывая значительную роль художественной литературы в воспитании детей, наша задача научить их любить книги. Условия домашнего чтения гораздо комфортнее, чем в школе или в других развивающих учреждениях, так как имеется возможность читать то, «что нравится», имеется возможность обмениваться с товарищами книгами, поэтому именно родителям в большей степени под силу формирование устойчивого интереса к чтению.
При развитии читательской культуры детей, важно учитывать, что чтение должно формировать, в первую очередь, нравственные основы, способствовать упорядоченному мышлению, помогать ребенку различать добро и зло.
Итак, что можно посоветовать родителям в том, как знакомить младших школьников с детской литературой? Какое чтение будет для них полезным?
- Книги следует покупать детям как можно раньше. Пока ребенок еще не начал читать, читайте ему чаще вслух сами, рассматривайте и описывайте вместе с ним иллюстрации.
- Для младшего школьного возраста больше подойдут книжки с красочными картинками и крупным шрифтом. Они предпочитают уже произведения со сложным сюжетом и множеством действующих лиц, чтобы можно было ждать продолжения. И если ребёнок заинтересовался содержанием книги можно прекратить чтение на интересном моменте. Дети, зачастую увлекаясь желанием узнать, какие события произойдут далее, продолжают читать самостоятельно. Нужно похвалить их за проявленную самостоятельность и попросить пересказать прочитанное.
- Книги следует подбирать соответственно возрасту, предпочтениям и интересам. Важно, чтобы литературные произведения адекватно ими воспринимались и, по возможности, имели ответы на интересующие их вопросы.
- Следует учитывать их индивидуальные интересы – некоторых привлекают детские рассказы, других – сказки, кому-то нравятся приключения, а кому-то рассказы о природе и животных, поэтому лучше покупать книги, которые будут читаться с интересом.
- Знакомьте детей с детскими периодическими изданиями. Можно предложить: журнал «Детский развивашка», который направлен на всестороннее развитие детей и включает рубрики «Точечная разукрашка», «Секреты колобков», «Вовка в тридевятом царстве», загадки-комиксы, оригами, головоломки, «Кулинарный клуб», «Уроки рисования», познавательные статьи; журнал для всей семьи «Барбоскины», который учит играть, писать, рисовать, мастерить; детский журнал «Маленький зоомагазин», включающий истории о животных, развлечения, задания, кроссворды; детский журнал «Непоседа», содержащий рубрики о путешествиях, сказках, познавательных историях, лабиринтах, увлекательных играх, головоломках и загадках.
- Пробудить интерес к чтению можно просмотром мультфильма, снятого по мотивам сказки, затем эту сказку прочитать.
- В этом возрасте сохраняется эффект игры, поэтому увлекательным будет чтение детских произведений по ролям в игровой форме.
- Хорошо, если практикуется рассказ о прочитанном и его анализ: «Что тебе больше всего понравилось в книге? Кто главный герой? Кого можно назвать положительным героем, а кого отрицательным? Почему ты так считаешь? На кого из героев ты хотел бы быть похож?». Важно задавать вопросы, определяющие отношение детей к нравственным сторонам произведения.
- В семейном кругу воспитательное значение имеют совместные чтения детей и взрослых вслух. Старшим членам семьи это помогает лучше узнать интересы своих детей, их увлечения, объяснить им непонятное, а младших – сближает в общении со взрослыми. Читать лучше по очереди: сначала бабушка, затем мама, следом ребенок. По прочтению книги можно поделиться впечатлениями о прочитанном, отметить наиболее интересные сюжеты.
- Вместе посещайте библиотеки. Обсуждайте прочитанное: в транспорте, по пути в школу, домой, на прогулку. Не дочитав книгу до конца, попросите ребёнка самому придумать окончание истории, тем самым развивая его воображение.
- Невозможно приучить детей к чтению без собственного примера. Важно регулярно читать самим, читать с удовольствием, делиться впечатлениями о прочитанном, рассказывать о положительном влиянии книги на жизнь людей.
Причина вторая. Компьютер. Особую роль в формировании информационного пространства младших школьников играет компьютер. Рассмотрим роль компьютера в досуге детей. Многие родители сталкиваются с таким положением вещей, когда дети, по возвращению домой из школы, сразу садятся за компьютерные игры. Они могут, не отходя от него, учить уроки, а могут и вовсе пропустить занятия в школе. Если по какой-то причине у ребенка нет возможности сесть за компьютер (сломался или родители запрещают), он находится в агрессивном, раздраженном состоянии, зачастую не зная, чем себя занять, может угрожать, шантажировать. Что делать тем родителям, у детей которых очевидна зависимость от компьютера?
- Не следует категорично отстранять ребенка от занятий за компьютером, так как компьютер существенная часть его будущего. Для того чтобы стать полноценным членом современного общества детям необходимо изучать компьютер. Если грамотно использовать компьютер для умственного развития детей можно извлечь весомую пользу.
- В зависимости от возраста ребенка установите лимит времени для работы за компьютером и неукоснительно соблюдайте режим (5-6 лет от 25 до 30 мин.; 6-8 лет 30 мин.; 9-11 лет 1 – 1,5 часа). Следует точно оговаривать время, отведенное для игр за компьютером, и систематически соблюдать установленные правила.
- Используйте только те информационные ресурсы (игры, программы, сайты сети Интернет), которые соответствуют их возрасту. Предпочтение отдавайте развивающим, обучающим и познавательным программам. Предварительно ознакомьтесь с ними сами. Можно посоветовать следующие игры: «Мышление и логика», «Включай мозги», «Правила дорожного движения», «Юный гений», «Животные Австралии», «Разгадываем кроссворды и ребусы», «Все обо всем», «Секреты твоего скелета» (в анатомическом 3D атласе), целями которых является развитие внимания, восприятия, памяти, пространственного мышления и логики.
- Принимайте участие в совместных с ребенком компьютерных играх. Помогайте ему во время игры, хвалите его.
- Альтернатива вместо запретов! В противовес занятиям за компьютером необходимо формировать у детей интерес к физическим упражнениям, подвижным и дидактическим играм.
- Категорически запретить пользоваться компьютером перед сном.
- Вести постоянные наблюдения за тем, чтобы виртуальное общение с компьютером не заменяло реальное общение с членами семьи, друзьями и сверстниками.
Причина третья. Чрезмерно увлекаясь телевидением, дети, проводящие слишком много времени за телевизором, лишаются возможностей общения с членами своей семьи, игр со сверстниками, занятий спортом, чтения книг и других полезных видов досуговой деятельности. Учеными доказано, что регулярный просмотр телевизора со временем формирует привычку пассивного получения информации, заменяющей активное исследование и познание окружающего мира. Кроме того, телевидение может создавать «искусственную среду обитания» со своими раздражителями.
Напротив, телевизионные каналы, транслирующие детские передачи, конкурсы, викторины, различные познавательные программы, имеют положительные стороны, так как предлагают младшим школьникам много полезной информации, позволяют расширять свой кругозор и транслируют различные модели поведения. Что можно посоветовать родителям?
- Важно дозировать и четко определять время, проводимое ребенком за просмотром телепередач, примерно, это около двух часов в день.
- Следует оградить школьника от «раздражающих» программ и передач, изобилующих насилием. Важно помнить, что телевизор – это способ узнать, что-то новое, а не просто возможность чем-то занять детей.
- Лучше заранее спланировать режим дня, где у ребенка будет возможность самому выбрать время для уроков, занятий спортом и просмотра телевизора. Такой режим важно практиковать регулярно до тех пор, пока школьник к нему привыкнет, и в дальнейшем самостоятельно не станет его соблюдать.
- Предложите ребенку самому выбрать полезные (на ваш взгляд) телепередачи. Посмотрите их вместе, а после отметьте положительные стороны и тактично укажите на отрицательные.
- Постарайтесь вызывать больший интерес к познавательным и образовательным программам, например, к таким как: «Нарисованные истории», «Галилео», «Звездная команда», «Умники и умницы», «Фани Инглиш», «Есть такая профессия», «Мультстудия», «Пора в космос»; детскому телеканалу «ВКТ» – с программой «Сюрприз из хлопушки», которая наполнена познавательными сюжетами, репортажами для детей; детскому просветительскому каналу «Улыбка ребенка»; развлекательно-познавательным программам «Ералаш» и «Волшебный микрофон»; развивающей телепередаче с уроками немецкого, английского и французского языков «Детский час», в рамках которой транслируются выступления детских коллективов, проходит показ мультфильмов; многосерийной передаче «Уроки тетушки совы», которая на примерах из жизни объясняет простые, полезные и доступные правила, учит детей осмотрительности при использовании бытовой техники, правилам безопасности в различных ситуациях.
Глобальный характер информатизации, интенсивность погружения детей в виртуальное пространство придает процессам семейного воспитания новые качества. В этой связи важно учитывать, что информационную безопасность младших школьников гарантируют не методы запрета общения с информационными источниками, не их ограничение, а грамотное формирование окружающего их информационного пространства, формирование умений отбирать полезную информацию, развитие информационной культуры детей.
1. Godina T.A. Issledovanie innovacionnyh processov formirovaniya informacionnogo prostranstva vysshego uchebnogo zavedeniya (s ispol'zovaniem zarubezhnogo opyta) / Avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. - M., 2005. - 22 s.
2. Gorshkova V.V. Filosofskaya suschnost' teorii vospitaniya // V diapazone gumanitarnogo znaniya. Sbornik k 80-letiyu professora M.S. Kagana. - SPb.: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obschestvo. - 2001. - № 4. - S. 66-73.