Moskva, Moscow, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article reveals the practical experience of aneducator teaching younger schoolchildren to write compositions based on the use of activity-type technologies within the system of textbooks “Elementary School of the XXI Century”. The author examines the sequence of stages in the formation of younger schoolchildren’s ability to compose various creative texts. It emphasizes the contribution of various subjects of primary school to the development of children’s ability to fantasize and compose.
younger schoolchild; composition; teaching methods; stages of forming skills to compose different creative texts; disclosure of the creative potential of students.
Приоритетная цель современного образования — формирование коммуникативной грамотности учащихся. Ее невозможно достичь без хорошо развитой речи, которая положительно влияет на обучение не только языку, но и всем школьным предметам, способствует успешному общению, обеспечивает высокий интеллектуальный уровень ребенка. В свое время выдающийся русский филолог-славист И.И. Срезневский писал: «Учить надо тому, что необходимо в жизни, а самым необходимым в жизни является овладение речью» [7, с. 42–43]. Развитие речи детей — одна из ведущих задач современной начальной школы. Учитель должен сформировать у детей умение правильно строить предложение, ставить слова в нужной последовательности, согласовать их друг с другом и верно произносить, а затем всё это оформлять письменно. В рамках системы учебников «Начальная школа XXI века» эта задача решается с помощью технологий деятельностного типа. Рассмотрим, как их использование позволяет формировать у учащихся начальной школы умение писать сочинения, на основе примеров из опыта работы автора.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Анализ педагогических исследований Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Г.А. Фомичевой и др. дает возможность выделить следующие требования к речи учащихся:
1. Содержательность (тема высказывания должна быть знакома ребенку, а рассказ — интересен как слушателю, так и самому рассказчику, поэтому необходимо научиться отбирать материал).
2. Логическая последовательность в построении высказывания (логичный переход от одной части высказывания к другой, отсутствие повторов, умение завершить высказывание). Эти требования относятся к структуре изло-
жения высказывания, однако не менее важными являются и требования к языковому оформлению текста.
3. Грамматическая правильность речи — ее соответствие литературной норме (правильное согласование слов в предложениях, составленных по законам синтаксиса).
4. Точность словоупотребления — умение выбирать те слова, которые отражают замысел говорящего во всей полноте. Это требование можно рассматривать и в плане использования разнообразных лексических средств (синонимов, антонимов, многозначных слов).
5. Выразительность речи. Это требование связано с предыдущим, так как умение ярко и убедительно передать мысль определяется выбором разнообразных выразительных речевых средств.
6. Ясность речи и ее чистота. Это требование также соотносится с выбором языковых средств в зависимости от контекста.
7. Правильное звуковое оформление речи — использование верной интонации, дикции.
1. Vinogradova N.F. Okruzhayushchiy mir: metodika obucheniya: 1-4 klassy [The world around us: the method of teaching: 1-4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2005. 240 p.
2. Ivanov S.V., Evdokimova A.O., Kuznetsova M.I. Russkiy yazyk: uchebniki dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy. 1-4 klassy [Russian language: textbooks for students of general education organizations. 1-4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2016.
3. Ivanov S.V., Kuznetsova M.I., Evdokimova A.O. Russkiy yazyk: programma, planirovanie, kontrol'. 1-4 klassy [Russian language: program, planning, control. 1-4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013. 384 p.
4. Ladyzhenskaya T.A. Svyaznaya rech' [Connected speech]. Metodika razvitiya rechi na urokakh russkogo yazyka: kniga dlya uchitelya [The Technique of Speech Development in Russian Language Lessons: A Book for Teachers]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1980, pp. 189-235.
5. Rozhdestvenskiy N.S. K probleme razvitiya rechi [To the problem of development of speech]. Rechevoe razvitie mladshikh shkol'nikov [Speech development of junior schoolchildren]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1970, pp. 5-25.
6. Sbornik programm k komplektu uchebnikov «Nachal'naya shkola XXI veka» [Collection of programs for a set of textbooks "Elementary School XXI century"]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2008, pp. 28-45.
7. Sreznevskiy I.I. Ob izuchenii rodnogo yazyka voobshche i osobenno v detskom vozraste [On the study of the native language in general and especially in childhood]. Moscow, Krasand Publ., 2010. 120 p.
8. Uzorova O., Nefedova E. Kak nauchit' rebenka pisat' sochineniya po kartinkam [How to teach a child to write essays on pictures]. Moscow, AST Publ., Astrel' Publ., 2002. 273 p.
9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 31 p.