INNOVATIVE ACTIVITY FINANCING MANAGEMENT OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
At the moment stable, essential non-budgetary sources of financing of higher education institutions aren't found. However both the state, and higher education institutions in itself try to solve the specified problem, organizing various investment programs capable it is essential to increase quantity of money on activization and development of innovative activity of the higher school.

Keywords:
financing; innovative activity; management; higher education institution; university.
Text

Инновационная деятельность является достаточно капиталоемким и относительно длительным процессом [1]. Таким образом, требуется последовательное финансирование практически всех стадий цикла получения нововведения [2] (рис. 1) – от идеи до момента коммерциализации новшества.

Рис. 1. Обобщенная схема инновационного цикла

 

Стоит отметить, что каждая новая стадия требует в десять раз больше денежных средств, чем предыдущая. Тем самым поиск, анализ и нахождение источников финансирования является стратегически важной для выживания вуза задачей [3].

Финансирование инновационной деятельности высшего учебного заведения осуществляется по двум каналам:

  1. За счет бюджетных средств бюджетов различных уровней, выделяемых для проведения фундаментальных и поисковых научных исследований.
  2. За счет внебюджетных средств, поступающих в вуз из различных источников.

Средства, выделенные в соответствии с государственным заказом, распределяются по отдельным статьям расходов. Перераспределение средств не допускается. Тем самым, исключается возможность перевести неизрасходованные денежные средства в то направление, например, стипендиальный фонд или фонд оплаты труда, где испытывается дефицит финансов [4].

Лицевой счет государственных финансовых средств вуза контролируется казначейством, и установленные правила не допускают использования этих средств на нецелевые нужды. Организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической квалификации)), определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расхода имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемых бюджетным законодательством. Учреждение вправе самостоятельно распоряжаться только денежными средствами, поступающими по определенной статье экономической классификации бюджетов, но только в пределах данной статьи.

Выделяют следующие источники внебюджетных средств для высшего учебного заведения:

  1. Средства, поступившие от организаций, предприятий и учреждений на выполнение вузами исследований и разработок по хозяйственным договорам [5].
  2. Средства, поступившие по итогам оказания платных образовательных услуг [6].
  3. Средства Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и других федеральных фондов.
  4. Гранты и специальные средства, выделяемые международными научными фондами и организациями.
  5. Собственные средства вуза, научной организации, технопарка, формируемые в установленном порядке.
  6. Благотворительные взносы спонсоров, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, в том числе зарубежных партнеров.
  7. Другие законные источники, в том числе доходы, полученные в результате сдачи в аренду помещений и оборудования вуза, оказание платных непрофильных услуг и т.д.

В условиях, когда государственная политика распределения бюджетных средств остается неизменной, приоритетной задачей для любого вуза инновационного типа становится эффективное увеличение потока внебюджетных доходов [7]. Помимо традиционных источников получения внебюджетных денег, таких как предоставление платных образовательных услуг и выполнение НИР, можно задействовать и инновационный потенциал высшего учебного заведения [8]. В этом случае источниками дополнительных финансовых ресурсов могут стать собственные инновационные продукты и услуги, которые предоставляются организациям либо в форме лицензий, либо в форме готовой продукции [9]. Но прежде, чем произведенный продукт или услуга принесут необходимую прибыль, требуется затратить существенное количество денежных средств на доведение продукта или услуги до той стадии, когда их уже можно тиражировать и продавать [10]. Необходимые средства необходимо получать путем эффективной реализации уже существующих у вуза продуктов [11].

В общем виде модель финансирования инновационной деятельности вуза можно представить в следующем виде (рис. 2):

 

 

 

Рис. 2. Модель финансирования инновационной деятельности вуза

 

В предложенной модели выделяются шесть основных источников финансовых средств для развития инновационной деятельности высшего учебного заведения:

  • Собственные средства вуза, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных источников. Как правило, они в дефиците, поэтому взять на себя полностью поддержку инновационной активности не могут. В основном их целесообразно использовать для сохранения работоспособности творческих коллективов [12].
  • Целевые фонды или фонды целевого капитала (эндаументы). Правила поступления доходов и направления расходов для таких фондов регламентируются их положениями, принимаемыми ученым советом вуза и соответствующим федеральным законом. Такие фонды могут образовываться для поддержки учебных и научных проектов, реализуемых творческими коллективами. Средства фонда могут образовываться за счет пожертвований физических и юридических лиц. Целевой капитал позволяет быстро изыскивать средства на финансирование перспективных проектов, осуществляемых в рамках высшего учебного заведения.
  • Средства от успешного участия в конкурсах и грантах, которые проводят как государственные структуры, фонды и министерства по приоритетным направлениям развития науки и технологий, так и коммерческие структуры [13]. Высшему учебному заведению целесообразно иметь административную команду профессионалов, которая отслеживала бы извещения о конкурсах, подавала бы конкурсные заявки на участие в них и оформляла отчетную документацию, и научную команду – в качестве нее выступают творческие группы, которые выполняют содержательную часть работы. Часть средств, выделяемых на реализацию конкурсных проектов, – до 50%, переходит в общий бюджет высшего учебного заведения.
  • Средства от выполнения сторонних договоров коммерческих предприятий [14]. Как правило, это могут быть консалтинговые услуги, договоры на выполнение определенных исследований, на передачу прав на разработки вуза, на создание промышленных образцов, на продажу партий продукции, производимых малыми инновационными предприятиями при высших учебных заведениях и пр. [15]. При данной схеме получения финансирования часть средств переходит в общий бюджет учебного учреждения.
  • Средства от продажи лицензий. Высшее учебное заведение и малые инновационные предприятия, входящие в его инновационную инфраструктуру и связанные партнерскими взаимоотношениями, могут заниматься лицензированием технологий, которые были разработаны в рамках научных проектов творческих коллективов, и на которые права принадлежат вузу или малому предприятию. В последнее время, с развитием культуры соблюдения авторских прав, данный вид бизнеса становится все более актуальным и прибыльным.
  • Венчурный капитал – шестой источник финансовых средств, под которым подразумеваются средства, предназначенные для рискового инвестирования в проекты и компании. Также ключевую роль в данном виде капитала играют венчурные капиталисты, под которыми понимаются, прежде всего, финансовые организации (инвестиционные фонды, инвестиционные банки, брокерские фирмы и индивидуальные инвесторы), а также их руководящий состав, непосредственно участвующий в принятии инвестиционных решений в системе венчурного финансирования. Данный источник является относительно новым для России, но на данный момент он активно развивается как отдельными объединениями коммерческих организаций, так и государственными структурами. Венчурный капитал предназначен для первоначального развития деятельности инновационных предприятий и используется для создания пробного производства, дополнительных промышленных мощностей и завоевания рынка, что необходимо для получения максимального экономического эффекта от конкурентных преимуществ инновационных товаров или услуг. Стоит отметить, что венчурные фонды не являются благотворительными организациями, которые спонсируют инновационные проекты. Их деятельность основана на выкупе части собственности (уставных долей, акций) новой компании, которую они могут продавать в случае успешной реализации проекта за деньги, которые превышают первоначальные вложения в десятки раз.

Перечисленные шесть финансовых источников направлены на обеспечение деятельности структурных единиц, которые непосредственно участвуют в инновационном процессе.

Основной структурной единицей являются творческие коллективы, участниками которых являются специалисты, реализующие все научные проекты в рамках высшего учебного заведения [16]. В состав творческих коллективов входят преподаватели, научные работники вуза, студенты и аспиранты [17]. Каждый участник коллектива является специалистом в какой-то определенной области. В свободное от участия в проектах время члены творческих коллективов выполняют свои основные обязанности в соответствии со штатным расписанием учебного заведения [18].

В том случае, если вуз получает заказ на проведение определенных работ, из творческого коллектива формируется проектная группа, состоящая из узкого круга специалистов, необходимых для реализации конкретного проекта [19]. Проектная группа является временным объединением, создаваемым под конкретные работы.

Члены творческого коллектива могут также входить в штат сотрудников малого инновационного предприятия, связанного с высшим учебным заведением партнерскими взаимоотношениями, для того, чтобы иметь возможность завершить инновационный процесс и коммерциализировать собственные разработки [20].

При завершении работы проектных групп и малых инновационных предприятий специалисты возвращаются в состав творческих коллективов.

Творческие коллективы, проектные группы и малые инновационные предприятия являются не только потребителями финансовых средств, но они также и генерируют новые денежные средства, которые помимо удовлетворения собственных нужд (материально-технического обеспечение, заработная плата, налоговые отчисления и прочее) идут и на увеличение инвестиций в высшее учебное заведение.

Стоит отметить, что ситуация с финансированием государственных высших образовательных учреждений стабилизировалась после 90-х годов ХХ в., но на данном этапе развития экономики страны вузы пока не могут полностью самостоятельно справиться с проблемами материального обеспечения инновационной деятельности [21]. Это обусловлено несколькими факторами:

  • Контролем бюджетных денежных потоков вуза казначейством, что не позволяет перераспределять финансы между разными статьями расходов и, как результат, использование «серых» схем перераспределения финансовых ресурсов.
  • Отсутствием действующих тиражируемых моделей финансирования. Поэтому целесообразным является использовать и развивать предложенную модель финансирования.
  • Недостаточно развитой системой венчурного капитала, что не позволяет в должной мере получить финансирование действующим малым инновационным предприятиям.
  • Недостаточной реализацией потенциала высшего учебного заведения в сфере оказания платных образовательных и научных услуг из-за отсутствия маркетинговой структурной единицы в составе вуза, чьей функцией была бы задача продвижения товаров и услуг.
References

1. Hohlova O.S. Razvitie vzaimodeystviya vysshih uchebnyh zavedeniy s promyshlennymi predpriyatiyami i gosudarstvom na osnove opyta SShA / A.A. Harin, O.S. Hohlova // Innovacii. - 2011. - № 8 (154). - S. 17-23.

2. Fedorov V.K. Povyshenie kachestva innovacionnyh razrabotok v special'nom mashinostroenii na osnove primeneniya metodov standartizacii i dizayna / V.K. Fedorov, A.A. Harin, A.N. Ganza // Tehnologiya mashinostroeniya. M.: Izd-vo Rossiya, - 2013. - № 12. - S. 62-64.

3. Rozhdestvenskiy A.V. Razvitie innovacionnoy deyatel'nosti na osnove integracii vysshih uchebnyh zavedeniy i predpriyatiy / A.V. Rozhdestvenskiy, A.A. Harin, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, - 2013. - № 4-2 (183). - S. 7-13.

4. Gurckoy D.A. Klastery kak instrument razvitiya setevogo vzaimodeystviya mezhdu predpriyatiyami i universitetami / D.A. Gurckoy, V.K. Fedorov, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU. - 2013. - № 4-2 (183). - S. 217-221.

5. Balashov V.V. Razvitie sistemy vzaimosvyazey vysshego obrazovaniya s proizvodstvennymi strukturami / V.V. Balashov, O.S. Harina, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU. - 2013. - № 4-2 (183). - S. 185-190.

6. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury obrazovaniya, nauki i biznesa: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, V.V. Balashov, A.A. Harin, O.S. Harina. M.: Al'fa-M, 2014. - 160 s.

7. Kolenskiy I.L. Upravlenie razvitiem innovacionnoy deyatel'nosti v regionah Rossii: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, I.L. Kolenskiy, A.A. Harin. M.: NIC INFRA, 2015. - 213 s.

8. Karpov A.S. Razvitie innovacionnyh predpriyatiy na osnove nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti molodezhi / A.S. Karpov, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU». - 2015. - № 6. - S. 275-279.

9. Harina O.S. Napravleniya vzaimodeystviya vuzov i predpriyatiy, sposobstvuyuschie razvitiyu chelovecheskogo kapitala / O.S. Harina, A.A. Harin, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU». - 2015. - № 6. - S. 293-297.

10. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury kak mehanizm upravleniya innovacionnym razvitiem ekonomiki / A.A. Harin // Fakul'tet menedzhmenta: 70 let organizacionno-upravlencheskih innovaciy: sb. st. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. M.: Izd-vo Paleotip. - 2015. - S. 297-302.

11. Harin A.A. Innovacionnaya infrastruktura kak osnovnoy element nacional'noy innovacionnoy sistemy / A.A. Harin / RAN. INION. Centr nauch.-inform. issled. po nauke, obrazovaniyu i tehnologiyam // Naukovedcheskie issledovaniya, 2015: sbornik nauchnyh trudov; pod red. Rakitova A.I. M. - 2015. - S. 12-18.

12. Ganeev A.R. Sertifikaciya professional'nyh kvalifikaciy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala dlya postroeniya innovacionnoy ekonomiki / A.R. Ganeev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2015. - № 6 (200). - S. 84-90.

13. Poduraev Yu.V. Vzaimodeystvie obrazovatel'nyh organizaciy vysshego obrazovaniya i mashinostroitel'nyh predpriyatiy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2015. - № 8 (202). - S. 42-44.

14. Podkuyko A.I. Rol' inzhiniringovyh uslug v razvitii tehnologicheskih innovaciy (na primere sub'ekta Rossiyskoy Federacii) / Pastuhov V.V., Podkuyko A.I., Harin A.A., Harin A.A. // Innovacii. -2016. - № 3 (209). - S. 42-46.

15. Kharin Alexander. Educational environment forming on the basis of the human capital development / Alexander Karpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).

16. Poduraev Yu.V. Razvitie chelovecheskogo potenciala predpriyatiy na baze sovmestnyh nauchno-obrazovatel'nyh kompleksov s obrazovatel'nymi organizaciyami vysshego obrazovaniya / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2016. - № 8 (214). - S. 20-24.

17. Podkuyko A.I. Osnovnye instrumenty gosudarstvennoy podderzhki razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». - 2016. - №4(39). - S. 131-135.

18. Elbakiev A.M. Tendencii i problemy razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii. / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». - 2017. - №2(41). - S. 103-106.

19. Kharin A.A. Innovative infrastructure as basic element of national innovative system / Kharin A.A., Kharina O.S., Yeleneva J.Y., Andreev V.N. // 2nd International Conference on Business, Economics and Management (BEM 2017) JUN 28-29, 2017. Advances in Business and Finance vol.7 p.3-7.

20. Kharin A.A. Corporate knowledge management in Ramp-up conditions: The stakeholder interests account, the responsibility centers allocation / Julia Y.Yeleneva, Alexander A.Kharin, Konstantin S.Yelenev, Vladimir N.Andreev, Olga S.Kharina, Elena V.Kruchkova. // CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology 03.02.2018. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2017.12.002

21. Harina O.S. Upravlenie funkcionirovaniem innovacionnoy obrazovatel'noy organizaciey s cel'yu razvitiya ee resursnogo obespecheniya. /O.S. Harina, A.A. Harin// Ustoychivoe razvitie regionov Rossii: ot strategii k taktike: Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii / Pod obsch.red. S.S. Chernova. - Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2018. - S. 124-130.

Login or Create
* Forgot password?