Penza, Penza, Russian Federation
from 01.01.2007 to 01.01.2022
Penza, Penza, Russian Federation
The set of researches is devoted to studying of criteria, being guided by which entrants give the preference to this or that higher education institution where they would like to graduate. Treat such criteria: responses of relatives, friends and acquaintances, training cost, existence of the interesting direction of preparation, reputation, demand of university graduates by employers, etc. At the same time after all infrequently entrants are guided by the rating of the university which reflects his situation in education market, the status and reputation. Perhaps, it is quite difficult to be guided in the ratings of higher education institutions to future students as their large number pays off. The submitted article represents attempt to understand what ratings of the universities exist what positions are taken by the Russian higher education institutions in the world rankings who and on what indicators is in the lead in the national ratings of the universities.
rating; reputation; education system; university; higher educational institution.
Конкурентоспособность системы образования любой страны определяется наличием в этой стране университетов мирового класса. В глобальных рейтингах лидерами являются американские и британские вузы. Но даже они ведут борьбу за повышение своих позиций в мировых рейтингах, что свидетельствует о высокой общественной оценке результатов деятельности университета, о его репутации.
Репутация высшего учебного заведения представляется нам как общественная оценка, мнение, сложившееся о вузе, которое создается под влиянием различных факторов его внешней и внутренней среды [7].
Несмотря на то, что понятие репутации вуза в определенной мере довольно субъективно, ее роль приобретает возрастающее значение, помогая привлечь в учебные заведения с хорошей репутацией лучшие таланты среди студентов и профессоров, притягивая инвестиции и обеспечивая вузам высокие позиции, как в национальных, так и в мировых рейтингах.
Европейским центром по высшему образованию (ЮНЕСКО-СЕПЕС, Бухарест) и Институтом политики в высшем образовании (IHEP, Вашингтон) собраны, проанализированы и систематизированы различные типы и виды методов, применяемых в рейтинговании образования [4].
Рейтинги вузов классифицируются по типам:
- Рейтинги с начислением единого итогового балла – их применяют для ранжирования вузов в целом. Процедура такова: составляется набор показателей, каждому из них присваиваются свой вес, с учетом которых вычисляется единая итоговая оценка качества для данного вуза. Это очень распространенный подход, наиболее удачными примерами его применения могут послужить рейтинги U.S.News and World Report (США) и журнала «Перспективы» (Польша).
- Рейтинги вузов по конкретным дисциплинам, программам обучения или по отдельным предметам – в этом случае ранжированию подвергаются не вузы, а предлагаемые ими отдельные программы или обучение определенным предметам. Таким образом, можно оценивать качество учебных программ любого уровня – от программ получения диплома до аспирантских, профессиональных и др. Такие рейтинги готовит журнал «Перспективы» (Польша), «Штерн» (Германия), «Бизнес уик», «Файнэншл Таймс» (Великобритания) и мн. др.
- Рейтинги с комбинированным подходом в ранжировании. В данном случае присутствуют свои, особенные методы рейтингов / таблиц лиг, которые невозможно объединить в единый тип.
Рейтинги вузов классифицируются по своей структуре:
- Порядковый. В этом случае вузам присваиваются порядковые номера, и они располагаются в рейтинге в соответствии с этими номерами. Такой подход применяют в «Приложении по высшему образованию к газете "Таймс"», рейтинги DAAD в Германии и др.
- Кластерный (группировка вузов по рейтингу). Например, рейтинг «Штерн» (Германия) объединяет ранжируемые вузы в три группы – лучшую, среднюю и худшую.
- Комбинированный. Каждому вузу присваивается количественная оценка, но данные публикуются только по определенному числу лучших вузов. Этот вариант представляет своего рода гибрид двух первых. Такой подход применяет «Рекрут» (Япония), где в рейтинг по каждому показателю включаются только 50 лучших вузов. Возможны и другие комбинации.
Рейтинги вузов классифицируются по источникам данных:
- По имеющимся данным (например, содержащимся в опубликованных отчетах вузов).
- По собранным данным (анкетирование студентов, профессорско-преподавательского состава, работодателей, выпускников).
Авторитетными рейтинговыми агентствами Европы являются Times Higher Education (THE) и QS, США – U.S.News, Азии – Шанхайский рейтинг. Мировые рейтинги университетов интересны для желающих получать высшее образование, а также заниматься преподавательской или научной деятельностью за рубежом.
Эксперты мировых рейтингов учитывают количество нобелевских лауреатов и известных профессоров вуза, цитируемость исследователей, академическую репутацию, международную активность и трудоустройство выпускников.
Сложная ситуация складывается на протяжении многих лет с репутацией и признанием российских университетов на мировом уровне. Ведущему учебному заведению нашей страны МГУ им. М.В. Ломоносова в рейтинге 2017 г. присвоено лишь 188 место, а в пятьсот лучших вузов вошли всего десять учебных заведений России.
Составитель рейтингов лучших вузов мира британская компания Quacquarelli Symonds (QS) World University Rankings оценивает университеты по шести показателям: исследовательская деятельность, преподавание, мнение работодателей и карьерный потенциал, количество иностранных студентов и преподавателей. Рейтинг QS уделяет внимание репутации вузов в академической среде. Лидерами рейтинга в течение многих лет являются вузы США и Великобритании, первая десятка из которых представлена в табл. 1.
Таблица 1
Рейтинг университетов мира QS 2017 г. [9]
Рей-тинг в мире |
Учреждение |
Страна |
Балл |
Академич. репутация |
Репутация среди работодателей |
Соотношение Студент/преподаватель |
Индекс цитирования на 1 преподавателя |
% иностранных преподавателей |
% иностранных студентов |
1 |
MIT |
США |
100 |
100 |
99,9 |
100 |
100 |
100 |
96,1 |
2 |
Стэнфордский Университет |
США |
98,7 |
100 |
99,4 |
100 |
100 |
99,6 |
72,7 |
3 |
Гарвардский Университет |
США |
98,4 |
100 |
99,9 |
100 |
98,3 |
96,5 |
75,2 |
4 |
Калифорнийский технологический институт |
США |
97,7 |
99,5 |
100 |
85,4 |
100 |
93,4 |
89,2 |
5 |
Кембриджский университет |
Великобри-тания |
95,6 |
100 |
78,3 |
100 |
100 |
97,4 |
97,7 |
6 |
Оксфордский университет |
Великобри-тания |
95,3 |
100 |
76,3 |
100 |
100 |
98,6 |
98,5 |
7 |
UCL Университетский колледж Лондона, Лондонский университет |
Великобри-тания |
94,6 |
99,7 |
74,7 |
99,5 |
99,1 |
96,6 |
100 |
8 |
Имперский колледж Лондона (Imperial College London) |
Великобри-тания |
93,7 |
99,4 |
68,7 |
100 |
100 |
100 |
100 |
9 |
Чикагский Университет |
США |
93,5 |
99,9 |
85,9 |
92,9 |
96,5 |
71,9 |
79,8 |
10 |
ETH Zurich |
Швейцария |
93,3 |
99,6 |
98,7 |
99,4 |
68,2 |
100 |
98,8 |
30 мая 2018 г. британская компания Times Higher Education опубликовала восьмой выпуск мирового репутационного рейтинга университетов (The Times Higher Education World Reputation Rankings 2018) [13]. В рейтинг вошли два российских университета: МГУ имени М.В. Ломоносова – 33 строка и Московский физико-технический институт (государственный университет) – группа 91-100. Всего в рейтинге представлены 100 ведущих университетов из 21 страны.
Этот рейтинг ежегодно создается на основе данных обширного экспертного опроса представителей мировой академической общественности. Каждый эксперт, участвующий в опросе, определяет до 15 университетов, которые, по его мнению, являются лучшими в своей научной отрасли по таким показателям, как научно-исследовательская и образовательная деятельность.
Много лет подряд данный рейтинговый список возглавляет Гарвард. В топ-20 рейтинга вошли 13 университетов США, 4 британских университета, 2 университета из Китая и 1 – из Японии.
В другом мировом рейтинге университетов Россия занимает весьма высокие позиции. В рейтинге БРИКС QS упор сделан на показатели, которые отражают общие черты, присущие вузам Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, подчеркивают сильные стороны систем высшего образования в этих странах.
В 2017 г. в рейтинг вошли 300 лучших университетов стран БРИКС, при этом 68 вузов представляют российскую высшую школу. В этот рейтинг также вошли 94 китайских вуза, 61 бразильский, 65 индийских и 12 вузов ЮАР. Ведущий университет России – МГУ имени М.В. Ломоносова – вернулся в первую пятерку и занял пятое место (табл. 2).
Таблица 2
Российские вузы в мировом рейтинге QS БРИКС 2017 г. [3]
Выше шла речь о мировом опыте рейтингования университетов. А вот в России в 2001 г. Министерство образования и науки приказом №631 от 26.02.2001 г. «О рейтинге высших учебных заведений» инициировало разработку методики рейтинга университетов нашей страны. В основе методики определения рейтинга вуза лежали более 45 показателей по таким критериям, как интеллектуальный потенциал вуза, активность, профессорско-преподавательский состав, студенты и аспиранты, подготовка научных кадров, объем научных исследований, издательская деятельность и т.п. Основу рейтинга вузов составили 19 локальных критериев.
Если говорить о том, как в России сегодня ведется работа в отношении составления рейтингов вузов, необходимо отметить, что в соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина Российским союзом ректоров инициирована реализация проекта по формированию нового Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета». Оператор рейтинга – Ассоциация составителей рейтингов (АСР), членами которой являются ведущие рейтинговые и исследовательские центры («Эксперт РА», ВЦИОМ, «Репутация» и др.).Выше шла речь о мировом опыте рейтингования университетов. А вот в России в 2001 г. Министерство образования и науки приказом №631 от 26.02.2001 г. «О рейтинге высших учебных заведений» инициировало разработку методики рейтинга университетов нашей страны. В основе методики определения рейтинга вуза лежали более 45 показателей по таким критериям, как интеллектуальный потенциал вуза, активность, профессорско-преподавательский состав, студенты и аспиранты, подготовка научных кадров, объем научных исследований, издательская деятельность и т.п. Основу рейтинга вузов составили 19 локальных критериев.
Московский международный рейтинг вузов – принципиально новый академический рейтинг, который оценивает все три ключевые миссии университета: образовательную (вес 45%), научную (вес 25%) и – впервые в практике рейтингования – взаимодействие университета с обществом (вес 30%). Рейтинг использует целый ряд новых критериев, рассчитываемых по объективным данным, и исключает субъективные репутационные опросы. Инициатива создания рейтинга поддержана ведущими университетами России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Японии.
11 декабря 2017 г. опубликованы результаты пилотной версии этого рейтинга. В топ-200 нового глобального рейтинга вошли университеты из 39 стран. Россия представлена в рейтинге 13-ю вузами. МГУ им. М.В. Ломоносова расположился в рейтинге на 25-й позиции. Помимо МГУ в первую сотню лучших вузов мира удалось пробиться еще двум российским университетам – Санкт-Петербургскому государственному университету (72-е место) и Московскому физико-техническому институту (73-е место).
Наиболее широко представлены в рейтинге вузы континентальных европейских стран (48 университетов) и США (41 вуз). Также заметные успехи продемонстрировали Великобритания и Китай, которые представлены в топ-200 глобального рейтинга 18-ю и 14-ю университетами соответственно [12].
Ежегодные российские рейтинги университетов составляются агентствами РА «Эксперт» (рейтинг лучших вузов России) и «Интерфакс» (Национальный рейтинг университетов).
До недавнего времени рейтинги университетов России составлялись по их категориям: рейтинг юридических, экономических, технических вузов и т.д. Сегодня ведется оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых групп стейкхолдеров: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников вузов.
Наиболее авторитетными и известными сегодня являются рейтинги университетов, составленные РА «Эксперт» и получившие международное одобрение. Данное агентство с 2012 г. занимается рейтингованием высших учебных заведений России с целью создания ориентиров для абитуриентов, работодателей, общественности и власти, привлечения абитуриентов и специалистов бывшего СССР, восстановления разрушенных связей, возрождения престижа российского высшего образования, содействия глобализации российских вузов.
РА «Эксперт» в 2017 г. опубликовало шестой ежегодный рейтинг вузов России. В тройке лидеров, согласно версии данного рейтингового агентства, три года наблюдается стабильность: на первом месте МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место занимает МФТИ, а третье – НИЯУ МИФИ. Первая десятка российских университетов, входящих в этот рейтинг, представлена в табл. 3.
Таблица 3
100 лучших вузов России, 2017 г. [8]
Место, 2017 г. |
Место, 2016 г. |
Название |
Рейтинговый функционал |
Условия для получения качественного образования, ранг |
Уровень востребованности выпускников работодателями, ранг |
Уровень научно-исследовательской деятельности, ранг |
1 |
1 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова |
4.729 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
4.603 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
4.424 |
7 |
4 |
2 |
4 |
5 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
4.244 |
4 |
12 |
5 |
5 |
7 |
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ |
4.223 |
2 |
7 |
34 |
6 |
6 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
4.216 |
5 |
6 |
15 |
7 |
4 |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана |
4.136 |
10 |
1 |
11 |
8 |
8 |
Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
4.100 |
6 |
15 |
7 |
9 |
9 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
3.957 |
8 |
16 |
6 |
10 |
11 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
3.890 |
12 |
13 |
8 |
Рейтинговое агентство «Эксперт», помимо общего рейтинга вузов, оценивает и составляет рейтинг по таким показателям деятельности, как условия для получения качественного образования, уровень востребованности выпускников работодателями, уровень научно-исследовательской деятельности университета (табл. 3).
Так, например, МГУ им. М.В. Ломоносова по показателю востребованности выпускников работодателями занимает второе место, а лидером по данному критерию является Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, который в общем рейтинге 2017 г. находится лишь на седьмом месте.
Региональным вузам России сложно в этих условиях пробиваться даже в национальные рейтинги, так как Министерство образования и науки РФ устанавливает показатели эффективности деятельности, которые являются довольно высокими для многих рядовых учебных заведений.
Кроме того, РА «Эксперт» в 2017 г. впервые опубликовало рейтинг вузов по количеству выпускников в составе топ-менеджмента крупнейших компаний России из списка RAEX-600 (РА «Эксперт») (табл. 4).
Таблица 4
Количество выпускников в составе правлений крупнейших компаний России (RAEX-600), 2017 г. [8]
Место, 2017 г. |
Название |
Количество выпускников в составе правлений крупнейших компаний России |
1 |
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова |
213 |
2 |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации |
169 |
3 |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ |
149 |
4 |
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова |
93 |
5 |
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ |
76 |
6 |
Санкт-Петербургский государственный экономический университет |
66 |
7 |
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
64 |
8 |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана |
62 |
9 |
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина |
61 |
10 |
Национальный исследовательский университет «МЭИ» |
59 |
11 |
46 |
|
12 |
Сибирский федеральный университет |
45 |
13-14 |
Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II |
41 |
13-14 |
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) |
41 |
15 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
38 |
16 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
33 |
17-18 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
32 |
17-18 |
Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина |
32 |
19 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
31 |
20 |
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева |
26 |
Лидером по числу выпускников, которые занимают ведущие посты в крупнейших российских компаниях (табл. 4), стал МГУ им. М.В. Ломоносова. В первую пятерку также вошли Финансовый университет при Правительстве РФ, РАНХиГС при Президенте РФ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и МГИМО (У) МИД РФ. В данном рейтинге представлены восемь технических вузов, среди которых МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, МЭИ, МГУПС императора Николая II и МФТИ.
Составлением национального рейтинга вузов нашей страны занимается также агентство «Интерфакс», результаты которого несколько отличаются от рейтинга российских университетов от РА «Эксперт». Здесь лидирует главный университет страны – МГУ им. М.В. Ломоносова, а вот второе место в 2017 г., по версии агентства «Интерфакс», занимает Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», третье – Санкт-Петербургский государственный университет. Общий рейтинг российских вузов в 2017 г. (первая десятка) по данным этого агентства представлен в табл. 5.
Таблица 5
Национальный рейтинг университетов России в 2017 г. [5]
Ранг |
Наименование университета |
Оценка |
1 |
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова |
1000 |
2 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
856 |
3 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
735 |
4 |
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики |
734 |
5 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
727 |
6 |
Московский физико-технический институт (НИУ) |
722 |
7 |
Университет ИТМО |
715 |
8 |
Томский национальный исследовательский государственный университет |
707 |
9 |
Российский университет дружбы народов |
706 |
10 |
Томский национальный исследовательский политехнический университет |
680 |
Различия в распределении мест между университетами, скорее всего, связаны с разными методиками подсчета, применяемыми этими двумя агентствами.
В целом же, согласно данным рейтинговых агентств, наибольшего продвижения достигли вузы экономического и управленческого профилей. Устойчивый спрос абитуриентов наблюдается в пользу ведущих экономических вузов, а их выпускники через год после окончания обучения зарабатывают на 28% больше, чем выпускники других университетов из топ-30 рейтинга RAEX [8].
Согласно данным РА «Эксперт», анализ динамики положения вузов в рейтинге позволяет сделать однозначный вывод: при присоединении к сильным университетам менее успешных образовательных организаций конкурентоспособность первых снижается. Иными словами, процессы укрупнения за счет слияний наносят урон сильным вузам. Так, например, в последние годы из-за объединений с другими вузами в рейтингах на время снижались позиции НИУ ВШЭ, Финансового университета, НИТУ «МИСиС». Такая ситуация может быть обоснована тем, что присоединение сопровождается часто значительным увеличением численности студентов при невысоком приросте материальной базы и кадров.
В целом необходимо отметить, что любые рейтинги дают достаточно субъективную оценку результатов деятельности вузов. Однако, несмотря на это, в последние годы рейтинги стали важным атрибутом мирового рынка образовательных услуг. Важным фактором конкурентного успеха университетов на российском и международном образовательных рынках является их положительная репутация, в процессах формирования которой рейтинги играют существенную роль.
Занимая в мировом или национальном рейтинге ведущие позиции, университет резко повышает свою привлекательность, как для абитуриентов, так и для работодателей, инвесторов и государства.
Несмотря на спорные позиции относительно объективности различных рейтингов, ими не стоит пренебрегать, а, напротив, необходимо их рассматривать в качестве достаточно эффективных инструментов репутационного менеджмента университета.
Региональным вузам сложно соперничать с ведущими учебными заведениями страны и, тем более, почти нереально попадать в мировые рейтинги. И это проблема не только каждого вуза в отдельности, она должна решаться, в том числе, и на макроуровне. В рамках развития системы высшего образования нужна разработка и реализация мер государственной поддержки и содействия продвижению отечественных вузов.
Например, перспективным является проект по формированию Московского международного рейтинга вузов, который призван способствовать повышению престижа отечественного высшего образования, репутации российских университетов, продвижению большего числа из них на мировой уровень. А это будет серьезным вкладом в формирование имиджа и репутации нашей страны в целом.
1. Dowling G. Creating Corporate Reputations [Tekst] / G. Dowling. - Oxford University Press, 2002. − 320 p.
2. Gorin S.V. Delovaya reputaciya organizacii [Tekst] / S.V. Gorin. − Rostov n/D.: Feniks, 2006.
3. Desyat' vuzov Rossii voshli v top-50 reytinga universitetov stran BRIKS [Elektronnyy resurs] // URL: https://ria.ru/abitura_world/20171122/1509381859.html (data obrascheniya: 31.05.2018).
4. Zarubezhnyy opyt sostavleniya reytingov [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.univer-rating.ru/txt.asp?rbr=48 (data obrascheniya: 31.05.2018).
5. Nacional'nyy reyting universitetov [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.univer-rating.ru/rating_common.asp (data obrascheniya: 31.05.2018).
6. Reznik S.D. Reputaciya kak klyuchevoy faktor obespecheniya konkurentosposobnosti rossiyskogo vuza [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. − 2014. − № 2. − S. 81-91.
7. Reznik S.D. Upravlenie reputaciey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst]: Monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina. − M.: INFRA-M, 2014. − 227 s.
8. Reyting luchshih vuzov Rossii - 2017 [Elektronnyy resurs] // URL: https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2017/ (data obrascheniya: 31.05.2018).
9. Reyting universitetov mira QS [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/qs/ (data obrascheniya: 31.05.2018).
10. Sal'nikova L.S. Reputacionnyy menedzhment. Sovremennye podhody i tehnologii [Tekst] / L.S. Sal'nikova. − M.: Yurayt, 2013. − 303 s.
11. Yudina T.A. Reputaciya vysshego uchebnogo zavedeniya i ee potrebiteli [Tekst] / T.A. Yudina // Problemy teorii i praktiki upravleniya. − 2014. − № 1. − S. 107-114.
12. Moscow international university ranking [Elektronnyy resurs] // URL: https://mosiur.org/ranking/ (data obrascheniya: 1.06.2018).
13. World Reputation Rankings 2018 [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2018/reputation-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (data obrascheniya: 1.06.2018).